Урок литературы в 11 классе по лирике М. Цветаевой «Но душу Бог мне иную дал…»
Урок литературы в 11 классе по лирике М. Цветаевой
«Но душу Бог мне иную дал…».
Копылова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ № 558
Выборгского района
__________________________________________________________________
Цель урока:
подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала – особенности художественного мира М.Цветаевой;
Задачи урока.
Образовательные:
продолжить знакомство с отличительными особенностями художественного мира М.Цветаевой;
способствовать выработке умения определять стилевое своеобразие поэтессы;
Воспитательные:
утверждать ценность человеческой жизни и мира, который создает личность, особенно если эта личность творческая;
формировать осторожное отношение к миру другого человека;
способствовать укреплению читательского интереса к поэзии М.Цветаевой.
Развивающие: развивать
эмоциональные, интеллектуальные, нравственные черты личности учащегося,
способность видеть и понимать подтекст произведения.
Тип урока: литературно – музыкальная композиция
Оформление урока: выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; записи песен на стихи М.Цветаевой; оборудование для показа мультимедийной презентации, портрет поэтессы, рядом цветы или гроздья рябины, можно оформить стенд «Материалы к уроку», посвященный жизни и творчеству М.Цветаевой.
Опережающие задания учащимся:
1 группа - готовят сообщения о жизни М.Цветаевой (ведущие),
2 группа – учат наизусть стихи (чтецы);
Если есть хорошо поющие ребята, можно разучить песни на стихи М.Цветаевой для исполнения под гитару на уроке.
Ход урока
Звучит вальс Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь». На фоне музыки звучат стихи.
Учащаяся в роли Цветаевой.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий 1.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
Учащаяся в роли Цветаевой.
Держит ветку красной рябины.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ведущий 2.
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско- немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.
Учащаяся в роли Марины Цветаевой:
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». … и принялась учить меня музыке… Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Чтец 1 (учащаяся)
На фоне музыки читает стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Ведущий 3.
После смерти матери интерес к музыке у Марины постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.
Юная Цветаева пишет стихи как на русском, так и на немецком, французском языках.
Ведущий 1.
Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней поэтессы понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве Максимилиан Волошин решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина нашла друга на всю жизнь.
Ведущий 2.
Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто – каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.
Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи она читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»
Ведущий 3.
Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно.
За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника стихов: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», изданные при содействии Сергея Эфрона.
Марина и Сергей Эфрон… Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он ей нашел тотчас, на ощупь, ибо е отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Обвенчались Марина и Сергей 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Ведущий 1.
В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.
Чтец 2.
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох!
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале...
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, —
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
Ведущий 2.
Стихи ее мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Прослушивание в записи или исполнение под гитару «Мне нравится, что вы больны не мой…»
Ведущий 3.
Стремительно и властно в жизнь Марины вошел Пушкин и стал постоянной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. «Капитанскую дочку» она перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи Пушкину».
Чтец 3.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям —
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева — ручищи по швам —
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли — и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно — да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно — почетно — почетно — архи-
Почетно, — почетно — до черту!
Кого ж это так — точно воры вора
Пристреленного — выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора —
Умнейшего мужа России.
Ведущий 1.
Нельзя не упомянуть еще об одном поэтическом кумире Цветаевой – Александре Блоке. Она видела его дважды, во время выступлений поэта в Москве, но свое преклонение перед его талантом пронесла через всю свою жизнь.
Ему, поэту, которого она называла «сплошной совестью», посвятила следующие строки…
Чтец 4.
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! -
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Ведущий 2.
1913-1915 годы. Рядом с Мариной друзья, любимый человек, дочь Ариадна.
В 1922 году она вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.
Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но потом все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно прекратили печатать ее стихи.
Цветаева М.И.
«Мой читатель остается в России, куда мои стихи… не доходят…» Вокруг меня глухая стена одиночества.
И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется — возмездье
За то, что каждый раз,
Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз.
Ведущий 3.
Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по родине…»
Чтец 5.
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма…
Ведущий 1.
В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед
То ж, что Гомер — в гекзаметре,
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь — мои обе заняты.
Ведущий 2.
В 1939 году Марина Цветаева вернулась на родную землю…
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.
Тяжелые удары судьбы… Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.
В исполнении Аллы Пугачевой звучит «Уж сколько их упало в эту бездну…»
Заключительное слово учителя.
Поэзию М.Цветаевой многие считают сложной для восприятия, понимания и даже просто для чтения. Смущает многое: не женская сила, звучащая в стихах, неожиданный разрыв фразы знаком «тире». Изломанные строки, надрывность чувствований, страсть взахлеб. Такова Марина Цветаева. И остается с нами и в нас ее поэзия, ее «крылатая» душа, которую ничто не мешает увидеть.
Марина Цветаева оставила нам большое наследие: сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Цветаева – поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…» (Вс. Рождественский)
Литература
Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия. М.: Просвещение, 1990.
Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы. Азбука, 2014.
Косивцова Л.И., Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе 9-11 классы В., Учитель,2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ