Тема урока: Изучение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» 5 Класс
10.12.2013 Урок литературы в 5 «а», «в» классах по программе 8 вида
Тема урока: Изучение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Цель:1.Формировать умение определять басню как жанр литературы
по характерным признакам, совершенствовать умение выразительного
и осознанного чтения.
2.Развить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать,
делать выводы.
3.Воспитать положительное отношение к честным, благородным,
добрым поступкам.
Ход урока.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей'!
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова
М. Исаковский
- Согласны ли вы со словами русского советского поэта?
- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
II. Слово о Крылове
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Богатых покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.
Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней с особой нежностью. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.
Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело, знал несколько иностранных языков. Испытав большие жизненные трудности, он стал знаменитым баснописцем.
Вопросы для проверки усвоения материала:
Когда, где и в какой семье родился Крылов?
Кто привил ему навыки письма и чтения?
Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснописца и его тщательной работе над собой?
III. История басни.
Возникновение басни относится к V веку до нашей эры и связывается с именем Эзопа.Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
Басня в творчестве Крылова:
Самые известные басни:
«Ворона и лисица»
«Волк на псарне»
«Щука и кот»
«Мартышка и очки»
«Демьянова уха»
«Лебедь, щука и рак»
2.Работа с определением басни и составление опорного конспекта
Слово «басня» произошло от старинного слова «Бати», «баять», что значит «говорить, рассказывать» (того же корня слова «байка» – устный рассказ, «побасенка», «бахарь» (сказочник), «баюкать»). Таким образом, «басня» - первоначально «сказка, рассказ».
Аллегория (греч.)-один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.
Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Басня
Небольшой рассказ, часто
стихотворный;
2 части:
основное повествование и
мораль (нравоучение);
аллегорическая форма
(иносказание);
сатирическое изображение;
герои - чаще животные.
Диалог;
использование просторечной лексики;
лаконизм;
афористичность языка;
особый басенный стих (строчки разной
длины), передающий разговорную речь;
олицетворение
3.Работа над басней «Ворона и Лисица»
Словарная работа
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Пленил – привлёк внимание, привели в восторг;
Вещуньина – принадлежащая вещунье, той, которая сообщает новости
Зоб– у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
Чтение басни
Вопросы и задания:
-Что особенно понравилось в басне?
-Скажите, как Лисица обманула Ворону?
-Расскажите, какая история приключилась с Вороной?
-Как Лиса обращалась к Вороне?
-.Как называла Ворону?
-Что говорила о её красоте?
-Какой Лиса изображала Ворону?
-Для чего она это делала?
-Какова ворона в действительности?
- Прочитайте первые две строчки. Какое интересное слово встретилось в басне?
Взгромоздясь
-Давайте сопоставим это слово с другими словами близкими по значению.
-взлетела,
-уселась,
-взобралась,
-примостилась,
-села,
-опустилась,
-пристроилась.
-Постарайтесь в басне заменить слово «взгромоздясь» любым словом.
Вывод: Крылов мастерски использовал это слово, оно позволяет нам увидеть неуклюжую громоздкость птицы, которая предвкушает удовольствие от случая полакомиться кусочком сыра.
-Прочитайте первые три строчки басни (мораль басни)
-Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А.Крылов.
-Что он советует помнить постоянно?
-Замените словосочетания дословными фразами из басни
Смотрит пристально, не отрываясь – «глаз не сводит»;
Подходит тихо, осторожно – «на цыпочках подходит»;
Утратила способность здраво рассуждать – «вскружилась голова»;
Каркнула очень громко – «во всё воронье горло»;
Исчезла, скрылась – «была такова»;
Трудно стало дышать – «дыханье спёрло»;
Нашёл случайно, без особого труда – «бог послал».
Задания:
- Опишите, какова ворона по внешнему
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
-Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово? - Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
-Сделайте вывод: чему учит эта басня? И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.)
IV. Подготовка к выразительному чтению.
-Сейчас мы будем читать басню выразительно. Для того чтобы прочитать басню хорошо, проведём речевую разминку.
Выразительное чтение.
Покажите голосом притворную лесть Лисицы, глупость вороны.
Прочитайте про себя.
Читаем вслух.
Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит?
VII.РЕФЛЕКСИЯ
Понравилась ли басня? Чему она учит?
VIII. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение басни
Тема «Басня И.А.Крылова «Ворона и лисица»
1.Биографическая справка:
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.
Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней с особой нежностью. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.
Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело, знал несколько иностранных языков. Испытав большие жизненные трудности, он стал знаменитым баснописцем.
2.Ответь на вопросы:
Когда, где и в какой семье родился Крылов?
Кто привил ему навыки письма и чтения?
Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснописца и его тщательной работе над собой?
3. Из истории басни
Возникновение басни относится к V веку до нашей эры и связывается с именем Эзопа.Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
Самые известные басни И.А.Крылова:
«Ворона и лисица»
«Волк на псарне»
«Щука и кот»
«Мартышка и очки»
«Демьянова уха»
«Лебедь, щука и рак»
4.Работа с определением басни:
Слово «басня» произошло от старинного слова «Бати», «баять», что значит «говорить, рассказывать». Таким образом, «басня» - первоначально «сказка, рассказ».
Басня
Небольшой рассказ, часто стихотворный;
2 части:
основное повествование и мораль (нравоучение);
аллегорическая форма
(иносказание: например, хитрость в образе лисы);
сатирическое изображение;
герои - чаще животные.
Диалог;
использование просторечной лексики;
лаконизм (краткость);
афористичность языка;
особый басенный стих (строчки разной
длины), передающий разговорную речь;
олицетворение (животные разговаривают)
5.Прочитать басню «Ворона и Лисица» (Учебник, страница 99)
6.Словарная работа
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Пленил – привлёк внимание, привели в восторг;
Вещуньина – принадлежащая вещунье, той, которая сообщает новости
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
Вопросы и задания:
-Что особенно понравилось в басне?
- Как Лисица обманула Ворону?
-Рассмотрите иллюстрацию (страница 100): Ворона такая же красивая, какой ее называет Лиса?
-Расскажите, какая история приключилась с Вороной?
-Прочитайте первые три строчки басни (мораль басни)
-Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А.Крылов.
-Что он советует помнить постоянно?
-Замените словосочетания фразами из басни:
Словосочетания
Фразы из басни
Смотрит пристально, не отрываясь
Подходит тихо, осторожно
Каркнула очень громко
Исчезла, скрылась
Трудно стало дышать
Фразы из басни: «глаз не сводит»; «дыханье спёрло», «во все воронье горло», «дыханье сперло», «была такова», «на цыпочках подходит»
7. Подготовка к выразительному чтению: чтобы прочитать басню выразительно:
Покажите голосом притворную лесть Лисицы, глупость вороны.
Прочитайте про себя.
Читаем вслух.
Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит?
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение басни
Тема: Басня И.А.Крылова «Щука и кот»
1.Проверка домашнего задания: выразительное чтение басни «Ворона и Лисица»
2.Чтение басни «Щука и кот»
Ответить на вопросы:
Кто является главным героем басни?
Охарактеризуй их
Если бы ты был художником, какими бы ты изобразил Кота и Щуку?
Перескажи басню своими словами
Чему учит эта басня?
Найди слова, в которых выражается основной смысл басни? Как называется эта часть басни?
Найди в басне выражения, которые можно применять в речи как пословицы
3.Выразительное чтение басни:
1) Обрати внимание на слово, в котором поставлено ударение
2) Чтение слов Кота и Щуки с какой интонацией будешь читать?
4.Понравилась ли тебе эта басня? Какие уроки из нее можно извлечь?
Домашнее задание: выразительное чтение басни, нарисовать иллюстрацию к басне
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ