Урок литературы в 6 классе: Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
МБОУ «Погорельская СОШ»
Зубцовского района Тверской области
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Урок литературы в 6 классе.
Учитель Кириллова Г.Л.
Вводный блок технологической карты
Название предмета: _литература_____________________ Класс _6___________
Урок № _18_____ Дата___14.10.13.___________________________________
Тема: «А.С.Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства в романе.»________________________
Автор УМК: В.Я.Коровина________________________________________________________
ЦЕЛИ:
Образовательные: познакомить с историей создания романа; выявить первоначальные впечатления о романе; в процессе сравнительного анализа образов Дубровского - старшего и Троекурова проследить, как изображено русское барство в романе.
Развивающие: совершенствовать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения, навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление, повторить литературные понятия.______________________________________________________
Воспитательные: формировать нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям.____________________________________________________
ЗАДАЧИ:
Учить выделению этапов развития сюжета.
вырабатывать навык анализа эпизода.
Учить сравнительной характеристике героев.
Место урока в системе уроков данного раздела: 1 урок из 11___________
Тип урока:_вводный урок по теме – постановка учебной задачи._________________________________________________________
Основные термины и понятия: роман, сюжет, эпизод._________________________________________
Наглядность: мультимедийная презентация_______________________________________________________
Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин», компьютер, мультимедиапроектор, рабочие тетради учащихся.
Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
____________________
Формы работы: индивидуальная, в группах, коллективная.______________________________________________________
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, поисковый.
Планируемые результаты
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.
. сюжет, эпизод.
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.
Будут знать: основные этапы развития сюжета, значение литературных терминов.
На основе знаний будут уметь: анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику героев, составлять тезисный план для пересказа.
Метапредметные умения
(УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные: у меть планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
Технология проведения
Этапы урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)
Планируемые результаты УУД
I.Организационный момент (1 мин)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Приветствуют, настраиваются на урок.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
Формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности
Объявление темы урока. Демонстрация слайдов презентации.
Помогает сформулировать цели и задачи урока
Запись учащимися числа, темы урока.
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
III. Актуализация знаний (проверка и обобщение пройденного материала) (10 мин)
Цели: Обострить интерес к анализу романа, выделить вопросы, требующие развёрнутого доказательства, учить выявлять главное и уметь анализировать.
Проверка домашнего задания. Проверка знания текста романа. Назовите главных героев романа.
Укажите их социальное положение.
Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?
Какие у них были увлечения?
Как складывались отношения с соседями?
Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?
Отметьте общее в судьбах героев.
Задаёт вопросы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
IV. Изучение нового
(10 мин)
Цели: формирование представлений учащихся о главных героях произведения.
В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?
Кто виноват в ссоре?
Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?
Почему не состоялось примирение?
Демонстрирует слайды презентации, объясняет.
Дополняют, уточняют ответы одноклассников. Дают объяснения «говорящих» имён героев (индивидуальное задание 2 ученикам). Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
IIV.Динамическая пауза (физкультминутка)
(2 мин)
Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, произвести смену вида деятельности
Организует выполнение действий физкультминутки и сам участвует в динамической паузе
Выполняют движения по образцу.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке и выполнять требования учителя.
Коммуникативные УУД: Умение выполнять действия в коллективе
IIIV. Изучение нового материала
(10 мин)
Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.
Анализ эпизода «На псарне». Создание проблемной ситуации – ответ на вопрос «Кто виноват в ссоре?»
Организует работу в группах, предлагает задания для учащихся (слайд).
1группа находит цитаты, доказывающие виновность Троекурова, 2 – Дубровского, 3 – псаря Парамошки.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе. Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
IX. Обобщение изученного материала. (5 мин)
Цель: с помощью аналитической беседы помочь учащимся понять мотивы поведения героев произведения.
Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?
Сожалеет ли он о случившемся?
Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?
Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
Так кто же виноват в ссоре?
Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?
Задаёт вопросы и анализирует ответы учащихся, отслеживается индивидуальное усвоение материала учащимися
Отвечают на поставленные вопросы.
Личностные: Умение правильно построить ответ на поставленный вопрос
Регулятивные УУД:
Умение анализировать и делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
X. Рефлексия деятельности.
(3 мин)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Продолжите фразу:
Этот урок помог мне понять…
На этом уроке я убедился в том, что…
На уроке мне было …, потому что…
1.Анализирует ответы учащихся
Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников, оценивают их.
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
XI. Итог урока и домашнее задание
(2 мин)
Цель:
Выставить оценки за урок, прокомментировать домашнее задание.
Знать содержание 2, 3 глав. Подготовить пересказ сцены суда. «Троекуров в суде», «Дубровский в суде» (по выбору).
1.Выставляет оценки (комментарий), учитывает мнение учащихся.
2. комментарий по домашнему заданию.
Записывают задание в дневники.
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ