Трагическое и комическое в романе Шолохова Поднятая целина

Трагическое и комическое в романе Шолохова Поднятая целина

Вешенская… Старинная казачья станица. Она раскинулась у самого тихого Дона, на бескрайних степных просторах. Как близка и как знакома нам эта земля по бессмертным творениям Михаила Шолохова! К Вешенской обращено внимание всех, кому дорога литература, ее искрометное, вечно живое слово. Здесь жил и работал долгие годы Михаил Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целина», «Судьбы человека», певец земли русской. «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Кому принадлежат эти неповторимые краски, необычные и простые, как сама жизнь, образы, ключевой язык, эти кровью сердца написанные слова? Ну, конечно же, Михаилу Шолохову – выдающемуся сыну столь изумительно описанных им донских степей.

В донском хуторе Гремячий Лог разворачиваются события в романе «Поднятая целина». Перед нами широкое полотно, повествующее о «годе великого перелома», когда в огне классовых боев рождался и укреплялся гремяченский колхоз. Народным массам, строящим во главе с рабочим-путиловцем Семеном Давыдовым новую жизнь, противостоит кучка злобных врагов народа, возглавляемых белогвардейцем, есаулом Половцевым. Схватка враждебных сил обусловила напряженность в развитии действия, острый драматизм повествования. Половцев и его сообщники ведут скрытую борьбу, действуют тайно. Их попытка повлиять на ход событий, предотвратить создание колхоза, не дать ему окрепнуть, проявляются в распространении провокационных слухов, в тайной кулацкой агитации, во вредительстве Островнова, действующего тихой сапой. Сопротивление врагов обнаруживается в отдельных драматических и трагических событиях (например, убийство бедняка Хопрова, двух чекистов, появившихся в Гремячем под видом «заготовителей»). Полны драматизма те страницы романа, где рассказывается о последних минутах Давыдова. Ему суждена была долгая жизнь, но враги не пощадили его. Когда он вместе с сельскими коммунистами, приходит к Островнову, чтобы обезвредить банду Половцева, его встречают пулеметным огнем. «Ох, и трудно же уходила жизнь из широкой груди Давыдова, наискось, навылет простреленной в четырех местах…» А каким трогающим сердце лиризмом проникнуты следующие строки: «Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безумянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака… Вот и всё!»

В своих произведениях Шолохов стремился раскрыть всю многогранность, противоречивую сложность бурной революционной эпохи. Отсюда характерная особенность шолоховского художественного метода – сочетание драматизма и юмора. Часто у Шолохова комическое непосредственно соседствует с серьезным и даже трагическим. Так, в «Поднятой целине» в сцену нападения Бородина на Давыдова – драматическую по своему содержанию – включен смешной эпизод с дедом Щукарем, которого потрепал бородинский пес. «Дай мне ливольверт, Макар!… – вылупив глаза, горловым голосом заорал ободрившийся дед Щукарь. – Дай, пока сердце горит! Я его вместе с хозяйкой жизни ррре-шу!..» В сцене «бабьего бунта» повествование о смертельной опасности, угрожающей Давыдову, сопровождается рассказом о злоключениях деда Щукаря на сеновале (как дед с козлом «воевал»).

Юмор никогда не является у Шолохова самоцелью, он служит средством раскрытия человеческого характера, социальных отношений. Комичен дед Щукарь – балагур, хвастун, человек трусливый и любящий прилгнуть, которому бы, как говорит Нагульнов, «только языком балабонить, брехни рассказывать». В рассказах Щукаря о том, как его в детстве пьяный дьячок и поп окунули в кипяток, как крючок «промзил» его верхнюю губу, как он накормил вторую бригаду «вустрицами», положив их в общий котел «для скусу», и в других бытовых сценах речь хитрого, изворотливого Щукаря пересыпана местными выражениями, измененными словами. Много смешных приключений происходит с дедом Щукарем, но где-то за этим смешным проступает трогающее душу своей человечностью изображение судьбы горемыки-бедняка, впервые начинающего в годы колхозного строительства ощущать свое право на человеческое достоинство, на свое место в новой жизни.

Создавая ряд комических персонажей из народа (Щукарь, Молчун), писатель вместе с тем вызывает сочувствие к людям, жизнь которых была искалечена в годы дореволюционного прошлого. Веселая шутка скрашивала печальное, безрадостное существование того же Щукаря. Он с трудом приобщается к новой жизни, но радуется ей: «Жизнь эта, мне, братцы, начала дюже нравиться!»

С большой силой запечатлел Шолохов народный юмор, в котором проявляются жизнерадостность и оптимизм народа, его склонность к веселой словесной перепалке, к озорной шутке, острому словечку и анекдоту В рассказах отдельных персонажей, в диалогах, в многоголосом хоре на собрании – всюду звучит меткий и образный народный язык. А. Серафимович восхищался тем, как Шолохов воспроизводит «подлинный живой язык степного народа, пронизанный веселой, хитроватой ухмылкой, которой всегда искрится казачья речь».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ