Заключительная контрольная работа № 7 к уроку литературы

97

Заключительная контрольная работа № 7

Вопросы

1. Человек и мир в поэзии Ф. И. Тютчева: что стано­
вится предметом осмысления поэта? (Два ответа)

  1. Поэт осмысляет место человека в мире.

  2. Поэт осмысляет жизненный путь человека.

  3. Динамика взаимоотношений человека с большим миром за пределами внимания поэта.

  4. Динамика душевных переживаний человека за предела­ми внимания поэта.

  5. Место человека в истории социальных преобразований.

2. Каковы особенности психологического анализа в ин­
тимной лирике Ф. И. Тютчева? (Один ответ)

  1. Внимание поэта сосредоточено только на собственных переживаниях.

  1. Поэт стремится проникнуть в духовный мир женщины.

  1. Выражение собственных переживаний поэта неразрыв­но связано со стремлением проникнуть в духовный мир женщины.

  2. Поэт обращается к области неопределенных, недосказан­ных, смутных состояний души человека, стремясь пере­дать тонкие оттенки чувства.

  3. Поэт воспроизводит мимолетное и неуловимое в душев­ной жизни человека.

3. «Гроза» А. Н. Островского: каким предстает патри­
архальный народный мир в рассказах Катерины о
своей жизни в родительском доме? (Два ответа)

  1. Патриархальный мир предстает как утративший поэзию и высшую правду.

  2. Нарисован обычный, ничем не примечательный мир, близкий по своему характеру калиновской жизни.

  3. В сфере нравственных представлений этого патриар-


98

хального мира существует гармония между отдельным человеком и другими людьми.

  1. В этом мире люди разобщены друг с другом, человек ра­зобщен с природой.

  2. Нарисован идеальный вариант патриархальных отноше­ний и патриархального мира в целом.

4. «Гроза» А. Н. Островского: что позволяет нам гово­рить о Катерине как о трагической героине? (Четы­ре ответа)

  1. Любовь Катерины и ее поведение идут вразрез с норма­ми патриархальной народной нравственности (трагиче­ский герой нарушает старый закон во имя нового).

  2. Катерина не отрекается от своей любви, считая ее грехов­ной; Катерина идет на всенародное покаяние, неколеби­мо веруя в патриархальные установления (сочетание в судьбе трагического героя подвига и трагической вины).

  3. Способность идти на компромиссы.

  4. Героиней не ставятся под сомнение ценности патриар­хальной жизни. Катерина испытывает глубокое чувство любви (трагический герой способен увидеть в старом состоянии мира и новом бытии абсолютную ценность).

  5. Катерина, оставаясь верной своим патриархальным пред­ставлениям и чувству любви, принимает решение уйти из жизни (способность героя сделать трагический выбор).

5. Почему купеческая среда стала объектом внимания драматурга, как в разные десятилетия творчества А. Н. Островского изменялся подход к ее изображе­нию? (Три ответа)

  1. Купеческая среда, не испытавшая на себе гнета крепостни­чества, являла собой для драматурга средоточие народной жизни в ее росте и становлении (творчество 1840—50-х годов).

  2. Купеческая жизнь на протяжении всего творчества Ост­ровского была объектом сатирического осмеяния.

  3. Купеческая жизнь отчасти идеализируется в творчестве драматурга 1850-х годов («Бедность не порок», «Не так

99

живи, как хочется»).

  1. Образ купца в контексте творчества драматурга остается неизменным.

  2. Драматург фиксирует отход купеческого сословия от на­родной нравственности, усложнение характеров героев из этой среды (1870-е годы, «Бесприданница»).

6. Что позволило автору романа « Отцы и дети» неодно­
значно осветить образ Базарова? (Два ответа)

  1. Предвзятый подход к герою из противоположного поли­тического лагеря.

  2. Отсутствие предвзятого подхода к своему главному герою.

  3. Создание безупречного, идеального образа главного героя.

  4. Стремление фактографически точно воспроизвести жизнь молодого поколения 1860-х годов.

  5. Стремление познать наиболее существенные сильные и слабые стороны взглядов молодого поколения 1860-х годов.

7. Как в романе «Отцы и дети» соотнесены сюжетные
линии? (Три ответа)

  1. Иерархически: главный герой — самый значительный, глубокий образ романа.

  2. Сюжетная линия главного героя не отличается от сюжет­ных линий других персонажей романа.

  3. Параллельно: история любви Базарова к Одинцовой от­части напоминает историю несчастной страсти Павла Петровича Кирсанова.

  4. В эпилоге романа сюжетные линии всех героев романа обнаруживают свое сходство.

  5. Параллельно: Базаров и Аркадий Кирсанов безответно влюбляются в одну и ту же женщину.

8. Каковы наиболее характерные особенности любов­
ной лирики А. А. Фета («Шепот, робкое дыханье...»)?
(Два ответа)

1) В любовной лирике Фета предстает социально-бытовой

характер женщины. 7*

103

из жанровых составляющих «Войны и мира» Л. Н. Тол­стого.

14. Что свойственно Кутузову в «Войне и мире» А. Н. Тол­стого? (Три ответа)

  1. Герою представляется, что он руководит народами, вла­ствует над миром.

  2. Герой прозревает события в их неизбежности и не ме­шает им идти своим чередом.

  3. Характерная черта мироощущения этого героя — пони­мание того, что причины событий и их глубинный смысл не могут быть постигнуты во всей полноте, они подчине­ны недоступной человеку необходимости.

  4. Личным интересом, личным произволом для героя исчер­пываются все жизненные проблемы.

  5. В герое, по наблюдению одного из персонажей, отсутству­ет «все личное».

15.Что в романе А. Н. Толстого «Война и мир» связано с понятием «слава», к которой стремится князь Ан­дрей Болконский в свой «аустерлицкий» период жиз­ни? (Три ответа)

1) Стремление к славе, по представлениям князя Андрея, не противоречит общественному служению. Слава предста­ет как знак идеального строя человеческих отношений (это предполагает личное служение общей пользе, отсут­ствие расхождений между героическим поступком и его общественной оценкой).

  1. Стремление к славе, по представлениям князя Андрея, отъединит его от людей, оно не связано с общей пользой.

  2. Стремление к славе исполнено для князя Андрея лично-эгоистическим чувством.

  3. Стремление к славе предстает как «наполеоновская» чер­та в князе Андрее Болконском, но при этом Наполеон и его Тулон идеализированы и возвышены героем.

  4. Стремление к славе в рамках современной наполеонов-

ской эпохи неизбежно — в контексте романа — несет на себе «отсвет» бонапартизма, в своем реальном значении и последствиях оно грозит обернуться обособленностью и отделением от общей судьбы людей.

16.Что относится к трагической теме образа князя Андрея Болконского в «Войне и мире» А. Н. Толстого? (Три ответа)

  1. Мир представлений героя, характер его общения с людь­ми (близкими в том числе) расходятся с реальностью про­стых человеческих взаимоотношений. Так, например, в отношении князя Андрея к Наташе и в самые близкие минуты их общения нет необходимой героине непосред­ственности.

  2. Герой на протяжении всей своей жизни чужд мирской жизни: он устремлен только к высоким идеалам.

  3. Сущность происходящего предстает для князя Андрея в разладе с формой ее проявления (неказистый Тушин со­вершает настоящий подвиг).

  4. Идеалы князя Андрея связаны с XVIII веком (веком строительства государственности), однако герой жи­вет в иную эпоху, в которой личное и общее не согласованы.

  1. Герой чужд потребности в общении.

17. Что в «Войне и мире» А. Н. Толстого свойственно роду Курагиных? Почему вторжение рода Курагиных в мир Ростовых, Болконских провоцирует кризисные состояния этих «семейных» миров? (Три ответа)

  1. Основное свойство членов семьи Курагиных — низмен­ный эгоизм.

  2. Взаимоотношениям членов семьи Курагиных присущи нравственная высота и человечность.

  3. Кризисное состояние родов Болконских, Ростовых не ог­раничиваются только частными эпизодами из жизни ге­роев, но относятся к историческому кризису патриархаль­ной семьи.

104

105


  1. Естественная потребность свободы у героев (например, у Наташи Ростовой) не умещается в рамки патриархаль­ной морали.

  2. Новые, усложнившиеся условия мирской жизни — в ва­рианте Курагиных — не чужды нравственной высоте и человечности патриархальных семейств.

18.Почему Льву Николаевичу Толстому история увле­чения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным пред­ставлялась значительной для всей его книги в целом, «узлом романа»? (Три ответа)

  1. Патриархальные нормы морали носят безусловный ха­рактер для Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

  2. Избыток, чрезмерность жизненных сил в Наташе Росто­вой, ее потребность в открытых и простых отношениях между людьми, свободное проявление героиней своих чувств, желаний обнаруживают ограниченность патри­архальной морали, столь органичные для нее.

  3. Чувство свободы Наташи Ростовой, имеющее идеальный смысл, и безграничный, почти животный эгоизм Анатоля Курагина перерастают рамки веками складывавшихся патриархальных устоев, свидетельствуют о распаде этих устоев.

  4. Поведение Наташи Ростовой и Анатоля Курагина в исто­рии их взаимного увлечения — это, по Толстому, глубо­кое выражение общих законов жизни.

  5. Поведение Наташи Ростовой и Анатоля Курагина в исто­рии их взаимного увлечения, по Толстому, не выражает общие законы жизни.

19. Определите принципы построения толстовского романа «Война и мир» (на примере первого тома). (Четыре ответа)

  1. Постоянная смена планов изображения (например, «се­мейные» и «военные» главы сменяют друг друга в третьей части первого тома).

  2. Многоцентровость действия, оно завязывается и проте-

кает в разных пространственных сферах, в каждой из которых действуют определенные персонажи: экспози­ция романа, к примеру, строится на одновременном со­существовании трех основных эпизодов.

  1. Монтаж эпизодов: разнохарактерные, часто контраст­ные по отношению друг к другу события следуют в пове­ствовании друг за другом (именины Наталии в доме Рос­товых — последние часы жизни екатерининского вель­можи графа Безухова).

  2. Постоянная смена ракурсов изображения, возникнове­ние, в результате этого, множественности точек зрения на происходящее.

  3. Части романа связывает игровая манера повествователя, иронично представляющего читателю как события исто­рического, так и частного бытия героев.

20.Как показан в романе «Преступление и наказание» Раскольников, герой-идеолог? (Два ответа)

  1. Герой лишен какой бы то ни было философско-этической рефлексии.

  2. Герой — острый и тонкий аналитик, в одиночку реша­ющий главные вопросы духовного бытия, пересматрива­ющий весь опыт исторической жизни человечества.

  3. Герой живет во время, предшествующее эпохе кризиса религиозной веры.

  4. Герой с самого начала романа укоренен в национальное народное бытие, для него органично общение с людьми из простого народа, опора во всех своих поступках на традиционные народные представления.

  5. Герой пребывает в болезненном состоянии, он выбит из устойчивой бытовой колеи, оторван от народа и почвы.

21. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: Что позволяет говорить о трагической теме обра­за Сони Мармеладовой? (Два ответа)

1) Моральный закон, понятие греха имеют для героини абсолютный, непререкаемый характер.

106

  1. Моральный закон для Сони, преступившей его, со време­нем становится относительным, теряет свою непрелож­ность.

  2. Автор открывает для читателя: чувство сострадания и любви к ближним неотвратимо выводит его героиню к нарушению морального закона.

  3. Соня Мармеладова уверена, что спасет своих родных от голода и смерти.

  4. Соне Мармеладовой чуждо сознание греховности, она не испытывает нравственных страданий.

22.«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: Какие свойства, убеждения в отличие от Расколь-никова характерны для Лужина? (Два ответа)

  1. Исключительно острое переживание чужой боли, чужой беды, острота морального чувства.

  2. Глубокие Чувства любви и сострадания к ближнему.

  3. Убеждение в том, что деятельная любовь к ближним со стороны «неимущего» может привести только к резкому ухудшению исходной ситуации.

  4. Житейское благоразумие («притча о разорванном каф­тане»).

  5. Особая, почти «демоническая гордость».

23.Почему Петербург принципиально значим для Дос­тоевского как место событий его романа «Преступ­ление и наказание»? (Два ответа)

  1. По Достоевскому, Петербург свободен от «мрачных, рез­ких и странных влияний на душу человека».

  2. По Достоевскому, в Петербурге менее всего сказались разрушительные тенденции социальной жизни порефор­менной России.

  3. По Достоевскому, Петербург — особый город. Основа­ние города Петром I на «европейский манер» предопре­делило для Петербурга отсутствие связей с традициями русской исторической жизни, с национальной почвой.

  4. По Достоевскому, Петербург, рожденный по воле одного

107

человека, закономерно становится почвой для зарожде­ния раскольниковской теории (одна из составляющих которой — мысль Раскольникова о том, что «природу по­правляют и направляют, а без этого пришлось бы пото­нуть в предрассудках»). 5) По Достоевскому, Петербург неразрывно связан с нацио­нально-исторической почвой России.

24. «Человек в футляре» А. П. Чехова: отметьте спосо­бы, средства выражения авторской позиции в рас­сказе. (Два ответа)

  1. Автор открыто выражает свою позицию.

  2. Авторские отступления, в которых он склонен поучать, проповедовать.

  3. Авторский смысл располагается поверх высказываний персонажей о существе человеческой жизни. Автор в фи­нале рассказа вводит образы, расширяющие картину мира, в результате пространственно-временная ограниченность событийной истории преодолевается и общее смысловое пространство усложняется.

  4. Тематическая композиция рассказа способствует выра­жению авторской позиции: тема живой жизни контраст­на по отношению к теме футлярной жизни.

  5. Авторский смысл складывается из суммы более или ме­нее однозначных выводов, к которым приходят герои (Буркин, Чимша-Гималайский).

25.Выберите наиболее полное определение жанрового своеобразия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Один ответ)

  1. Комедия: представления героев «Вишневого сада» не со­впадают с реальным ходом вещей.

  2. Драма: гибнет прекрасный сад; все навсегда теряют об­щий дом. В финале торжествуют идеалы новой — лопа-хинской — жизни, но они во многом ущербны, чреваты

108

109


будущими историческими потрясениями. Высокие идеа­лы дворянской культуры не ставятся под сомнение, но дворянское сословие исторически обречено. Благороден порыв молодого поколения к прекрасному будущему, но он изначально осложнен отсутствием у молодых знания о путях его достижения.

  1. Комедия: в пьесе имеет место комические положения и даже фарс.

  2. Комедия: в пьесе используются приемы площадного те­атра, балагана (падение с лестницы, фокусы, удары по голове и т.д.)

  3. Жанровая природа комедии «Вишневый сад» сложна. В пьесе особым образом соединяются драматическое и ко­мическое (в многочисленных вариантах их проявлений).

26.Какой аспект только заключает в себе потенциал возможных конфликтных положений, но тем не менее не становится в пьесе ((Вишневый сад» А. П. Чехова непременным, важнейшим «составля­ющим» общего конфликта? Возможны ли иные (кро­ме предложенных в ответах на вопрос теста) ин­терпретации конфликта этой пьесы? (Два ответа)

  1. Историко-социальный аспект: имение переходит не про­сто в руки купца-предпринимателя — новым владельцем усадьбы становится внук крепостного помещиков Гаевых.

  2. Нравственно-философский аспект: Раневская и Гаев, от­казываясь от предложения Лопахина, отстаивают свое понимание жизни, ее непреходящие ценности, ее един­ство. В своем выборе они от начала до конца последова­тельны, и их решение обретает притрагический оттенок.

3. Нравственно-психологический аспект, связанный с лю­бовной темой: Лопахина все давно уже считают женихом Вари, он же в самых искренних чувствах в первом дей­ствии признается только Раневской («...и люблю вас, как родную... больше, чем родную»), ему хочется сказать ей «что-нибудь очень приятное, веселое».

4) Нравственно-психологический аспект, связанный с те­мой субъективных представлений героев. Противоречие

между объективным ходом истории, движением жизни как таковой и субъективными представлениями героев пронизывает собою все произведение (наиболее показа­тельным в этом отношении является 3 акт: в имении, вы­ставленном на торги, звучит веселая музыка, дальнейшая судьба героев зависит от исхода торгов — все танцуют). 5) Возможны иные интерпретации конфликта, его «состав­ляющих». Это определено самой природой многоаспект­ного конфликта чеховского произведения.

Ответы к заключительной контрольной

работе

2 уровень

2 уровень

1 уровень

3 уровень
3 уровень

2 уровень
2 уровень

  1. уровень

  2. уровень 3 уровень


  1. уровень

  2. уровень


  1. уровень

  2. уровень

  3. уровень 3 уровень 3 уровень 3 уровень 2 уровень

2 уровень
1 уровень
1 уровень

1 уровень

3 уровень

  1. уровень

  2. уровень

Вопрос 1. Вопрос 2. Вопрос 3. Вопрос 4. Вопрос 5. Вопрос 6. Вопрос 7. Вопрос 8. Вопрос 9. Вопрос 10. Вопрос 11. Вопрос 12. Вопрос 13. Вопрос 14. Вопрос 15. Вопрос 16. Вопрос 17. Вопрос 18. Вопрос 19. Вопрос 20. Вопрос 21. Вопрос 22. Вопрос 23. Вопрос 24. Вопрос 25. Вопрос 26.

Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ:

1, 2.
3.

3,5.

1,2,4,5 1,3,5. 2,5. 1,3,5. 3,5.

3.

1,3,4,5

1,3,5.

1,3,5.

1,2,5.

2, 3, 5.
1,4,5.
1,3,4.
1,3,4.
2, 3, 4.
1,2,3,4.
2,5.
1,3.
3,4.
3,4.
3,4.

5. 3,5.

сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ