Урок литературного чтения во 2 классе А. П. Гайдар "Совесть"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
села Безопасного Труновского района Ставропольского края
Урок литературного чтения
во 2-ом классе
А.П. Гайдар «Совесть»
(Учебно-методический комплект «Планета знаний»)
Урок подготовила
Пронякина Светлана Викторовна
учитель начальных классов МОУ СОШ №3 села Безопасного Труновского района Ставропольского края
с.Безопасное
2011 год
Тема: А.П. Гайдар «Совесть»
Цель:
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Задачи:
показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
развивать интерес к чтению;
учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
развивать творчество (изменять сюжет, придумывать продолжение рассказа);
формировать коммуникативные навыки работы в группах;
воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях со старшими, любовь к своим близким, желание совершать добрые поступки;
воспитывать стремление поступать по совести.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 2 класс Э.Э. Кац.
портрет писателя;
рассказ А.П. Гайдара «Совесть»;
иллюстрации к рассказу;
выставка книг А.П. Гайдара;
презентация к уроку ;
мультимедийный проектор;
карточки с заданиями (для работы в группах);
плакаты «Настроение»;
видео «Заочная экскурсия в сельскую библиотеку»;
буклет «Поучительные рассказы А.П. Гайдара»;
кроссворд «Совесть»;
светофорчики.
Тип урока: работа с художественным текстом, новый материал.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
чтение с остановками;
обращение к личному опыту учащихся;
прогнозирование по названию;
кластер;
синквейн;
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Девиз урока: (Записано на доске)
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Психологический настрой
Слайд.
Дети читают хором:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
- Что вы почувствовали?
- Какое у вас настроение?
Проверка домашнего задания
- Ребята, что вы приготовили дома к сегодняшнему уроку? (Домашнее задание было дифференцированным)
1. Чтение по ролям
2. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
От лица Вани,
От лица папы.. дети готовили одно из заданий по выбору)
- Как вы думаете, слова «струсил» и «трус» это одно и то же?
- Что ты думаешь о словах «соврал» и «врун»?
3. Дети пересказывают рассказы Л.Н. Толстого «Два товарища», «Прыжок»,
«Лев и собачка», «Старый дед и внучек», «Гроза», «Кость», «Яблони», «Котенок», «Бабка и внучка», подготовленные дополнительно.
- Что объединяет все эти рассказы? (Все эти рассказы поучительные. В них автор затронул важные качества человека: умение дружить, быть заботливым, добрым, уважать людей, любить своих близких, приходить на помощь.)
Заполнение бортового журнала
Знаем
Новое
В.Осеева
«Волшебное слово»
- вежливость
- уважение
В.Ю.Драгунский
«Друг детства»
- преданность
- жалость
Л.Н. Толстой
«Косточка»
- ложь
- правда
Изучение нового материала
Стадия вызова
Предлагается синквейн без первой строчки
Слайд.
1 ----------- (совесть)
2 отзывчивый, понятливый, скромный, доброжелательный
3 переживает, стыдится, чувствует
4 он всегда слушает зов своего сердца. Контролирует свои поступки
5 Человек.
Вопрос:
- Определите первое слово синквейна. ( Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»)
- Как вы думаете, что такое совесть?
Определение темы урока.
- О чём мы будем говорить на уроке?
(О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
- Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).
Слайд. А.П. Гайдар – портрет писателя.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя А.П. Гайдара
- Определить название рассказа мы можем, когда закончим произведение и разгадаем кроссворд.
Кроссворд
За знаниями уже не в первый раз
Мы в свой просторный входим…. (класс).
Недаром молвится народная … (пословица).
Чтобы было понимание
Напрягай своё … (внимание).
На вопрос найти ответ
Поможет мудрый нам … (совет).
Как яркая раскраска,
Волшебством пестреет … (сказка).
Будто сказочная дверь
В знанья, это наш - … (портфель).
Мама, папа, брат и я
Все мы – дружная … (семья).
- Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.
- Ключевое слово «Совесть».
Прогнозирование по названию. - О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предположения)
- Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?
Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»
Стадия осмысления
Словарная разминка. Слайд.
- Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть?
Работа со словарём
- Проверь себя по словарю на стр. 169 – 171 учебника.
Чтение с остановками. Дети читают «цепочкой»
Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы).
Вопросы по осмыслению текста:
-Почему девочка оказалась в роще?
-Что она там делала?
- Какое у неё было настроение?
Дети выбирают плакат «Веселое настроение» (рисунок улыбающегося детского лица).
Проведём исследование.
- Какое впечатление произвела на вас Нина?
Заполнение кластера.
Чтение 2 фрагмента (3-4 абзацы до слов «… я заблудился»). Выбор настроения Нины – «сердитая».
Слайд. Иллюстрация встреча Нины с малышом.
Исследование.
- Каким был мальчик, которого встретила Нина?
Работа с карандашом: (Дети выделяют отрывки в тексте и читают)
- Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?
- Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить). Выбор настроения – «серьезное».
- Давайте подберем слова, характеризующие малыша.
Заполнение кластера.
Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа). Переносное значение выражения: «Грызла беспощадная совесть»
- Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу?
Слайд. Встреча Нины с малышом.
Выбор плаката «Грустное настроение. Слёзы.»
Физминутка под музыку «Перемена».
Работа в группах:
Исследование:
- Сейчас мы поработаем в группах.
- Какие правила работы в группе нужно соблюдать?
- Каждая группа получит задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и четко высказать его.
Задания группам:
Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?
Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?
Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:
А) неисправима;
Б) надеется, что девочка исправится;
В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.
Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?
Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.
- Что чувствовала Нина, когда осталась одна?
Заполнение кластера.
- Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»
Творческие задания.
- Представьте, что вы писатели…
- Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать?
- Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)?
- Придумайте окончание рассказа.
Стадия рефлексии
Вопросы:
- Какое настроение было у Нины в начале рассказа?
- А в конце? Антонимы: веселый – грустный.
- Автор показал противоположное настроение девочки (в начале – веселье и радость, в конце – грусть и стыд) почему? Что он хотел сказать этим?
- Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом.
- Что может подсказать СОВЕСТЬ?
Индивидуальные задания.
Чтение предложений.
Слайд.
Поступай по совести
Совесть – это голос твоего сердца
Совесть – голос тайного судьи.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
- Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).
Слайд. Наши добрые дела
– Давайте вспомним, какие добрые дела мы делаем с вами.
Домашнее задание: - Какое задание вы предложили бы выполнить дома?
На доске: стр. 94 – 95 прочитать и пересказать, вопрос №5. Эпизод разговора Нины с малышом – по ролям.
- Что нового мы узнали на уроке?
Заполнение бортового журнала
Знаем
Новое
В.Осеева
«Волшебное слово»
- вежливость
- уважение
А.П. Гайдар
«Совесть»
- Зов совести
В.Ю.Драгунский
«Друг детства»
- преданность
- жалость
Л.Н. Толстой
«Косточка»
- ложь
- правда
- Кто захотел, прочитать другие рассказы А.П. Гайдара?
- Куда вы обратитесь, чтобы взять книги А.П. Гайдара? (В библиотеку)
«Заочная экскурсия в сельскую детскую библиотеку». (Обзор произведений А.П. Гайдара)
Итог урока.
Чтение плаката:
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
- Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.
Зеленые «зайчики» - я всегда поступаю по совести.
Розовые «зайчики» - после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.
Коричневые «зайчики» - мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.
- Спасибо за урок!
Список используемой литературы
Кац Э. Э. Литературное чтение.Учебник 2 класс УМК «Планета знаний» 2009 г.
Толстой Л.Н. рассказы «Косточка» , «Два товарища» , « Прыжок» , «Яблони».
Гайдар А. П. «Совесть»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ