Тема: Предание «Шихан» 6 Класс
Урок 3___________
Литературное краеведение 6 класс
Тема: Предание «Шихан».
Цели:
расширить знания учащихся о родном крае;
помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии;
воспитывать чувство уважения к родному краю.
Ход урока
I Оргмомент.
___________________________________________________________________________
II Сообщение темы и целей урока.
___________________________________________________________________________
III Работа над материалом урока.
1. Актуализация опорных знаний.
Вспомните и скажите что такое предание?
Какое предание мы изучили на прошлом уроке?
Откуда повелось название Бузулук?
2. Чтение предания «Шихан».
(Чтение учителем, затем учащимися).
Шихан
Записано от Ивана Федоровича Ярославского, 62 лет, с. Ромашкино, Бузулукского района, 1947г.
Сами-то мы ромашенски, а допрежь рязанскими были! Прабабушка наша на стороне похоронила прадеда и затосковала. Прадед-то и начни каждую ночь к ней полетывать. Она, было, от него и так, и сяк, да от нечистой силы не скоро отвяжешься. Сошлись к ней на совет добрые люди и присоветовали уйти на вольницу. Она подобрала своих четверых сыновей и пришла в нынешнее Ромошкино, слыхали, может, такое село. Тогда Бузулука-то еще и не было.
При жизни прабабушки в восьми верстах от села высилась одинокая гора Шихан. На нее ни взъехать, ни взойти, так круты ее бока. В детстве мы хаживали на Шихан и ползком, на четвереньках, взбирались на ее вершину, и то только с одной, восточной стороны. Опричь ни с какой не взберешься.
Слыхали мы от стариков, что Шихан-гора не природная, а сложена руками человеческими из камня-дикаря. Внутри она полая. Если постукать ломом по боку, то Шихан загудит, как пустая бочка или барабан, а внутри зашипит по-змеиному.
Когда прабабушке стукнула сто семь лет, а мне пошел пятнадцатый, она рассказывала, что многие тысячи лет тому назад в наших местах было древнее княжество. Правил им справедливый и храбрый князь Литвин. Он сам творил над подданными суд и расправу, сам распределял и собирал оброки, словом, все делал в княжестве вершил единолично без всяких помощников.
Подданные князя прозывались чудью белоглазой. Они занимались охотой и скотоводством и вели широкую торговлю с Персией, Азией и Россией. Богатства они накопили несметные. Приезжавшие к ним по торговым делам азиаты завидовали их довольству и точили зубы на их добро.
Однажды к Литвину приехал из средней Азии великий хан Амии. При виде богатства чуди белоглазой у него разбежались глаза. И задумал он пойти войной на чудь, отнять у нее скот и прочее добро. Приехал домой и начал поднимать на ноги весь свой народ в поход.
Литвин узнал о черном замысле хана Амии и тоже стал готовиться к войне. Подошла весна. Со степи сбежал снег. Вошли реки в берега, зазвенели жаворонки. Зазеленел ковыль степной. Откуда ни возьмись, хан Ами тут как тут.
Шумит Литвину : «Отдай мне, брат Литвин, без греха, пять тысяч жен в рабыни, тысячу девушек в гареме, сто сот баранов, пятьсот коней, две тысячи коров и столько же коров».
У Литвина дураки не водились, и он даже не удостоил хана Ами ответом и двинул свое войско в бой. Семь дней и семь ночей дрался народ без передышки. На восьмой день войско Литвина изнемогло. Князь видит, что дело принимает плохой оборот, выезжает сам наперед и увлекает за собой притомившиеся ряды. Но, как говорится, на леченом коне далеко не уедешь, так и уставшим народом много не сделаешь. Кое как чудь продержалась до вечера. На закате солнца храбрый Литвин пал. На войско его напал ужас, и оно разбежалось.
Хан Ами захватил пять тысяч жен в рабыни, тысячу девушек в гаремы, сто сот баранов, пятьсот коней, две тысячи коров. Часть этого добра он роздал своим сподручным, а большую часть запродал в Персию.
Место храброго Литвина занял его сын Диона, хиленький и тщедушненький человек, но пройда, как свет мало родил. К нему пришли его подданные и стали просить, чтобы он схоронил отца по всем правилам их религии. Тогда Диона собрал сто мелких князей, пять тысяч воинов и тысячу подвод и начал сооружать тот самый холм, который мы называем Шиханом. Камень-дикарь привозился с Сухореченских гор, известь – из-под Сырта, а песок с Самарки.
День и ночь люди, не покладая рук, возили и таскали камень, сооружая Шихан-гору.
Подошла весна. Сбежал со степи снег. Реки вошли в свои берега. Зазвенел в вышине жаворонок. Зазеленелся степной ковыль, и вдруг опять неожиданно-негаданно хан Ами тут как тут.
Шумит Дионее:
- Отдай мне, брат, пять тысяч жен в рабыни, тысячу девушек в гаремы, сто сот баранов, пятьсот коней, две тысячи коров и столько же дураков.
В этих словах Диона узнал хана Ами. Своей армией он не надеялся отразить врага и теперь решил спасти хоть богатство свое и народное. С этим он приказывает снести все богатство в Шихан.
Понесли люди кто золото, кто серебро, кто жемчуга и драгоценные каменья. Набили им Шихан до отказу, не хватило места. Тогда под грибницей Литвина выкапывают глубоченную яму и в нее прячут самое ценное. В самом верху Шихана люди Диона сбили медного змея с огненными глазами. Старики рассказывали, как извиваться, широко раскрывать кроваво-красный рот и так страшно шипеть, что никто до сих пор не решается туда проникнуть.
После того, как добро было захоронено, чудь белоглазая двинулась к Волге. Хан Ами шел следом и не давал ей покою ни днем, ни ночью и так ее измотал, что она совсем не могла защищаться. Подогнав ее к месту, где стоит сейчас город Самара, он опрокинул ее в Волгу.
Чудь вся и перетонула.
Хану Ами удалось захватить пять тысяч жен, тысячу девушек в гаремы, сто сот баранов, пятьсот коней и две тысячи коров. Но золото, серебро и прочее добро ему не попало в руки. Он не знал, где его захоронили.
Хан Ами ушел домой. Чудь белоглазая, оставшаяся в живых, ушла пленницей в Среднюю Азию. Степь опустела и обезлюдела. На ней лишь паслись редкие стада коней да хозяйничали своры волков.
Так прошли тысячелетия. При первых царях в наших местах укрылась шайка разбойников, бежавшая по одному преданию с волги, по другому – с Яика. Она облюбовала себе Шихан и на нем поселилась. Место для нее самое подходящее, с горы на десять верст кругом видать, как на ладошке.
С кистенями и самопалами рыскали они по степи, не давая проходу и проезду ни бедному, ни богатому. Бедного ловили, в рабство продавали, богатый подался – голым оставался.
В те поры в наших местах появились первые поселения. Народ в них жил крепко. Земли были невспаханные, плодородные. Каждый двор сколько хотел, столько и захватывал. Хлеба родилось много. Скот водился гуртами. Разбойникам было чем поживиться.
Есть такая пословица: «хорошая слава в сундуке лежит, а дурная по дорожке бежит». Оно и верно. О разбойниках скоро узнали, и потянулись к ним всякие сбродные люди. Шайка выросла, окрепла и начала заниматься теперь не только ночным, но и денным разбоем на больших дорогах. От этого она так разжилась, что добро ей стало некуда деваться. И вот она начала отвозить его в Яицкий городок, а оттуда по реке Яику сплавляла на Кавказ, в Турцию и Персию. До сих пор в наших местах сохранилась разбойничья дорога. Она проходит по степи до самого Уральска, не заходя ни в одно село, ни в один поселок.
Но на земле нет ничего вечного. Пришел и шайке конец. Явились русские солдаты и начали громить разбойничье гнездо. Куда, куда разбойникам прятать добро? Они и придумали, было скрыть его в Шихане. Прибили с восточной стороны брешь и ползли со своим добром внутрь, а змей повернулся в их сторону и давай извиваться, давай шипеть. У разбойников от страху волосы встали дыбом. Наскоро заделали отверстие, а добро захоронили на вершине и по бокам Шихана.
Наши односельские частенько ковыряли на Шихане – разбойничье добро искали. Находили оружие, полуистлевшую сбрую, но на золото никто не нападал. Впрочем, может, и находили, да разве об этом скажут? Однако самый Шихан открыть никто не решается. Достаточно по нем постучать, как внутри послышится такой гул, такое шипение, как будто и в самом деле там извивается и корчится громаднейший змей.
Вот почему никто до сих пор не осмеливается проникнуть в нутро Шихана.
3. Работа над текстом предания.
О чём повествует предание?
Кто такой князь Литвин и хан Ами?
Что мы узнаём про них?
Что такое Шихан? Как она строилась?
Какова дальнейшая судьба горы Шихан.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте план предания и запишите его в тетрадь.
4. Пересказ предания.
Подготовить пересказ предания «Шихан».
IV. Итог урока. Домашнее задание.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шихан
Записано от Ивана Федоровича Ярославского, 62 лет, с. Ромашкино, Бузулукского района, 1947г.
Сами-то мы ромашенски, а допрежь рязанскими были! Прабабушка наша на стороне похоронила прадеда и затосковала. Прадед-то и начни каждую ночь к ней полетывать. Она, было, от него и так, и сяк, да от нечистой силы не скоро отвяжешься. Сошлись к ней на совет добрые люди и присоветовали уйти на вольницу. Она подобрала своих четверых сыновей и пришла в нынешнее Ромошкино, слыхали, может, такое село. Тогда Бузулука-то еще и не было.
При жизни прабабушки в восьми верстах от села высилась одинокая гора Шихан. На нее ни взъехать, ни взойти, так круты ее бока. В детстве мы хаживали на Шихан и ползком, на четвереньках, взбирались на ее вершину, и то только с одной, восточной стороны. Опричь ни с какой не взберешься.
Слыхали мы от стариков, что Шихан-гора не природная, а сложена руками человеческими из камня-дикаря. Внутри она полая. Если постукать ломом по боку, то Шихан загудит, как пустая бочка или барабан, а внутри зашипит по-змеиному.
Когда прабабушке стукнула сто семь лет, а мне пошел пятнадцатый, она рассказывала, что многие тысячи лет тому назад в наших местах было древнее княжество. Правил им справедливый и храбрый князь Литвин. Он сам творил над подданными суд и расправу, сам распределял и собирал оброки, словом, все делал в княжестве вершил единолично без всяких помощников.
Подданные князя прозывались чудью белоглазой. Они занимались охотой и скотоводством и вели широкую торговлю с Персией, Азией и Россией. Богатства они накопили несметные. Приезжавшие к ним по торговым делам азиаты завидовали их довольству и точили зубы на их добро.
Однажды к Литвину приехал из средней Азии великий хан Амии. При виде богатства чуди белоглазой у него разбежались глаза. И задумал он пойти войной на чудь, отнять у нее скот и прочее добро. Приехал домой и начал поднимать на ноги весь свой народ в поход.
Литвин узнал о черном замысле хана Амии и тоже стал готовиться к войне. Подошла весна. Со степи сбежал снег. Вошли реки в берега, зазвенели жаворонки. Зазеленел ковыль степной. Откуда ни возьмись, хан Ами тут как тут.
Шумит Литвину : «Отдай мне, брат Литвин, без греха, пять тысяч жен в рабыни, тысячу девушек в гареме, сто сот баранов, пятьсот коней, две тысячи коров и столько же коров».
У Литвина дураки не водились, и он даже не удостоил хана Ами ответом и двинул свое войско в бой. Семь дней и семь ночей дрался народ без передышки. На восьмой день войско Литвина изнемогло. Князь видит, что дело принимает плохой оборот, выезжает сам наперед и увлекает за собой притомившиеся ряды. Но, как говорится, на леченом коне далеко не уедешь, так и уставшим народом много не сделаешь. Кое как чудь продержалась до вечера. На закате солнца храбрый Литвин пал. На войско его напал ужас, и оно разбежалось.
Хан Ами захватил пять тысяч жен в рабыни, тысячу девушек в гаремы, сто сот баранов, пятьсот коней, две тысячи коров. Часть этого добра он роздал своим сподручным, а большую часть запродал в Персию.
Место храброго Литвина занял его сын Диона, хиленький и тщедушненький человек, но пройда, как свет мало родил. К нему пришли его подданные и стали просить, чтобы он схоронил отца по всем правилам их религии. Тогда Диона собрал сто мелких князей, пять тысяч воинов и тысячу подвод и начал сооружать тот самый холм, который мы называем Шиханом. Камень-дикарь привозился с Сухореченских гор, известь – из-под Сырта, а песок с Самарки.
День и ночь люди, не покладая рук, возили и таскали камень, сооружая Шихан-гору.
Подошла весна. Сбежал со степи снег. Реки вошли в свои берега. Зазвенел в вышине жаворонок. Зазеленелся степной ковыль, и вдруг опять неожиданно-негаданно хан Ами тут как тут.
Шумит Дионее:
- Отдай мне, брат, пять тысяч жен в рабыни, тысячу девушек в гаремы, сто сот баранов, пятьсот коней, две тысячи коров и столько же дураков.
В этих словах Диона узнал хана Ами. Своей армией он не надеялся отразить врага и теперь решил спасти хоть богатство свое и народное. С этим он приказывает снести все богатство в Шихан.
Понесли люди кто золото, кто серебро, кто жемчуга и драгоценные каменья. Набили им Шихан до отказу, не хватило места. Тогда под грибницей Литвина выкапывают глубоченную яму и в нее прячут самое ценное. В самом верху Шихана люди Диона сбили медного змея с огненными глазами. Старики рассказывали, как извиваться, широко раскрывать кроваво-красный рот и так страшно шипеть, что никто до сих пор не решается туда проникнуть.
После того, как добро было захоронено, чудь белоглазая двинулась к Волге. Хан Ами шел следом и не давал ей покою ни днем, ни ночью и так ее измотал, что она совсем не могла защищаться. Подогнав ее к месту, где стоит сейчас город Самара, он опрокинул ее в Волгу.
Чудь вся и перетонула.
Хану Ами удалось захватить пять тысяч жен, тысячу девушек в гаремы, сто сот баранов, пятьсот коней и две тысячи коров. Но золото, серебро и прочее добро ему не попало в руки. Он не знал, где его захоронили.
Хан Ами ушел домой. Чудь белоглазая, оставшаяся в живых, ушла пленницей в Среднюю Азию. Степь опустела и обезлюдела. На ней лишь паслись редкие стада коней да хозяйничали своры волков.
Так прошли тысячелетия. При первых царях в наших местах укрылась шайка разбойников, бежавшая по одному преданию с волги, по другому – с Яика. Она облюбовала себе Шихан и на нем поселилась. Место для нее самое подходящее, с горы на десять верст кругом видать, как на ладошке.
С кистенями и самопалами рыскали они по степи, не давая проходу и проезду ни бедному, ни богатому. Бедного ловили, в рабство продавали, богатый подался – голым оставался.
В те поры в наших местах появились первые поселения. Народ в них жил крепко. Земли были невспаханные, плодородные. Каждый двор сколько хотел, столько и захватывал. Хлеба родилось много. Скот водился гуртами. Разбойникам было чем поживиться.
Есть такая пословица: «хорошая слава в сундуке лежит, а дурная по дорожке бежит». Оно и верно. О разбойниках скоро узнали, и потянулись к ним всякие сбродные люди. Шайка выросла, окрепла и начала заниматься теперь не только ночным, но и денным разбоем на больших дорогах. От этого она так разжилась, что добро ей стало некуда деваться. И вот она начала отвозить его в Яицкий городок, а оттуда по реке Яику сплавляла на Кавказ, в Турцию и Персию. До сих пор в наших местах сохранилась разбойничья дорога. Она проходит по степи до самого Уральска, не заходя ни в одно село, ни в один поселок.
Но на земле нет ничего вечного. Пришел и шайке конец. Явились русские солдаты и начали громить разбойничье гнездо. Куда, куда разбойникам прятать добро? Они и придумали, было скрыть его в Шихане. Прибили с восточной стороны брешь и ползли со своим добром внутрь, а змей повернулся в их сторону и давай извиваться, давай шипеть. У разбойников от страху волосы встали дыбом. Наскоро заделали отверстие, а добро захоронили на вершине и по бокам Шихана.
Наши односельские частенько ковыряли на Шихане – разбойничье добро искали. Находили оружие, полуистлевшую сбрую, но на золото никто не нападал. Впрочем, может, и находили, да разве об этом скажут? Однако самый Шихан открыть никто не решается. Достаточно по нем постучать, как внутри послышится такой гул, такое шипение, как будто и в самом деле там извивается и корчится громаднейший змей.
Вот почему никто до сих пор не осмеливается проникнуть в нутро Шихана.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ