Урок Литературы "АРТТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ" 5-11 класс

1001 идея интересного занятия с детьми


АРТТЕРАПИЯ как один из методов формирования коммуникативной компетентности

Жданько Кристина Вячеславовна, МБОУ гимназия 25, учитель русского языка и литературы, г. Краснодар


Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 5-11 классы.

Место проведения: класс и вне класса.



Василий Александрович Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника возникает от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех. Главный смысл деятельности учителя в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках литературы позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Именно СОТВОРЧЕСТВО является главным словом на уроке литературы, т.к. чтение – это творчество и сотворчество. Чтение книг - это особый вид общения, беседы между автором и читателем. А посредником при этой беседе является текст. За текстом всегда стоит автор. Содержание текста - его открытие, его взгляд на мир, его умение выразить этот взгляд словами, его мастерство, делающее эти слова понятными для партнера (читателя), и не просто понятными, а увлекающими. Читатель должен возвыситься до уровня писателя, мыслить его образами, концепциями, понять его картину мира, его идеи, размышлять, чувствовать, думать….

Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается в субъект. Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.

В своей работе я использую технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.

Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются - оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

- опора на познавательный интерес каждого ребенка;

- создание позитивной психологической атмосферы;

- саморазвитие личности;

- личностная направленность.

Компетентностно-гуманистический подход предполагает обновление содержания образования и всего образовательного процесса, требующего построения особых коммуникативных форм. Педагог должен научиться пользоваться приемами разного погружения детей в учебный материал, индивидуализируя условия развития и коррекции для каждого ученика.

Поэтому значительное место на уроках уделяю применению здоровьесберегающих технологий, одним из видов которого является метод арттерапии. Он способствует достижению комфортности душевного состояния учащихся, снятию эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.

АРТТЕРАПИЯ – ИСЦЕЛЯЮЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО


Терапия искусством по своей природе связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

* развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление, речь;

* изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

* самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

* развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);

* освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих;

* повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;

* развивать навыки принятия решений;

* расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

* реализовать свою способность к творчеству.

Арттерапия – это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем. Арттерапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, через искусство.

Литература является одним из видов искусства, а предмет литературы представляет собой совокупность таких школьных предметов как живопись, музыка и собственно литература.

Не для кого не секрет, что далеко не каждый ученик способен раскрыться на уроке литературы, для этого необходима соответствующая атмосфера, способствующая творчеству. Далеко не каждый ученик может сразу вербально выразить свои чувства, эмоции от прочитанного художественного произведения. А одним из первых вопросов после прочтения обычно предлагается следующий: « Какое впечатление произвело на вас произведение, какие чувства оно у вас вызвало?»

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком, стихотворением, песней, т.е заявить о себе как о творческой личности.

На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Но задача её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.

На уроках литературы на протяжении многих лет мы уже используем арттерапевтические методы для развития творческих способностей, а также для формирования коммуникативной компетентности.

Это - иллюстрация учащегося к произведению,

- сравнение собственной иллюстрации с иллюстрациями известных художников, сочинение по картине;

- инсценирование прочитанного произведения , конкурс чтецов;

- просмотр спектаклей, фильмов, выставок, посещение культурных центров;

- прослушивание музыкальных произведений;

- создание собственных сказок, стихотворений, рассказов, очерков( « Проба пера»).

Например, прочитав стихотворение, ученик приносит рисунок, иллюстрацию к прочитанному и с удовольствием рассказывает о том, что он изобразил, почему, какое настроение выразил и т.д.

Например, вот иллюстрации учеников к сказкам, стихотворениям А.С.Пушкина, басням И.А.Крылова, произведениям А.П.Чехова, Н.В.Гоголя.

Но на все дети, допустим, хорошо рисуют, поэтому следующим шагом является то, что мы подбираем те картины известных художников к изученным произведениям, которые, по мнению ребенка, отражают настроение данного стихотворения.

Также один из итоговых уроков был посвящен портретам русских художников, на которых изображены поэты и писатели 19 века. Мы сравниваем представление художника с собственным ощущением.


Изучая рассказ Л.Н.Толстого «После бала» ребята сами представили себя на балу, прослушав мелодии мазурки, вальса, польки, кадрили...

Многие ребята создают презентации по темам, даже создают собственные фильмы. Так, например, в 7 классе ребята создали свой фильм «Скажем добрые слова», видеооткрытку к 8 марта.

Применение ИКТ для детей означает: - индивидуальное развитие и самовоспитание; - средство дополнительной мотивации к деятельности; - новый вид наглядности; - эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информации. Для учителя использование ИКТ является новыми формами, средствами воспитания и воздействия на ребенка, инструментом контроля и учета

Например, у нас проходят уроки – концерты, посвященные временам года. Так, при изучении темы «Золотая осень» на уроке литературы дети видят ряд пейзажных фотографий, картины мастеров живописи. Визуальный анализ сопровождается чтением отрывков из литературных произведений, описывающих красоту осенних видов природы. Для усиления эмоционального эффекта подбираются фрагменты музыкальных произведений, максимально подходящих к наглядным и вербальным иллюстрациям. В результате такой деятельности у детей появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксация данных образов в собственных рассуждениях, умозаключениях.

Словесное обобщение собственных переживаний от увиденного, услышанного, воспоминания из жизненного опыта ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими в мыслительном плане. Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся боле гибкими, динамичными. Последний штрих в таком комплексном анализе принадлежит педагогу рисования, который обращает внимание детей на изобразительные средства, усиливающие выразительность пейзажа. Словесное сопровождение цветового ряда, неоднократное повторение названий цветов, поиск их в общей картине, опора на жизненный опыт детей оказывает большое влияние на сенсорное, речевое и интеллектуальное развитие детей. Особенно важно то, что в процессе комплексного анализа у ребят вырабатывается стремление зафиксировать на бумаге свои эмоциональные переживания в виде рисунка. У детей появляется эмоциональная потребность в творчестве.

Осень

Пришла золотая осень

Пришла золотая пора.

Хозяйкою властвует полной,

Пока не наступит зима...

Трава в поле пожелтела.

Листва с деревьев облетела,

Дни становятся короче,

И темнее стали ночи.

Спешит в школу детвора –

Пришла осенняя пора.


Весна!

Весна, её давно я жду,

Хочу скорее от зимы очнуться,

Совсем прогнать холодную пору,

Дать птицам ото сна очнуться.

Хочу, чтоб потекли ручьи,

И на деревьях почки распустились,

Хочу, чтоб зацвели цветы,

Снег и морозы чтоб угомонились.

Весною птицы снова прилетят

В свои насиженные гнёзда,

Весною солнце снова будет озарять

Людское каждое окошко

Но, к сожалению, у нас пока

Зима уйти не собиралась,

А я хочу, чтоб не было её,

Чтобы весна скорее к нам примчалась! (стихотворение ученицы 7 класса)


«Механизм» терапии прозой или поэзией таков, что позволяет застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится

На итоговых уроках, посвященных устному народному творчеству, дети поют частушки, звучат народные песни, создаются собственные сказки, былины.

На уроках литературы, посвящённых годам Великой Отечественной войны, дети исполняют песни военных лет под гитару, звучит выразительное чтение стихотворений, придумываются номера даже в сопровождении с танцами. Результатом целой серии таких уроков стала КНИГА ПАМЯТИ «Воинской славе, доблести, чести».

Мечты о победе...

«Как было давно! – говорят ветераны.-

Летели над нами чужие снаряды.

Как в первый же раз нам винтовки раздали,

И как мы фашистов атаковали.

Но о победе во снах мы мечтали.

Надеясь и веря, её приближали.

Что мы прошли и с кем воевали,

Где побывали и что повидали –

Главное, Родину мы защищали,

Внукам своим мы её сохраняли!

Землю и воду, леса и поля...

Пусть это помнят все и всегда!» (стихотворение ученика 6 класса)


«Мой прадедушка отправился на фронт в 1941 году. Он служил командиром артиллерии. Бабушка растила сына и работала вместе со всеми женщинами в колхозе. Дедушка писал ей письма, а она ему.

Последнее письмо они сохранили до сих пор. Бабушка писала его 8 мая 1945 года вечером после работы. Она писала, что всё у них хорошо, чтобы лишний раз не волновать дедушку. И тут по радио объявили, что закончилась война. У бабушки поменялся почерк от волнения, потекли слёзы. Она отправила письмо, но ещё не знала, вернётся её муж с войны или нет. Но наступил тот счастливый день, когда дедушка вернулся и привёз это последнее письмо с фронта.

Сейчас это письмо хранится, как память. Это пожелтевшее письмо от старости, с высохшими каплями слёз». (фрагмент из сочинения ученика 5 класса)


«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Посещение культурных центров помогает лучше осмыслить прочитанное произведение или подготовить и заинтересовать в его изучении.

Немаловажную роль на уроках литературы играет инсценирование произведений литературы. В 5 классе с детьми представляли спектакль «Кошкин дом», также блестяще прошло кукольное представление по мотивам сказок А.С.Пушкина (куклы изготавливали на уроках ИЗО).

Конечно, к подобным мероприятиям нужно готовиться заранее, для этого нужно время, но дети с удовольствием экспромтом разыгрывают прямо на уроке сценки из «Ревизора» Н.В.Гоголя, «Недоросля» Д.И.Фонвизина, «Хамелеона» А.П.Чехова, сказок Салтыкова-Щедрина.

Для того чтобы точнее изобразить персонажа, необходимо понять характер героя, следовательно необходимо внимательное анализирующее прочтение произведения.

Условиями успешности обучения на уроках литературы являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность, способствует формированию коммуникативной компетентности.



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Алексеева М.Ю, Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя, М., 2003.

  2. Вальдес Одриосола М., Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности, Методическое пособие. Владос, 2005.

  3. Скурат Г., Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками., СПб.: Речь, 2007.

  4. Малкиоди Кати, Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию, София, 2004.

7

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ