Урок для 11 класса на тему «Е.И.Замятина «Пещера»

Котынова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Педагогический лицей» г

г.Великие Луки Псковской области


Урок для 11 класса на тему «Е.И.Замятина «Пещера»



Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством Е.И.Замятина, развитие умения анализа художественного произведения во взаимосвязи с историей и художественной традицией, развитие аналитического мышления и коммуникативных навыков.



1. Учитель: Знаете, какая самая человеческая из проблем? Проблема выбора. У животных ее нет, а человеку все время приходится выбирать. Вот вы, например, что и когда выбирали? А теперь представьте: революция... Назовите ассоциации...

Как вы думаете, какие выборы поставила революция, гражданская война, эпоха слома перед людьми?

1920 год. «Разруха в головах», - так писал об этом времени М.Булгаков. «Эх, эх, свобода без креста», - писал А.Блок.

Революция сдвинула исторические пласты и обнажила звериную сущность многих и многих. Без креста, без Христа, без гуманизма… Что происходит с людьми в этом мире? Возможно ли сохранить в себе человека при приоритете других ценностей? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Какой же главный вопрос исследуем? (какие выборы поставила та эпоха перед людьми?) А чтобы ответить, мы обратимся к биографии и творчеству человека, жившего во время революции и гражданской войны.

Это Замятин и его рассказ "Пещера".

Перед вами два портрета писателя. Каким вы его видите? ( портреты работы Б.М.Кустодиева и Ю.П.Анненкова)

(На портретеБ.М. Кустодиева – элегантный, раскованный, с ядовитой полуулыбкой и ироничным взглядом.

На портрете Ю.П.Анненкова – добрый, весёлый, с хитринкой в глазах; он же изображён в углу портрета – хохочущий, лопоухий мальчишка; в верхнем углу - написанный по-английски текст газеты)

На этих портретах - инженер, кораблестроитель, умный и язвительный по характеру европеец. Евгений Иванович родился в 1884 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии, в семье священника, а умер в Париже. Он был человеком двух культур: русской и европейской. Поэтому на портрете Б.М.Кустодиева фоном является городской, а не деревенский пейзаж. В литературу Замятин вошёл повестью «Уездное» (1913г.), безусловно связанной с «пейзажами» детства и юности. За участие в событиях первой революции был выслан из Петербурга. После ареста несколько месяцев провёл в тюремной «одиночке». В 1916 году уехал в Англию, чтобы руководить постройкой ледоколов для России. Но после событий февраля 1917 года он торопится на родину. После Октябрьской революции основным жанром в его творчестве стала сказка. И сказки эти были публицистическими, острыми, что не могло остаться незамеченным. Его даже обвиняли в издевательстве над пролетариатом. И хотя он читает лекции для молодых прозаиков, сотрудничает в журналах, с большим успехом идёт его пьеса «Блоха», за Замятиным прочно утвердилась репутация оппозиционера. Роман «Мы», даже не будучи напечатанным в СССР, этому способствовал. Публикацию романа за границей ему не простили. Его фактически перестали печатать. Евгений Иванович просил разрешения на выезд за границу, но не получил. Тогда в 1931 году он послал письмо Сталину. Замятин признавался:« Я ни в коей мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить на то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».

В 1931 году он уехал во Францию. Там Замятин прожил последние пять с половиной лет своей жизни. Он всегда мечтал вернуться на родину, а вернулся только спустя полвека в своих книгах.

Почему же мэтра, мастера ( а таким его признавали) считали оппозиционером?

Так перед каким же выбором оказался Замятин? (творчество или родина). Тяжелый выбор.. А перед каким выбором он поставил своих героев?

Вот перед нами название одного из его рассказов. «Пещера». Какие эпитеты вы могли бы добавить к этому слову? (таинственная, тёмная, низкая, загадочная и т.д.)



2. Анализ рассказа.

Да, мы сразу погружаемся в древние века, во времена первобытных людей. Обратимся к первому абзацу текста. Какие краски, звуки использует Замятин? ( черные дома, каменные тропинки, снежная пыль, ледяной рёв, обитает здесь серохоботый, мамонтейший мамонт)



Какие языковые средства использует автор? (односоставные предложения: назывные говорят об отсутствии движения, только ветер- рёв животного; безличные – повторение слова «надо» 4 раза звучит как молитва, а значит, этого не хватает, у людей нет сил).

Как глаголы помогают понять состояние обитателей этого мира? (надо стиснуть зубы, надо щепать дерево, надо переносить, надо навёртывать звериные шкуры – использованы 3 глагола несовершенного вида- люди не способны на долгое действие, т.е. живут сегодняшним днём)

И вот оказывается, что люди живут не в древние времена, а в великом русском городе – Петербурге. Вспомним отношение других русских писателей к столице России, великому городу. (А.С.Пушкин: с одной стороны, «Люблю тебя, Петра творенье!», с другой – убивает маленького человека Евгения ( «Медный всадник»); Н.А.Некрасов изображает трущобы Петербурга; Ф.М.Достоевский рисует грязный, жёлтый, душный город) Во что превратился город у Замятина? (город пещер и пещерных людей)

Пещерные люди завёрнуты «в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья» ( использован приём градации), «отступают из пещеры в пещеру». Реальные люди появляются сразу же, Замятин не отделяет абзацем их появление. Чем же заполнена их жизнь? ( они выбрались из столовой, забились в спальне, отступать некуда, выдержать осаду и далее – только смерть!)

Когда же происходили эти действия? Называет ли писатель даты? (заколотили кабинет на Покров; выбрались из столовой на Казанскую)



Покров -14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы; Матерь Божья в этот день покрыла своим платком скорбные души молящихся христиан, спасла их от врагов. К Покрову заканчивались полевые работы, затем начинали по деревням играть свадьбы. С Покрова мужики-хозяева готовились к зиме: надо было проконопатить избы, заделать все щели.

Казанская - 4 ноября – праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Торжество было установлено церковью в благодарность за избавление Москвы от поляков в 1612 году, которое свершилось после всенародной молитвы этой иконе. День осенней Казанской считался лучшим временем для венчания. В этот день заканчивались строительные работы, трудившиеся на стороне землекопы, плотники, каменщики, штукатуры возвращались в свои деревни.



Итак, Замятин упоминает светлые праздники, связанные с весельем, радостью, счастливой семейной жизнью, устройством домашнего очага. И мы видим двух любящих друг друга людей. Но вся разница в том, что упомянутые праздники – христианские, православные, а кому вынуждены молиться эти люди? ( богом этой вселенной является «коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка»; люди «благоговейно», « благодарно» простирают к нему руки! )



Что давал этот бог людям? ( мнимое счастье –весну, тепло на один час) Но даже этот жуткий бог заставлял людей оживиться, вновь попытаться задуматься. А пока человек мыслит, он живёт! И зовут человека очень тепло – Март.

Всё смешалось в этом мире: язычество и христианство, холод и тепло, добро и зло. Не случайно появляется и образ Ноева ковчега, в котором «перепутались чистые и нечистые твари»

( попытайтесь распределить).



Чистые: письменный стол красного дерева, книги, Скрябин опус 74

Нечистые: каменновековые лепёшки, никелированные решётки кроватей, топор

( мнения насчёт 5 любовно вымытых картошек, утюга и шифоньера расходятся)



С каким отрезком жизни героев связано это деление? ( чистые – это прошлое, нечистые – настоящее).

Есть ли в жизни Мартина Мартиныча и Маши праздники? Помнят ли герои о них? (Маша вспоминает о том, что 29 – праздник её, Марии).

Как чувствует себя накануне героиня? ( Мартин слышит не её голос, она не встаёт с постели, у Маши скомканное, глиняное лицо. Да и Мартин глиняно улыбался любимой)

О чём просит Маша? Что делает Мартин Мартиныч? ( Маша просит о тепле, а чтобы оно появилось герою ничего другого не остаётся, как пойти на воровство).

Сосед, у которого есть дрова, живёт выше или ниже героев? (Мартин спускается вниз) Какая она – лестница вниз? (обледенелая, идти нельзя, опасно для жизни, это дорога в ад)

Легко ли идти Мартину? Какие детали говорят об этом? (он вздохнул, звон ведра напоминает звон кандалов). Тяжело Мартину, ему приходится бороться с собой, однако в любые времена есть те, кто умеет приспособиться, несмотря ни на какие человеческие законы. Какой-то другой у них бог, ещё страшнее, чем чугунная печка… Таков в рассказе Обёртышев.

Можно ли назвать его фамилию говорящей? (с одной стороны, обёрнутый, может быть, ему теплее, чем остальным; с другой – закрытый со всех сторон, думающий только о себе). Опишите его. (давно не бритый, лицо – пустырь. Заросший бурьяном, жёлтые каменные зубы, улыбка как ящеричный хвостик, жена – самка, дети – обёртышата ( зверёныши, судя по суффиксу)

Вы описали не человека, а животное и его стаю.

Сравните духовное состояние двух семей: Мартина Мартиныча и Маши и Обёртышевых. Кому легче жить в пещерном мире? (Обёртышевым легче с их звериной сущностью. В людях постепенно умирает человеческое).

Опишите состояние Мартина Мартиныча. ( он борется с собой: костяная дрожь, пунктирное дыхание, «выпихнул себя» на площадку, ломает ногти, двигается звериными скачками, вжался в стенку). Невидимая черта не даёт переступить через моральные принципы. В герое борются два начала:

Тот, со Скрябиным, говорит нельзя.

Другой, пещерный, говорит надо.

Кто же побеждает? (пещерный примял, придушил прежнего Мартина)

Всё-таки герой идёт на воровство. Это грех, но можно ли оправдать Мартина Мартиныча? (он идёт на преступление ради Маши) А кого же тогда обвинить?



И вот оно наступило, 29-ое. Посмотрим, чем был наполнен этот праздничный день.



3. Работа в группах. Каждая получает индивидуальное задание, составляется хроника дня.

1 группа. Утро и день. Задание – проанализировать эпизод (со слов «Двадцать девятое. С утра…» до « «Еще можно дышать, еще можно запрокинуть голову, слушать голос - такой похожий на тот, прежний».), составить таблицу

Прошлое: пианино, деревянный конёк, мудрая морда луны, соловьиная трель звонков, зелёное небо, шарманщик, румяная вода, молодость и сила.

Настоящее: дырявое, низкое, ватное небо; несёт льдом.

Будущее: непонятно.



Какая колонка самая большая? Почему? (там, в прошлом, - жизнь, здесь – умирание)



2 группа. Вечер. ( со слов «Сумерки» до «Уходи!») Найдите детали, подтверждающие, что люди живут механически. О чём говорит появление нового персонажа? (Оседает потолок, приплюснулись кресла, плоская Маша. Селихов вытек наполовину ,болтался в пиджачной скорлупе, погромыхивал смехом, заколачивал ноги в боты. Глиняный Мартин Мартиныч, холодный, слепой, механические движения рук и ног)



3 группа. Конец дня.( со слов «Двадцать девятое октября умерло…» до «Не забудь - возьми ключ, а то захлопнешь, а открыть - ….»). Какова роль лексических повторов в отрывке? Как автор использует особенности синтаксиса для передачи состояния героев?



( 4 раза использованы неопределённые местоимения и наречия; дважды используются ряды однородных членов для характеристики электрического света – жёсткий, голый; несколько раз упоминается чугунный бог – сначала он пожирает бумагу, затем равнодушно задрёмывает).



Вопросы для всех групп: Каким был этот день? Чем жили люди? Почему пришли к страшному выводу? ( Люди выбирают смерть как избавление от позора, болезни, существования)



Учитель: Рухнул быт столичного дома, люди не в силах перенести холод. Несколько ворованных поленьев не возвращают ни тепла, ни желания жить. Устав цепляться за жизнь, люди добровольно с ней расстаются. Одна пещера опустела. Что происходит в других? Перечитаем последний абзац рассказа (сидят на корточках вокруг огня люди).



Какие звуки и краски вы можете отметить? ( тёмные, глухие облака, обледенелые скалы, багрово-освещённые ( как будто кровью!) дыры в скалах, ледяной сквозняк; мамонтейший мамонт проходит по людям…)

Что изменилось в поведении мамонта в сравнении с началом рассказа? (если в начале рассказа он просто трубит ночью, вынюхивает тропинку, то в конце – проходит «по людям на корточках»).



Так каков же был выбор главных героев рассказа? (выжить любой ценой или умереть, оставшись людьми)...



Обобщение: Какую проблему исследовали? (выбор людей во времена исторического слома), на каком примере? (Замятин и его герои), что поняли? (выборы тяжелые, главные, сущностные..) Зачем вообще нужно об этом говорить? (все главные выборы у нас еще впереди)

Домашнее задание: Эта история трагической судьбы двух любящих людей, воспитанных человечными, добрыми, честными и совестливыми. История сопротивления обстоятельствам и злу, творящемуся в окружающем их мире. Это и приговор государству, в котором такие люди гибнут от недостатка тепла. И не является ли страшный мамонт, идущий по людям, символом той власти, своеобразным предупреждением и предсказанием Замятина? Порассуждайте об этом в домашних эссе.



Использованная литература:

Энциклопедия для детей «Русская литература»Москва, «Аванта+», 2000г.изд.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ