Заключительная контрольная работа № 7 к уроку литературы
97
Заключительная контрольная работа № 7
Вопросы
1. Человек и мир в поэзии Ф. И. Тютчева: что стано
вится предметом осмысления поэта? (Два ответа)
Поэт осмысляет место человека в мире.
Поэт осмысляет жизненный путь человека.
Динамика взаимоотношений человека с большим миром за пределами внимания поэта.
Динамика душевных переживаний человека за пределами внимания поэта.
Место человека в истории социальных преобразований.
2. Каковы особенности психологического анализа в ин
тимной лирике Ф. И. Тютчева? (Один ответ)
Внимание поэта сосредоточено только на собственных переживаниях.
Поэт стремится проникнуть в духовный мир женщины.
Выражение собственных переживаний поэта неразрывно связано со стремлением проникнуть в духовный мир женщины.
Поэт обращается к области неопределенных, недосказанных, смутных состояний души человека, стремясь передать тонкие оттенки чувства.
Поэт воспроизводит мимолетное и неуловимое в душевной жизни человека.
3. «Гроза» А. Н. Островского: каким предстает патри
архальный народный мир в рассказах Катерины о
своей жизни в родительском доме? (Два ответа)
Патриархальный мир предстает как утративший поэзию и высшую правду.
Нарисован обычный, ничем не примечательный мир, близкий по своему характеру калиновской жизни.
В сфере нравственных представлений этого патриар-
98
хального мира существует гармония между отдельным человеком и другими людьми.
В этом мире люди разобщены друг с другом, человек разобщен с природой.
Нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира в целом.
4. «Гроза» А. Н. Островского: что позволяет нам говорить о Катерине как о трагической героине? (Четыре ответа)
Любовь Катерины и ее поведение идут вразрез с нормами патриархальной народной нравственности (трагический герой нарушает старый закон во имя нового).
Катерина не отрекается от своей любви, считая ее греховной; Катерина идет на всенародное покаяние, неколебимо веруя в патриархальные установления (сочетание в судьбе трагического героя подвига и трагической вины).
Способность идти на компромиссы.
Героиней не ставятся под сомнение ценности патриархальной жизни. Катерина испытывает глубокое чувство любви (трагический герой способен увидеть в старом состоянии мира и новом бытии абсолютную ценность).
Катерина, оставаясь верной своим патриархальным представлениям и чувству любви, принимает решение уйти из жизни (способность героя сделать трагический выбор).
5. Почему купеческая среда стала объектом внимания драматурга, как в разные десятилетия творчества А. Н. Островского изменялся подход к ее изображению? (Три ответа)
Купеческая среда, не испытавшая на себе гнета крепостничества, являла собой для драматурга средоточие народной жизни в ее росте и становлении (творчество 1840—50-х годов).
Купеческая жизнь на протяжении всего творчества Островского была объектом сатирического осмеяния.
Купеческая жизнь отчасти идеализируется в творчестве драматурга 1850-х годов («Бедность не порок», «Не так
99
живи, как хочется»).
Образ купца в контексте творчества драматурга остается неизменным.
Драматург фиксирует отход купеческого сословия от народной нравственности, усложнение характеров героев из этой среды (1870-е годы, «Бесприданница»).
6. Что позволило автору романа « Отцы и дети» неодно
значно осветить образ Базарова? (Два ответа)
Предвзятый подход к герою из противоположного политического лагеря.
Отсутствие предвзятого подхода к своему главному герою.
Создание безупречного, идеального образа главного героя.
Стремление фактографически точно воспроизвести жизнь молодого поколения 1860-х годов.
Стремление познать наиболее существенные сильные и слабые стороны взглядов молодого поколения 1860-х годов.
7. Как в романе «Отцы и дети» соотнесены сюжетные
линии? (Три ответа)
Иерархически: главный герой — самый значительный, глубокий образ романа.
Сюжетная линия главного героя не отличается от сюжетных линий других персонажей романа.
Параллельно: история любви Базарова к Одинцовой отчасти напоминает историю несчастной страсти Павла Петровича Кирсанова.
В эпилоге романа сюжетные линии всех героев романа обнаруживают свое сходство.
Параллельно: Базаров и Аркадий Кирсанов безответно влюбляются в одну и ту же женщину.
8. Каковы наиболее характерные особенности любов
ной лирики А. А. Фета («Шепот, робкое дыханье...»)?
(Два ответа)
1) В любовной лирике Фета предстает социально-бытовой
характер женщины. 7*
103
из жанровых составляющих «Войны и мира» Л. Н. Толстого.
14. Что свойственно Кутузову в «Войне и мире» А. Н. Толстого? (Три ответа)
Герою представляется, что он руководит народами, властвует над миром.
Герой прозревает события в их неизбежности и не мешает им идти своим чередом.
Характерная черта мироощущения этого героя — понимание того, что причины событий и их глубинный смысл не могут быть постигнуты во всей полноте, они подчинены недоступной человеку необходимости.
Личным интересом, личным произволом для героя исчерпываются все жизненные проблемы.
В герое, по наблюдению одного из персонажей, отсутствует «все личное».
15.Что в романе А. Н. Толстого «Война и мир» связано с понятием «слава», к которой стремится князь Андрей Болконский в свой «аустерлицкий» период жизни? (Три ответа)
1) Стремление к славе, по представлениям князя Андрея, не противоречит общественному служению. Слава предстает как знак идеального строя человеческих отношений (это предполагает личное служение общей пользе, отсутствие расхождений между героическим поступком и его общественной оценкой).
Стремление к славе, по представлениям князя Андрея, отъединит его от людей, оно не связано с общей пользой.
Стремление к славе исполнено для князя Андрея лично-эгоистическим чувством.
Стремление к славе предстает как «наполеоновская» черта в князе Андрее Болконском, но при этом Наполеон и его Тулон идеализированы и возвышены героем.
Стремление к славе в рамках современной наполеонов-
ской эпохи неизбежно — в контексте романа — несет на себе «отсвет» бонапартизма, в своем реальном значении и последствиях оно грозит обернуться обособленностью и отделением от общей судьбы людей.
16.Что относится к трагической теме образа князя Андрея Болконского в «Войне и мире» А. Н. Толстого? (Три ответа)
Мир представлений героя, характер его общения с людьми (близкими в том числе) расходятся с реальностью простых человеческих взаимоотношений. Так, например, в отношении князя Андрея к Наташе и в самые близкие минуты их общения нет необходимой героине непосредственности.
Герой на протяжении всей своей жизни чужд мирской жизни: он устремлен только к высоким идеалам.
Сущность происходящего предстает для князя Андрея в разладе с формой ее проявления (неказистый Тушин совершает настоящий подвиг).
Идеалы князя Андрея связаны с XVIII веком (веком строительства государственности), однако герой живет в иную эпоху, в которой личное и общее не согласованы.
Герой чужд потребности в общении.
17. Что в «Войне и мире» А. Н. Толстого свойственно роду Курагиных? Почему вторжение рода Курагиных в мир Ростовых, Болконских провоцирует кризисные состояния этих «семейных» миров? (Три ответа)
Основное свойство членов семьи Курагиных — низменный эгоизм.
Взаимоотношениям членов семьи Курагиных присущи нравственная высота и человечность.
Кризисное состояние родов Болконских, Ростовых не ограничиваются только частными эпизодами из жизни героев, но относятся к историческому кризису патриархальной семьи.
104
105
Естественная потребность свободы у героев (например, у Наташи Ростовой) не умещается в рамки патриархальной морали.
Новые, усложнившиеся условия мирской жизни — в варианте Курагиных — не чужды нравственной высоте и человечности патриархальных семейств.
18.Почему Льву Николаевичу Толстому история увлечения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным представлялась значительной для всей его книги в целом, «узлом романа»? (Три ответа)
Патриархальные нормы морали носят безусловный характер для Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.
Избыток, чрезмерность жизненных сил в Наташе Ростовой, ее потребность в открытых и простых отношениях между людьми, свободное проявление героиней своих чувств, желаний обнаруживают ограниченность патриархальной морали, столь органичные для нее.
Чувство свободы Наташи Ростовой, имеющее идеальный смысл, и безграничный, почти животный эгоизм Анатоля Курагина перерастают рамки веками складывавшихся патриархальных устоев, свидетельствуют о распаде этих устоев.
Поведение Наташи Ростовой и Анатоля Курагина в истории их взаимного увлечения — это, по Толстому, глубокое выражение общих законов жизни.
Поведение Наташи Ростовой и Анатоля Курагина в истории их взаимного увлечения, по Толстому, не выражает общие законы жизни.
19. Определите принципы построения толстовского романа «Война и мир» (на примере первого тома). (Четыре ответа)
Постоянная смена планов изображения (например, «семейные» и «военные» главы сменяют друг друга в третьей части первого тома).
Многоцентровость действия, оно завязывается и проте-
кает в разных пространственных сферах, в каждой из которых действуют определенные персонажи: экспозиция романа, к примеру, строится на одновременном сосуществовании трех основных эпизодов.
Монтаж эпизодов: разнохарактерные, часто контрастные по отношению друг к другу события следуют в повествовании друг за другом (именины Наталии в доме Ростовых — последние часы жизни екатерининского вельможи графа Безухова).
Постоянная смена ракурсов изображения, возникновение, в результате этого, множественности точек зрения на происходящее.
Части романа связывает игровая манера повествователя, иронично представляющего читателю как события исторического, так и частного бытия героев.
20.Как показан в романе «Преступление и наказание» Раскольников, герой-идеолог? (Два ответа)
Герой лишен какой бы то ни было философско-этической рефлексии.
Герой — острый и тонкий аналитик, в одиночку решающий главные вопросы духовного бытия, пересматривающий весь опыт исторической жизни человечества.
Герой живет во время, предшествующее эпохе кризиса религиозной веры.
Герой с самого начала романа укоренен в национальное народное бытие, для него органично общение с людьми из простого народа, опора во всех своих поступках на традиционные народные представления.
Герой пребывает в болезненном состоянии, он выбит из устойчивой бытовой колеи, оторван от народа и почвы.
21. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: Что позволяет говорить о трагической теме образа Сони Мармеладовой? (Два ответа)
1) Моральный закон, понятие греха имеют для героини абсолютный, непререкаемый характер.
106
Моральный закон для Сони, преступившей его, со временем становится относительным, теряет свою непреложность.
Автор открывает для читателя: чувство сострадания и любви к ближним неотвратимо выводит его героиню к нарушению морального закона.
Соня Мармеладова уверена, что спасет своих родных от голода и смерти.
Соне Мармеладовой чуждо сознание греховности, она не испытывает нравственных страданий.
22.«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: Какие свойства, убеждения — в отличие от Расколь-никова — характерны для Лужина? (Два ответа)
Исключительно острое переживание чужой боли, чужой беды, острота морального чувства.
Глубокие Чувства любви и сострадания к ближнему.
Убеждение в том, что деятельная любовь к ближним со стороны «неимущего» может привести только к резкому ухудшению исходной ситуации.
Житейское благоразумие («притча о разорванном кафтане»).
Особая, почти «демоническая гордость».
23.Почему Петербург принципиально значим для Достоевского как место событий его романа «Преступление и наказание»? (Два ответа)
По Достоевскому, Петербург свободен от «мрачных, резких и странных влияний на душу человека».
По Достоевскому, в Петербурге менее всего сказались разрушительные тенденции социальной жизни пореформенной России.
По Достоевскому, Петербург — особый город. Основание города Петром I на «европейский манер» предопределило для Петербурга отсутствие связей с традициями русской исторической жизни, с национальной почвой.
По Достоевскому, Петербург, рожденный по воле одного
107
человека, закономерно становится почвой для зарождения раскольниковской теории (одна из составляющих которой — мысль Раскольникова о том, что «природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках»). 5) По Достоевскому, Петербург неразрывно связан с национально-исторической почвой России.
24. «Человек в футляре» А. П. Чехова: отметьте способы, средства выражения авторской позиции в рассказе. (Два ответа)
Автор открыто выражает свою позицию.
Авторские отступления, в которых он склонен поучать, проповедовать.
Авторский смысл располагается поверх высказываний персонажей о существе человеческой жизни. Автор в финале рассказа вводит образы, расширяющие картину мира, в результате пространственно-временная ограниченность событийной истории преодолевается и общее смысловое пространство усложняется.
Тематическая композиция рассказа способствует выражению авторской позиции: тема живой жизни контрастна по отношению к теме футлярной жизни.
Авторский смысл складывается из суммы более или менее однозначных выводов, к которым приходят герои (Буркин, Чимша-Гималайский).
25.Выберите наиболее полное определение жанрового своеобразия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Один ответ)
Комедия: представления героев «Вишневого сада» не совпадают с реальным ходом вещей.
Драма: гибнет прекрасный сад; все навсегда теряют общий дом. В финале торжествуют идеалы новой — лопа-хинской — жизни, но они во многом ущербны, чреваты
108
109
будущими историческими потрясениями. Высокие идеалы дворянской культуры не ставятся под сомнение, но дворянское сословие исторически обречено. Благороден порыв молодого поколения к прекрасному будущему, но он изначально осложнен отсутствием у молодых знания о путях его достижения.
Комедия: в пьесе имеет место комические положения и даже фарс.
Комедия: в пьесе используются приемы площадного театра, балагана (падение с лестницы, фокусы, удары по голове и т.д.)
Жанровая природа комедии «Вишневый сад» сложна. В пьесе особым образом соединяются драматическое и комическое (в многочисленных вариантах их проявлений).
26.Какой аспект только заключает в себе потенциал возможных конфликтных положений, но — тем не менее — не становится в пьесе ((Вишневый сад» А. П. Чехова непременным, важнейшим «составляющим» общего конфликта? Возможны ли иные (кроме предложенных в ответах на вопрос теста) интерпретации конфликта этой пьесы? (Два ответа)
Историко-социальный аспект: имение переходит не просто в руки купца-предпринимателя — новым владельцем усадьбы становится внук крепостного помещиков Гаевых.
Нравственно-философский аспект: Раневская и Гаев, отказываясь от предложения Лопахина, отстаивают свое понимание жизни, ее непреходящие ценности, ее единство. В своем выборе они от начала до конца последовательны, и их решение обретает притрагический оттенок.
3. Нравственно-психологический аспект, связанный с любовной темой: Лопахина все давно уже считают женихом Вари, он же в самых искренних чувствах в первом действии признается только Раневской («...и люблю вас, как родную... больше, чем родную»), ему хочется сказать ей «что-нибудь очень приятное, веселое».
4) Нравственно-психологический аспект, связанный с темой субъективных представлений героев. Противоречие
между объективным ходом истории, движением жизни как таковой и субъективными представлениями героев пронизывает собою все произведение (наиболее показательным в этом отношении является 3 акт: в имении, выставленном на торги, звучит веселая музыка, дальнейшая судьба героев зависит от исхода торгов — все танцуют). 5) Возможны иные интерпретации конфликта, его «составляющих». Это определено самой природой многоаспектного конфликта чеховского произведения.
Ответы к заключительной контрольной
работе
2 уровень
2 уровень
1 уровень
3 уровень
3 уровень
2 уровень
2 уровень
уровень
уровень 3 уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень 3 уровень 3 уровень 3 уровень 2 уровень
2 уровень
1 уровень
1 уровень
1 уровень
3 уровень
уровень
уровень
Вопрос 1. Вопрос 2. Вопрос 3. Вопрос 4. Вопрос 5. Вопрос 6. Вопрос 7. Вопрос 8. Вопрос 9. Вопрос 10. Вопрос 11. Вопрос 12. Вопрос 13. Вопрос 14. Вопрос 15. Вопрос 16. Вопрос 17. Вопрос 18. Вопрос 19. Вопрос 20. Вопрос 21. Вопрос 22. Вопрос 23. Вопрос 24. Вопрос 25. Вопрос 26.
Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ:
1, 2.
3.
3,5.
1,2,4,5 1,3,5. 2,5. 1,3,5. 3,5.
3.
1,3,4,5
1,3,5.
1,3,5.
1,2,5.
2, 3, 5.
1,4,5.
1,3,4.
1,3,4.
2, 3, 4.
1,2,3,4.
2,5.
1,3.
3,4.
3,4.
3,4.
5. 3,5.
сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности сложности
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ