Технологическая карта урока "Творчество В. Драгунского. Юмор в литературном произведении «Заколдованная буква»" 2 класс
МАОУ Гимназия №2
учитель начальных классов
Сидойкина Ольга Евгеньевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний
УМК: « Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Технологическая карта урока
Тема
Творчество В. Драгунского. Юмор в литературном произведении «Заколдованная буква».
Цель
Создание условий для формирования у обучающихся деятельностных способностей для знакомства с творчеством В.Ю. Драгунского.
Задачи
Образовательные: познакомиться с творчеством В.Драгунского, раскрыть смысл произведения; совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения, формирование навыков словарного запаса.
Способствовать развитию навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, интереса к чтению художественной литературы, произвольного внимания и наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру речи, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе в парной и групповой работе.
Формируемые УУД
Предметные:
понимать, что такое «юмор в литературном произведении», обладать способностью выразительного чтения, чтения по ролям, умением сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли; совершенствовать библиографические навыки, активизировать словарный запас.
Личностные: обладать эмоциональной отзывчивостью на жизненные события, способностью сопереживать человеку; способностью осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба, совесть; обладать эмоциональным отношением к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Художественное произведение, юмор, биография
Межпредметные связи
Русский язык, риторика, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
1.В.Ю.Свиридова А. В. Чуракова «Литературное чтение» (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012 год)
2. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 класс.
Мультимедиапроектор, экран, презентация, фильм – биография В. Драгунского индивидуальные карточки с пословицами для работы в парах, кроссворд для каждой группы, для этапа рефлексии - шишки из бумаги для елочки
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
(1 мин)
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-установить тематические рамки;
-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(3 мин)
Цели
Актуализация субъектного опыта обучающихся
(личностных смыслов,
опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)
-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
-повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
-уточнить тип урока
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели
- организовать постановку темы урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
V. Реализация построенного проекта
(8 мин)
Цель.
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание ;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
Физминутка
(2мин)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(5 мин)
Цель.
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
VII.
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону
(6 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;
-поблагодарить одноклассников,
которые помогли получать результат урока
Мотивирует учащихся на работу.
Организует повторение изученного.
Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога организует работу, подводит учащихся к формулированию цели урока и темы
В форме подводящего диалога организует учет разных позиций высказываний,
разных мнений.
Организует выполнение обучающимися
плана действий, самостоятельной работы, самопроверку, самооценку
Первичное чтение произведения в исполнении автора.
Стадия вызова.
Работа по учебнику.
Секреты талантливого спора
Приветствуют учителя, гостей.
Повторяют изученный ранее материал.
Узнают фамилию автора и произведение, с которым сегодня познакомятся.
Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое
Урок открытия новых знаний
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Участвуют в диалоге.
Составляют рифмы
Чтение скороговорки.
Называют тему урока.
Работа над темой урока.
Слушание биографии.
Делятся открытиями.
Слуховое и зрительное восприятие текста
Работа в парах
(правила работы в паре)
Выбор пословиц в паре,
объяснение выбора
Исполнение двигательно-
зрительной
физминутки «Лепим снеговика»
Подготовка к чтению.
Лексическая работа
Чтение текста и беседа по содержанию
Осмысление прочитанного
Работа с литературными терминами.
Работа с образными выражениями
Чтение отрывка из текста по ролям
Работа в группах.
(Правила работы в группах)
Кроссворд
Самопроверка в группах.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
На елочку, организованно по группам, прикрепляют свою шишечку.
Слайд 1
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
Поприветствуем улыбкой гостей.
Спасибо. Пожелаем мысленно себе удачи, и тихонечко присаживайтесь за парты.
Урок я начну словами фран. философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо
Слайд 2
Я прочитаю вам отрывок из произведения, а вы назовите автора, с чьим творчеством мы сегодня знакомимся:
«Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и пою очень громко. Шпроты я тоже люблю».
Слайд 3
(Виктор Драгунский.
«Что я люблю»)
Кому адресовано творчество Драгунского?
В каком жанре пишет Драгунский?
(рассказы для детей)
Ребята, а какие произведения пишет Драгунский, весёлые или грустные?
- Вам знакомо его творчество?
-А хотите знать больше о творчестве В.Драгунского?
- Как вы думаете, какой тип урока сегодня, кто догадался?
(Урок «открытия» новых знаний)
- Какова цель нашего урока?
- Прочитайте предложение.
Слайд 4
У Саши в кармашке шишки да шашки.
-Что это?
(скороговорка).
- Объясните смысл слова.
(рифмованное предложение, которое надо говорить правильно и быстро).
-Разработать ротик нам поможет скороговорка.
-Читаем про себя,
-Шепотом быстрее, хором, голосом ещё быстрее.
-Какое произведение мы будем читать, догадались?
«Заколдованная буква»
-Ребята, можете ли вы назвать тему урока?
Слайд 5
- Составим план универсальных учебных действий, которые будем учиться совершать на этом уроке: (подбор рифмы)
Слайд 6
План открытий ………,
Биографию ………,
Тексты будем мы ….,
Рифму к слову …………,
На вопросы ……………,
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..!
(Слова-подсказки: составлять, узнать, читать, подбирать, отвечать, развивать)
-Ребята, я о Викторе Драгунском знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте.
Слайд 7
(Включаю запись с биографией писателя)
- Что открыли нового для себя?
- А сейчас вы услышите чтение произведения в исполнении самого автора - Виктора Драгунского.
Но предупреждаю, что слова текста могут расходиться с авторским чтением.
Какие впечатления от прочитанного?
Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.
Слайд 8
Слушаем. Включается запись рассказа.
После прослушивания.
- Какие ваши впечатления от рассказа? Сравним наши предположения.
Работа в парах: какую из этих пословиц вы бы посоветовали запомнить ребятам
Слайд 9
1.Не смейся, горох, над бобами, сам будешь валяться под ногами.
Значение пословицы:
(Пословица используется как ответ на чьи-либо насмешки. Имеется в виду, что не стоит смеяться над другими, так как сам сможешь оказаться в затруднительном, смешном положении)
2. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
3.Чему посмеёшься, того и сам берегись.
(1,2)
Можете сделать вывод? Как нужно вести себя с товарищами? (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)
Слайд 10-18
Слайд19
- Прочитайте название произведения.
-Почему такое название?
-Ребята, а в жизни у нас нет заколдованных букв?
Слайд 20-23
При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать? На экране слова, написанные по слогам, а затем целиком.
Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е
Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ
- Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.
- В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).
Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.
ПОСТАВИТЬ НА ПОПА' Хором прочитаем.
- Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)
ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ
У слова "шпиц" есть два значения.
1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.
2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.
- Какое нам из значений подходит? (2)
Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ
Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ
ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, который называется "акт".
Слайд 24
Чтение текста и беседа по содержанию.
Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановилось возле елки. Достаточно.
Первая остановка
- О чем вы прочитали?
-Кто главные герои?
-Как оказались они у ёлки?
- Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь)
- Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки?
- чем закончилась эта часть?
Продолжим.
Вторая остановка
Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".
Какая большая часть, о чем здесь говориться?
(дети спорят)
-В жизни возникает спор? (Да.)
В жизни нам часто приходится спорить, т.к. в споре рождается истина, поэтому психологи предлагают нам секреты талантливого спора.
Слайд 25
1.Не спорить по пустякам.
2.Помни всегда, о чём споришь.
3.Имей всегда в споре примеры и доказательства.
5. Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.
- Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Как назвала Алёнка? (Сыски) Как назвал Мишка?
(Хыхки)
- Чем закончилась эта часть?
- Почему они заплакали?
Продолжим.
Завершающий этап чтения
- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте.
- Как правильно надо сказать?
Слайд 26
-К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Какие бывают рассказы? (художественные и научные)
Какой это рассказ?
(художественный)
Докажите (в нём есть сюжет и художественный вымысел)
Слайд 27
- Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? (да) Почему вы так решили? И мне было весело.
- А за счет чего? (смешных слов)
- Найдите смешные слова:
Я немножко поднажал:.(прибавить мощь)
Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной)
Воспаление мозга :(болит голова)
Полезло на ухо ::.(мимическое выражение лица)
Давай реветь:::.(громко спорить)
Умру от смеха :::.
Прочитаем по ролям:
С.150.Слайд28
Слайд 29-30
Разгадав кроссворд,
мы узнаем, как можно назвать такой рассказ.
- Получилось слово
ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ.
- Почему так можно назвать рассказ?
Слайд 31
- Наше общение у нас сегодня с вами завершилось.
- Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
- Достигли мы поставленной цели?
- Поблагодарите одноклассников за полученные результаты на уроке.
- Если вы чувствуете, что на уроке у вас всё получилось, прикрепите к своим елочкам шишечку синего цвета.
- Если всё удалось, но не сразу – желтого.
- Если трудных моментов было много, прикрепите шишечку красного цвета.
Слайд 20
Я вижу, что наша елочка стала яркой, весёлой, доброй и нежной!
С Наступающим Новым годом!
реализовывать
потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию
уважать
мнение
собеседников;
– участвовать
в выразительном
чтении по ролям,
в инсценировках;
– следить за действиями
других участников
в процессе коллективной творческой деятельности;
Уважать
мнение
собеседников;
– участвовать
в выразительном
чтении по ролям,
в инсценировках;
– следить за действиями
других участников
в процессе кол- лек лективной твор-
ческой
деятельности.
Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображенному. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.
Уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Уметь выделять в тексте подтверждающие мысли
Внутренняя позиция школьника.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникатив-ные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
.
.
.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ