Урок по литературному чтению К. Г. Паустовский «Барсучий нос» 2 класс
Урок по литературному чтению, 2 класс
Тема: К. Г. Паустовский «Барсучий нос»
Цель : создание условий для ознакомления учащихся с творчеством русского писателя К. Г. Паустовского, обеспечение целостного восприятия и понимания текста; развитие умения определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга; развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
У У Д
1.Организац.
момент
2.Актуализация знаний, фиксация
затруднений.
3.Постановка учебной задачи.
4.Построение проекта выхода из затруднений.
5.Первичное закрепление
6. Самостоятельная работа
7.Рефлексивные действия
Словесный настрой на работу:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На столах у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки
Скороговорка на листочках:
На байдарке раз барсук
Плыть решив на Барбадос,
Взять с собой решил бамбук
И букет бегоний, роз.
Загадка:
Роет норы он умело,
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его /барсук/,
А зовут его …
(Барсук)
1.Работа с учебником.
Прочитайте автора и название произведения. Кто-нибудь сможет что-то рассказать об авторе?
2. А что вы можете сами рассказать о барсуке
3. Словарная работа.
4. Чтение и анализ рассказа.
– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?
– С чем сравнивает воду в озере?
– Какую рыбу ловили рыбаки?
– О чём вы узнали из этой части?
– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)/слайд/
II часть – чтение по абзацам./
– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
– Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?
– Почему барсук прибежал к костру?
– Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?
– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?
–Нарисуйте словесную картину к этой части
– О чём говорится во второй части?
– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)/слайд/
Физминутка
- Как живешь?
- Вот так! (Дети показывают большой палец.)
- Как идешь?
- Вот так! (По ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги.)
- Как бежишь?
- Вот так! (Дети имитируют бег движениями рук.)
- Как ты спишь?
- Вот так! (Дети подкладывают на руки голову.)
- Как смеешься?
- Вот так! (Дети улыбаются друг другу.)
- Как садишься?
- Вот так! (Дети садятся тихонько за парты.)
VI. Продолжение работы по теме
III часть – читает учитель.
– Кто первым услышал фырканье зверя?
а) Краткий пересказ по опорным словам: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.
б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.
/Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./
в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.
/Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./
- О чём узнали из третьей части?
-Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей.) /слайд/
Работа с 4 частью.
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?
– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?
– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.
– Что мы можем сказать о барсуке?
– О чём говорится в этой части?
– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос.)/слайд
V часть – читает учитель.
– Почему автор узнал барсука?
–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год.)/слайд/
2. Чтение полученного плана. /слайд/
I. Осенняя рыбалка на озере.
II. Ужин у костра.
III. Зверёк решил поужинать у людей.
IV .Барсук лечит нос.
V. Встреча через год.
Работа в тетради
Составляют модель обложки произведения
– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик? А что нельзя делать при прогулке в лесу, в степи, на реке?
- Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.
– Какова главная мысль рассказа?
- Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
Оценивание работы детей.
Д/задание – пересказ по частям, дифференцированные задания
Проверяют готовность к уроку.
Читают сам-но; парами друг другу; вслух индивидуально несколько уч-ся, хором с разным темпом чтения.
Желающие рассказывают наизусть
в быстром темпе.
Определяют жанр произведения. Проблемный вопрос: зачем нужно читать скороговорки?
Читают сам-но,вслух 1 учащийся, отгадывают, определяют жанр.
Предполагают тему урока.
1.Читают в учебнике название и автора произведения.
Знакомство с биографией писателя – сообщение учащегося. /слайд/
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе. Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.
2.Желающие высказываются/
Ученик /сообщение/ Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых./слайд/
3.Просматривают и зачитывают/ слайд/
Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.
Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.
Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.
Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.
4.I часть – читает ученик./Авлоев Али/
Саид, Камила, Марьяна, Эльза, Тахир, Кудрат – читают по абзацам
Выполняют все движения
Дети стараются сами с помощью учителя задавать друг другу вопросы по содержанию части.
IV часть – самостоятельное чтение.
Просматривают слайд, отвечают на вопросы
Выполняют задания
Работают группами.
Высказывают свои мнения и впечатления.
Самоорганизация .
Познавательные:
-смысловое чтение как осмысление цели чтение
-анализ текста с целью выделения признаков;
Коммуникативные:
-умеют вести диалог; сотрудничать друг с другом.
Познавательные:
-умение размышлять логически;
- осознание цели действий.
Коммуникативные:
умение вести диалог,высказывать свои мысли.
Познавательные:
находить информацию в других источниках и готовить сообщения
Познавательные:
находить информацию в других источниках и готовить сообщения.
Коммуникативные:
умение высказывать свои мысли
Познавательные: умение работать со словарём, объяснять лексическое значение слов
Коммуникативные: умение работать по цепочке
Познавательные: проводят анализ текста, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: работают по цепочке
Познавательные: находят информацию в тексте, умеют логически размышлять.
Личностные:
самоорганизация, самоконтроль
Коммуникативные: умение сотрудничать друг с другом, вести диалог
Личностные: получают опыт нравственных переживаний
Личностные: осуществление самоконтроля
Коммуникативные: умение делать простые выводы
Коммуникативные: умение вести диалог, делать выводы.
Познавательные: работают с текстом
Регулятивные : умение работать по предложенному плану.
Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками
Коммуникативные: умение сотрудничать с соседом
Личностные: осуществление самоконтроля
Личностные : получают опыт нравственных переживаний
Коммуникативные: умеют вести диалог, отстаивать свои взгляды
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ