Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка» 2 Класс
Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”
Задачи:
образовательные:
продолжить работу над анализом художественного произведения,
отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Ожидаемые результаты.
вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
повышение эрудиции и словарного запаса детей;
развитие фантазии, творческого воображения;
совершение доброго поступка по отношению к животным;
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Постановка учебной задачи.
Решение кроссворда. “Животные”
а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. ( Ёж)
б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (Лиса)
в) По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)
г) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
д) Он огромен, полосат,
А вообще – то, кошке брат. (Тигр)
е) Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам. (Слон)
ж) Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла. (Бык)
ж) Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Ключевое слово “животные”. Про животных будем читать.
- А вот про кого? Отгадайте!
Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома. (Собака) (слайд № 2)
2) Работа над стихотворениями (слайд № 3)
1.
Жила-была собачка,
По кличке Чебурашка,
Курчавенькая спинка,
Забавная мордашка
Хозяйка к ней настолько
Привязана была
На рынке покупала
Куриную печёнку
В одно и то же время
Кормила собачонку
А та жила в довольстве.
2.
Бедная собачка – бросили её
Бедная собачка – где ее жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог
Перед нею, бедной, нет уже дорог.
- Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, второй – вслух, выразительно, на публику. Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!
Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе? (Ответы детей.)
Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)
- Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.
Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
- Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
- Длина - 2м 40см, вес – 230кг (Показ рисунка льва, слайд № 4)
III. Физкультминутка
IV. Решение учебной задачи
1. Работа над рассказом “Лев и собачка”
а) беседа.
- Мы сегодня ребята продолжим читать рассказы Л.Н.Толстого. (Портрет Л.Н.Толстого, ) Вспомните, какие рассказы читали в 1классе? Во 2 классе? Какие рассказы вы ещё знаете? (Выставка книг Л.Н.Толстого, слайд № 7 )
- Молодцы! Прекрасно! Вы можете найти эти книги в школьной библиотеке и читать. Открыли учебник. Как называется рассказ? (“Лев и собачка”).
- О чем нам может рассказать заголовок? (Речь пойдет о хищном льве и собачке. О маленькой собачке и огромном льве.)
б) чтение рассказа учителем.
- Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!
(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)
- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.
в) чтение вслух детьми.
г) словарная работа
- Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас интересовали? (Лондон, барин...)
- Много стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва.
Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек.
д) Работа над содержанием рассказа.
- Ответы на вопросы (слайд №8)
- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)
- Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста.
- Выборочное чтение
- В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)
- Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...)
- Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)
- Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)
- В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)
- Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)
- От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)
V. Рефлексия урока
- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?
- Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
- На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)
Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, (слайд № 9)
VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ