Тема: Изображение фантастических образов в художественных произведениях. С.Я. Маршак «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходер «Приятная встреча»
Лебедева Татьяна Сергеевна
НИУ «БелГУ»
Студентка педагогического факультета
Тема: Изображение фантастических образов в художественных произведениях.
С.Я. Маршак «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходер «Приятная встреча».
Цель: Создание условий на уроке для знакомства и полноценного усвоения стихотворений С.Я. Маршака «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходера «Приятная встреча».
Задачи:
- содействовать полноценному восприятию стихотворений, формированию читательских умений по анализу художественного произведения;
- способствовать развитию речевой культуры учащихся;
- формировать умения самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; - способствовать развитию интонационной выразительности при чтении и рассказывании;
- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности, умение передавать личностное отношение к прочитанному.
Оборудование: учебник, хрестоматия, Карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, словарик настроений.
Ход урока
Этапы урока
Время
Форма и приемы работы на данном этапе
Примечания
Орг. Момент.
3 мин
Здравствуйте. Садитесь.
- Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Солнышко Лиза, Ваня, Маша, Дима... Эти улыбки вы дарите мне, друг другу. У нас замечательное настроение. Оно описано в этих словах.
(Дети читают на доске настрой).
Прекрасно всё на небе!
Прекрасно на земле!
Прекрасно всё вокруг!
Прекрасно всё во мне!
- Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые, добрые, ласковые, поднимающие настроение. Давайте сохраним это настроение на протяжении всего урока.
- Сейчас мы как обычно поработаем самостоятельно с карточками. Каждый получает карточку, подписывает ее, выполняет задание и сдает.
Слова записаны на доске
Работа с карточками с заданиями.
2. Речевая разминка
3 мин
- Теперь, ребята, давайте поднимем голову выше и очень легко подышим. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
- А сейчас, давайте представим, что перед нами очень горячий чай. Вам нужно его остудить.
- Что сделаем? (Нужно подуть)
- Конечно, нужно подуть на чай.
-Давайте подуем.
Дети выполняют упражнения сидя ровно за партами.
3.Проверка домашнего задания
7 мин
- А теперь мы поверим. Все ли выполнили домашнее задание.
- Какое задание у вас было? (Вставить рифмы в стихотворение Ю.Тувима «Про пана Трулялинского»)
- Давайте посмотрим, кто же какие рифмы подобрал.
- Сейчас будем читать по 4 строчки, кому достанутся строчки с пропусками – тот говорит слова, которые он вставил.
- А потом мы все быстро обсудим.
- Итак, поехали.
Работа со стихотворением Ю.Тувима «Про пана Трулялинского» (учебник с.53-54)
4. Актуализация опорных знаний.
Объявление темы и цели урока
5 мин
- Ребята, сегодня мы начинаем читать следующую главу учебника. А открывает нам её какой-то человечек. Кто же он и откуда? (Это Баба-Яга. Она из сказки)
- А откуда она? (Из сказки)
- Значит, эта глава тоже будет необычной, волшебной. Она откроет нам новый секрет художественных текстов. Давайте прочитаем хором, как этот секрет называется.
( «…А если я глаза закрываю, Мне видно то,
Чего не бывает…»)
- А как вы понимаете эти слова? Где можно увидеть то, чего не бывает?
( Во сне. В мечтах. В своём воображении.
А ещё в сказках, когда читаешь и представляешь эти картины)
- А теперь почитаем правило. Оно вводит нас в новую главу и сообщает что-то интересное. (Чтение правила учителем)
- Что же вы узнали?
(Что авторы могут изобразить не только то, что бывает в жизни, но и то, чего
не бывает)
- О том, что бывает, мы узнали в предыдущих трёх главах. Мы не только об этом читали, но и наблюдали, как авторы это делают, какие секреты знают, чтобы интересней и достоверней рассказать читателю о жизни людей или о природе.
- Сегодня мы будем читать другие тексты, о том, чего не бывает в жизни.
Наверное, вам уже приходилось читать самим или вам читали взрослые такие книги, где события или герои вымышленные. А как эти книги называются, знаете?
(Сказки! Фантастика!)
Дети читают хором
(Чтение правила учителем)
5. Изучение нового материала
10 мин
- Значит, авторы нас вводят в чудесный фантастический и сказочный мир.
- Сейчас мы будем читать стихотворение детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, его портрет вы видите на слайде.
- Маршак был великим мастером слова и настоящим другом ребят: он писал для них много произведений, интересных и поучительных. Мы не раз будем читать его стихотворения, и я надеюсь, что вы их полюбите.
А сейчас мы прочитаем стихотворение «Дремота и Зевота» и посмотрим, о чём оно.
- Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы постарайтесь представить в своём воображении героев этого произведения.
- Кто главные герои в этом стихотворении? (Дремота и Зевота)
- А как вы их себе представили? Нарисуйте словами.
Ученики.- Дремота и Зевота – это феи. Они могут заколдовать детей. Это колдуньи.
- Я их представил в чёрной накидке и с закрытыми глазами.
- А я Дремоту представил с закрытыми глазами, а Зевоту – с раскрытым ртом
и страшными зубами.
- А я представила их в образе птиц: Дремота – это голубь, а Зевота – ворона.
- А как вы думаете: Дремота и Зевота существуют в жизни? (Нет, не существуют).
Ученик. А я думаю, что они есть, только мы их не видим. Они подкрадываются незаметно к нам и заставляют нас дремать и зевать.
- Итак, одни из вас говорят, что таких существ нет, другие – что есть, но мы не видим их. Но когда вы слушали стихотворение, вы же смогли их представить в образах, которые существуют на самом деле: людей, птиц?
Ученик.- Да, представили.
- В этом и заключается авторский секрет. Попробуем его отгадать.
Портрет на слайде
Чтение текста учителем
6. Физминутка
2 мин
Презентация на экране
На слайде
7. Изучение нового материала.
10 мин
- Мы продолжаем читать о том, чего не бывает.
- Сейчас мы прочитаем стихотворение , которое называется «Чудеса», и посмотрим, о каких чудесах рассказывает автор и что в этом тексте необычно: герои или события.
- Сначала прочитайте стихотворение про себя.
- Сейчас будем читать по предложению.
- Эрик, начинай.
- А теперь скажите, что здесь вымышленное?
(- герои, потому что коровы не умеют летать; события, потому что птицы не умеют лаять; автор нарисовал все, чего не бывает).
- Давайте разберемся. Для этого поиграем в игру «Веришь – не веришь».
- Ваша задача прочитать медленно текст, выбирая события и героев и сказать, верите вы в это или нет.
Учитель делит доску на две части. В одной записываются герои, а в другой – события.
Герои (корова. Бабочки, птицы, собаки), события (взлетела корова, бабочки вили гнезда из прутиков, залаяли птицы, запели собаки, выпал снег в июле, оранжевый снег).
8. Итог урока. Рефлексия.
3 мин
- С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- Чем похожи данные стихотворения?
- В чем вы убедились?
- Над чем задумались?
- Чему научились?
- Сейчас оцените свою работу в течении урока и приклейте стикеры на соответствующие листы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ