Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 4 классе "В гостях у сказки"

В гостях у сказки.

(Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 4 классе)

Цель: прививать детям любовь к русской народной сказке, развивать интерес к чтению, творческие и коммуникативные навыки.

1.Сообщение темы занятия.

( звучит проигрыш из песни «Приходите в гости к нам»)

Слайд 1 .

Ученица: О чем - то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили, ушки...

И сразу меняются лица, тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

Учитель: - Сегодня ребята нам с вами предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само -то слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном. Как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

Ученик 1: Сказки гуляют по свету,

Ночь, запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит.

А жадность Кащея погубит...

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает добро.

Ученик 2: Мир, озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,

Не станет Горыныча-змея...

Пусть Зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает Добро!

Ученик 3: Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы-

Вмиг Сивка-Бурка приснится.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной...

Пусть Зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает Добро

2.Работа с пословицей.

( форма работы — фронтальная)

Слайд 2.

«Сказка - ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»

-Прочитайте пословицу.

Слайд 3

Учитель: - Как вы понимаете первую часть пословицы?( Сказка -то вымысел, в ней происходят удивительные, невероятные события.)

Слайд 4

Учитель: - Как вы понимаете вторую часть пословицы? (Сколько бы, не было вымысла, в конечном счете, сказка говорит о реальной жизни.)

Слайд 5

Учитель: - Как вы понимаете третью часть пословицы?(В сказочных историях встречаются необычные персонажи, на их образах сказка наставляет и учит нас доброму, разумному)




Учитель: - А какой мудрости учит сказка? (Ответ детей)

Учит справедливости, помогает лучше узнавать себя и других. Учит состраданию, понимать чужую беду, учит верности в дружбе, учит трудолюбию, смелости, смекалке, выдержке.

- Давным – давно не было ни реактивных самолетов, подводных лодок, телевизоров, и даже электрических чайников, а люди мечтали об том, чтобы человек мог подниматься в воздух, и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время…Сказки стали былью, чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. Все чудеса стали для нас обычными и осуществились давние мечты людей.

Нет, волшебные сказки не лгали,

Про Кощееву смерть, про ковер – самолет,

Нет, не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

Разве сказки не справились те, в самом деле,

Что светили когда-то как звезды в ночи?

Мы кощеево царство разрушить сумели,

Мы от тайн вековых отыскали ключи.

3. Эмоциональная окраска слова «сказка»

(форма работы — парная)

-Попробуйте произнести слово с разной интонацией.

-Изобразите восторг.

-Изобразите удивление.

-Произнесите то слово грустно.

-Молодцы у вас хорошо получилось!

- Закройте глаза, какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «сказка»?

Слайд 6

4.Деление сказок на авторские и народные.

( форма работы -групповая)

Ученик: Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка–умница и прелесть,
С нами рядышком живёт

Чтобы, чтобы, чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил!

Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки –
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт!

Учитель: -А теперь такое задание: прочитайте названия сказок. Подумайте, по какому признаку можно их разделить? Это задание выполняйте в группах.

Слайд 7

Красная шапочка

Три медведя

Барин и мужик

Дюймовочка

Царевна — лягушка

Кот в сапогах

Аленький цветочек

Сивка — Бурка

Серебряное копытце

Морозко

-Все эти сказки можно разделить на авторские и народные.

Слайд 8

Учитель: - Какие сказки называем авторскими? Народными?

Сказки красивее разве были,

Были, на сказки похожие были.

Где ты, мой плюшевый мишка.

Где мой конек - Горбунек?

Г де самый умный на свете мальчишка

Иванушка — Дурачок?

Книжки с цветными картинками были.

В них корабли разноцветные плыли.

Пушки палили на вышках,

Всюду летал Горбунок,

С ним самый смелый парнишка

Иванушка — Дурачок.

Яростный ветер страницы листает,

В сказку волшебников он провожает....

Тучи да молнии — вспышки!

Не улетай Горбунок,

Не покидай меня, славный мальчишка

Иванушка — дурачок.

5. Викторина «Угадайка»

(форма работы — фронтальная)

Учитель: - Вы наверное любите сказки? Назовите свои любимые сказки?

-Мало сказки любить надо их знать и помнить. Вот сей час мы проверим. Как вы помните сказки?

-Мой помощник будет рассказывать отрывок из русской народной сказки. Выслушайте его до конца. Как только я позвоню в колокольчик. Попробуйте угадать название сказки.

  • Отрывок из сказки «Царевна - лягушка»

Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Берет она Ивана-царевича за руку и ведет за столы дубовые, за скатерти бранные.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана, да последки, себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки за правый рукав бросила.

Жены больших-то царевичей увидали ее хитрости и давай то же делать.

Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.

  • Отрывок из сказки «Каша из топора»

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути. Дошёл до деревни, постучал в
крайнюю избу:
– Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
– Заходи, служивый.
– А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
– Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: не-е-чего...

Слайд 9

  6.Деление сказок на бытовые, волшебные и сказки о животных.

(форма работы — групповая)

Слайд 10

-Видите, домики, какие! В каждом из них сказочные герои живут. Сейчас вы прочитаете отрывки из сказок, вспомните названия, подумаете, в какой домик можно поселить главных героев.

У каждой группы — карточки с представленными отрывками из сказок.

  • Герои, каких сказок будут жить в 1 домике?(5,2)

  • Во 2 ?(3.6.)

  • В3?(1,4.)

  • Почему же все наши герои сказочные. А живут в трех разных домиках? (Первый дом - похож на терем. Там должны жить волшебные герои. Второй домик похож на лесную избушку — она для зверушек. Третий дом - для простых людей: мужика, бабы, солдата.)

  • -В домике — теремке таинственном, необычном живут Елена Прекрасная, Иван – Царевич, Кот в Сапогах? Тот домик волшебный. В волшебных сказках происходят: чудеса, превращения выдуманные сказки называются волшебными сказками.

Учитель: - К нам на праздник пришли сказочные герои

(Входят сказочные герои)

Кащей: Живет в легендах злой Кащей,

Не любит взрослых и детей.

Он над полями и рекой летает с Бабою Ягой.

Кащей и мерзок и страшон.

И зол, и беспощаден он -

Всем страшен он до одного.

. Но в сказках скучно без него

Я буду задавать вам вопросы, а вы правильно на них отвечать

  • Цветик - (семицветик)

  • Меч - (кладенец)

  • Ковер - (самолет)

  • Гусли - (самогуды)

  • Сапоги - ( скороходы)

  • Шапка - (невидимка)

  • Палочка -(выручалочка)

  • Баба - (Яга)

Баба Яга: Я Баба Яга, костяная нога

Живу я в далекой тайге. Товарищ мой кот

Живет без забот,

И спит он на плече в тепле.

Вот вечер настал, уснул темный лес.

Я в ступе лечу, бороздя гладь небес.

Котище мой черный со мною летит.

Сидит на плече моем. Громко сопит.

Иной раз задремлет и вниз не глядит,

Сорвется с плеча — и к земле полетит,

Летит он, летит и мяукает громко

Куда кот упал — там кружится поземка...

Вот звезды зажглись, замерцали над ,нами

И детские сказки летят над домами.

- Я покажу вам сказочный предмет, а вы ответьте из какой он сказки и какому герою принадлежит?

(Красная шапочка, колпачок Буратино, хрустальные туфельки, шляпа Кота в сапогах ,наливное яблочко и блюдечко, зеркальце.)

Баба Яга: - Назовите признаки волшебной сказки

(Повтор, испытание, превращение, волшебный предмет, сказочное существо, место действия.)

7.Физминутка

Кащей: - А зверушки живут в другом домике. Домик персонажей сказок о животных.

8.Инсценировка сказки «Лиса и журавль»

Действующие лица:

Лиса

Журавль

Рассказчик

Рассказчик:

Раньше звери в мире жили,

И встречались, и дружили.

Мы рассказ свой поведем

Про лисицу с журавлем.

Вот однажды по болоту

Шла лисичка на охоту,

Повстречала журавля.

Лиса:

Ах! Давно мечтаю я

На обед вас пригласить

И по-царски угостить.

Журавль:

Отчего же не придти.

Манной кашкой угости,

Очень мне она по нраву.

Лиса:

Постараюсь я на славу!

Жду вас завтра в три часа.

Журавль:

Буду вовремя, лиса!

Рассказчик:

День журавль не ел, не пил,

Все туда-сюда ходил –

Нагулял серьезный вид

И отменный аппетит.

В предвкушении обеда

Сам с собой он вел беседу.

Журавль:

Лучше друга в мире нет!

Закажу лисы портрет

И повешу над камином,

Как пример для дочки с сыном.

Рассказчик:

А тем временем лиса,

Покумекав, с полчаса,

Наварила манной кашки,

Да размазала по чашке.

Приготовила, и вот

На обед соседа ждет.

Журавль:

Здравствуй, лисонька, мой свет!

Ну, неси скорей обед!

Чую запах каши манной.

Лиса:

Угощайтесь, гость желанный!

Рассказчик:

Целый час журавль клевал,

Головой лисе кивал.

Но, хоть каши той немало,

В рот ни крошки не попало!

А лиса, хозяйка наша,

Лижет потихоньку кашу –

Ей до гостя нету дела,

Всё сама взяла и съела!

Лиса:

Вы должны меня простить,

Больше нечем угостить.

Журавль:

Что ж, спасибо и на этом.

Лиса:

Жаль, что каши больше нету.

Вы уж, кум, не обессудьте.

Да и, кстати, не забудьте –

Ваша очередь, сосед,

Звать подругу на обед!

Рассказчик:

Затаил журавль обиду.

Хоть и вежлив был он с виду,

Но задумал он лисицу

Угостить как птица птицу!

Приготовил он кувшин

С горлышком длиной в аршин,

Да налил в него окрошки,

Но ни миски и ни ложки

Он для гостьи не припас.

Лиса:

Тук-тук-тук!

Журавль:

Сейчас, сейчас!

Здравствуй, милая соседка,

Ты совсем не домоседка.

Проходи, за стол садись,

Угощайся, не стыдись!

Рассказчик:

Начала лиса вертеться,

Носом о кувшин тереться,

Так зайдет, потом вот так,

Не достать еды никак.

Запах угощенья дразнит,

Только лапа не пролазит,

А журавль себе клюет

И душа его поет –

Из кувшина понемножку

Съел он всю свою окрошку!

Журавль:

Ты должна меня простить,

Больше нечем угостить.

Лиса:

Нечем? Ты же сам все съел!

Обмануть меня хотел?

Вот тебе я покажу!

Всем в лесу я расскажу

Про твое гостеприимство.

Это не обед, а свинство!

Рассказчик:

Долго так они ругались,

И кусались, и бросались

Всем, что под рукой нашлось…

И с тех пор их дружба врозь!

Учитель: -Вы вспомнили сказки «Дочка - семилетка», «Дурак и береза». «Каша из топора» В них представлены простые. Обычные люди: мужик, баба, солдат они жили в простой избе. Сказки про простую жизнь. Про быт называются бытовыми. Просмотр мультфильма «Каша из топора»


9. Игра «Угадай мелодию»

-А сейчас вы послушаете мелодию и определите, какому герою и из какой сказки она принадлежит?

10. Сказочный тест

1.Какой литературный жанр начинается со слов «Жили – были»?

А) басня Г) рассказ

Б) сказка В) стихотворение

2.Кто написал сказку «Кот в сапогах?»

А) Г.Х.Андерсен В)Л.Н.Толстой

Б)А.С.Пушкин Г) Ш.Перро

3.На чем играл папа Карло?

А) Гитара В) Шарманка

Б) Барабан Г) Скрипка

4.Кто спас Дюймовочку от полевой мыши?

А) Майский жук В) Крот

Б) Рыбки Г) Ласточка

5. Что служило одеялом Дюймовочке?

А) Лепесток розы В) Салфетка

Б) Носовой платочек Г) Лоскуток ткани

6. Из чего Фея сделала Золушке карету?

А) Из огурца В) Из арбуза

Б) Из тыквы Г) Из дыни

7.Какую обувь носил Иванушка – Дурачок?

А) Сапоги В) Кроссовки

Б) Лапти Г) Кеды

Ученик 1.Мы верим в светлые сны, и встретим день
Мы без опаски,
И не страшна нам беда,
Ведь будут с нами всегда
Добрые сказки.

Ученик 2.В сказке чудесной
Добрая песня,
У горизонта слышна.
Птицей весенней,
Флейтой волшебной,
К нам прилетает она.

Ученик 3.Пусть гонит тучи
Ветер колючий,
Только мы знаем одно:
Что б ни случилось,
Добрые силы
Зло победят всё равно.

11. Звучит песня «Приходите в гости к нам»

12. Выставка рисунков. Слайды




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ