"Жизнь и творчество Мастера - В. М. Шукшина. Рассказ "Мастер". Урок литературы. 8 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №3»
Кулундинский район, Алтайский край
Жизнь и творчество Мастера – В.М.Шукшина.
Рассказ «Мастер».
(Урок литературы)
8 класс
Автор разработки:
Чернодарова Елена Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
Содержание
Введение
Разработка урока………………………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………….21
Приложения…………………………………………………………………….22
Введение
Дети должны знать своих талантливых земляков. Уроки по творчеству В.М.Шукшина я провожу в каждом классе в четвёртой четверти. Основная моя цель – привлечь внимание учащихся к жизни и творчеству писателя.
Все произведения В.М.Шукшина – это философские рассуждения, моменты жизни, позволяющие познать нравственные ценности, смысл жизни. Именно сейчас, в условиях современной жизни, учитель обязан активизировать нравственное и патриотическое воспитание детей через чтение произведений В.М.Шукшина, через изучение его жизни и творчества.
Я представляю на конкурс методическую разработку, рассчитанную на два часа учебного времени. Рекомендую провести эти уроки в 8 классе.
Конечно, уже очень много напечатано материалов о жизни и творчестве В.М.Шукшина, много можно найти и разработок уроков, но, я считаю, самый актуальный и действенный метод – это чтение самого рассказа, анализ его после прочтения, обмен мнениями. Всё идёт от жизни автора и от текста, им написанного.
Дети – это артисты. Они очень любят выступать перед сверстниками, исполнять роли, поэтому для знакомства с жизнью писателя я прибегла к помощи детей. Они выступили в роли самого В.М.Шукшина и библиографов. Остальные дети слушали внимательно, ведь не на каждом уроке можно наблюдать театрализованную постановку. Эта форма помогла мне донести до каждого ребёнка все тяготы жизни писателя, его огромную работу, интересную судьбу и неожиданную смерть.
Когда учащиеся лучше узнали Шукшина как человека, им интересно прочитать его высказывания о жизни, побеседовать о них, прочитать его рассказ.
Активизирует восприятие материала музыкальный эпиграф, фотографии, презентация учащегося. Всё время звучат голоса детей, учителя, идёт живая беседа. Использование ИКТ позволило разнообразить урок, сделать его наглядным, запоминающимся.
Тема урока: Жизнь и творчество Мастера – В.М.Шукшина. Рассказ «Мастер».
Цель урока.
Продолжить знакомство учащихся с личностью и многогранной деятельностью В.М.Шукшина;
Показать на примере одного произведения писателя правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев, нравственные идеалы писателя;
Помочь учащимся увидеть писательское мастерство В.М.Шукшина;
Пробудить живой отклик на проблемы, затронутые в рассказе;
Воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине, милосердие, совестливость, честность на примере жизни главного героя рассказа В.М.Шукшина «Мастер»;
Оборудование урока. Доска, карточки с биографическими данными В.М. Шукшина (приложение 1), мультимедийный проектор, мультимедийные презентации (приложение 2 и 3)
Ход урока:
Слайд 1 ( См. приложение 2 )
1. Открывает урок музыкальный эпиграф – песня «Калина красная».
Группа учащихся – библиографы – заранее подготовили сообщения о напряжённой и трудной жизни В.М.Шукшина. Один ученик играет роль самого Мастера – Василия Макаровича Шукшина.
(Столы расставлены вдоль кабинета полукругом, ученики-библиографы стоят с обеих сторон экрана, предоставляя возможность учащимся хорошо видеть сменяющиеся фото. Ученик, исполняющий роль Шукшина расхаживает по центру кабинета, жестикулирует, полон энергии и сил.)
Слайды 2-3 (Приложение 2) Музыкальное сопровождение: Е Чужой «Шукшину».
Слайды 4-8
Шукшин: Я родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, Бийского района, Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов – колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю.
Слайд 9
1 ученик: Вот так коротко говорил о себе Шукшин. Но не всё так просто. Работая над романом о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю», отыскал Василий Макарович в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой приток – речка Шурша. Отсюда, с Поволжья, переселились в XIX в. На Алтай предки писателя – Шукшины.
Слайды 10-11
2 ученик: Мать Василия Шукшина, Мария Сергеевна, седьмая из 12 детей большой и дружной семьи Поповых. Оставшись после ареста мужа одна с двумя малыми детьми на руках, (была ещё дочь Наташа) начала работать в колхозе на самых тяжёлых работах, чтобы только дети были сыты и одеты.
Слайд 12-13
Отец часто говорил ей: «Береги детей, Марья, а особенно Василия. Он у тебя шибко умный, не по годам!» Именно крестьянский дом деда, материнская любовь дали мальчику те силы, ту нравственную опору, которые помогли Васе выстоять, не сломаться, получив поучительный жизненный опыт, делиться им с людьми.
Слайд 14-15
Шукшин: В доме деда была свобода. Там говорили правильным, свободным языком, сильным, точным, там жила шутка, песня по праздникам, там очень много работали. Вокруг работы вращалась вся жизнь, но никто не хвастал сделанным, никого не оскорбляли за промах, но учили.
Слайд 16
3 ученик: С шести лет Вася начал работать в колхозе. Всегда с ним была книга. Спрячет под ремень брюк, а чуть свободная минута – читает, не оторвёшь. Читал всё подряд.
Слайд 17
Учитель: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что и даёт ему затем право взяться за перо»,- В. Распутин.
--Как вы понимаете эти слова?
(Дети высказывают своё мнение, рассуждают, спорят.)
Слайд 18
1 ученик: В детстве своём Шукшин-писатель искал опору для себя. Своей суровостью питало его творчество это опалённое грозовым военным временем и послевоенным лихолетьем детство: учёба, летом работа – и всегда чтение. Писать рассказы начал рано, почти со школьной скамьи, а более серьёзно – с 16-17 лет, уже учась в техникуме.
Рассказ «Далёкие зимние вечера» из 1 книги В.М.Шукшина «Сельские жители» - о детстве. Это воспоминание о далёком зимнем вечере, когда в доме наступал «маленький праздник» - варились пельмени – национальное блюдо сибиряков – и шилась новая рубашка для мальчика Вани Колокольникова – главного героя рассказа. «Ах, какие это были праздники!
( Я тут частенько восклицаю: счастье, радость, праздники!) Но это – правда, так было. Может, оттого что – детство».
2 ученик: Эта священная пора была счастливой для маленького Васи. Но детство его кончилось слишком рано. И боль за безотцовщину, отнятое детство, тяготы и ущербность послевоенного времени постоянно прорывалась в произведениях Шукшина, иногда в разговорах.
Слайд 19
Шукшин: Мне было 16, когда я по весне уходил из дома. Уходил рано утром. Если бы рядом не шла мать, я разбежался бы и прокатился на ногах по гладкому, светлому, как стёклышко, ледку.
2 ученик: Сколько в нём было ещё мальчишеского! Но уходить нужно было в «огромную неведомую жизнь», где не было ни родных, ни даже знакомых. Мария Сергеевна перекрестила сына на дорогу, села на землю и горько заплакала от безысходности и разлуки с родной кровинкой. Больно и горько отозвался в душе матери этот уход сына в неведомую, опасную жизнь города, но ещё больней становилось Марии Сергеевне при мысли, что иначе ей придётся постоянно видеть глаза голодных и нищих детей. Ушёл Василий Макарович из Сросток сразу на несколько лет.
Слайд 20
Шукшин: Работал в Калуге, на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком. В 1948 году был призван служить во флот.
3 ученик: В Севастополе Шукшин служил матросом, а читать ходил в офицерскую библиотеку. Кроме чтения книг в свободное от службы время, тайно писал рассказы. Именно другу по военной службе рассказал Василий о своей мечте – стать обязательно сельским учителем.
Матрос Василий Шукшин вскоре был списан с флота из-за открывшейся язвы. Эта болезнь и позже давала о себе знать. Трудное детство, недоедание,
недосыпание, непосильная для мальчика работа в конце концов сказались на здоровье Шукшина.
Вернувшись в Сростки, он решил сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Ему предстояло сдавать 11 предметов. Провалился на математике. Остался на повторный экзамен. Осенью всё пересдал.
Слайд 21
Шукшин: Считаю своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодёжи, исполняя одновременно обязанности директора этой школы. Преподавал русский язык, литературу и историю в 7 классе.
Учитель я был, честно говоря, неважнецкий ( без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье.
1 ученик: Шукшин подавал документы сначала в Историко-архивный, побывал и в Литературном институте, но победил ВГИК. Приём вёл талантливый кинорежиссёр, сибиряк, Михаил Ильич Ромм. Желающих попасть в его мастерскую было много Приёмная комиссия была против 2 абитуриентов: Василия Шукшина и Андрея Тарковского.
Шукшин: Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе.
Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич.
Председатель комиссии иронически спросил:
- Белинского знаешь?
- Да,- говорю.
- А где он сейчас живёт?
В комиссии все затихли.
- Виссарион Григорьевич? Помер,- говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский «помер». Ромм всё это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза. Мне везло на умных и добрых людей.
Слайд 22
2 ученик: Как писатель, Шукшин стал известен с 1958 года. За 16 лет им было опубликовано свыше ста рассказов, два романа, повести, киносценарии, произведения для театра, снято 6 фильмов.
Слайды 23-25
Когда он учился на 1 курсе, режиссёр Марлен Хуциев пригласил его сняться в фильме «Два Фёдора» в роли солдата Фёдора. Это первая роль Шукшина в кино.
В 1962 году рассказы Шукшина появляются в газетах «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Труд», в журналах «Молодая гвардия», «Москва», в литературном журнале «Новый мир».
Рассказанные Шукшиным истории сводились к неожиданному феномену, который начали единодушно воспринимать как «русский характер».
Слайды 26-27
В 1963 году Шукшин приступил к съёмкам в родном краю своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Фильм был признан лучшим комедийным фильмом на Всесоюзном кинофестивале в 1964 году, получил приз- «Золотого Льва Святого Марка» на Международном кинофестивале в Венеции.
Осенью 1963 года выходит первая книга Василия Макаровича – сборник рассказов «Сельские жители».
Слайды 28-29
3 ученик: За пять месяцев до смерти готовилась к выходу книга прозы Василия Шукшина «Беседы при ясной луне». Он, словно предчувствуя недоброе, торопил редактора, нервничал. Были переживания при сдаче фильма «Калина красная», при подготовке к запуску фильмов о Степане Разине и «Они сражались за Родину», в котором он играл роль солдата Лопахина. Это была его последняя роль. Перед съёмками он лежал в больнице. Здоровье было на исходе. Давало сбои сердце.
Слайды 30-34
1 ученик: На премьере «Калины красной» в Московском доме кино Василий Шукшин из последнего ряда следил и за зрительным залом, и за экраном. После надписи «Конец фильма» все зрители в едином порыве развернулись в сторону Шукшина. Миг напряжённого молчания, показавшегося ему вечностью, и…шквал аплодисментов, переходящий в овацию. Потом в фойе счастливый Шукшин обнимал всех, кто помогал создавать его детище.
Слайд 35
Шукшин: Вот теперь только и начинается, после этого можно работать.
Слайд 36
(Все три ученика-библиографа выходят в центр кабинета, а ученик в роли Шукшина отступает медленно назад).
2 ученик: Произнеся эти многозначительные слова, Василий Макарович стоял буквально в двух метрах от того места, где спустя некоторое время поставят гроб с его телом.
Слайды 37-40
3 ученик: И море людей снова сюда придёт, но уже чтоб с ним проститься. Нескончаемый поток, проходя мимо гроба, будет засыпать мёртвого Шукшина живыми цветами и гроздьями красной калины.
1 ученик: В ночь с 1 на 2 октября 1974 года на съёмках фильма «Они сражались за Родину» ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН скоропостижно умер. Великий солдат. Внутренне он и был таким – великим и в то же время простым крестьянским сыном из алтайского села Сростки.
Слайды 41-42
2 ученик: Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище. Попрощаться с выдающимся писателем, режиссёром и актёром собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики и иконки.
Слайды 43-51
Слайд 52
Снова звучит отрывок из песни «Калина красная». (На фоне стихающей музыки учитель цитирует В.М.Шукшина.
5. Обсуждение с учащимися высказываний В. М. Шукшина о жизни:
- Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря. Наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!
- Всю жизнь несу Родину в душе, люблю ее. Она придает мне силы, когда случается горько и трудно.
- Добрый, добрый. Эту модель носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте зла.
- Нам бы про душу не забыть. Нам бы немного добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будем мы повнимательнее друг к другу, подобрее.
- Мне бы только Правду рассказать о жизни.
- Как художник, я могу обманывать свой народ – показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает горькой… Я хотел бы показать правду. Я верю в силы своего народа, очень люблю Родину – я не отчаиваюсь.
- Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.
- Изо всех сил буду стараться рассказывать правду о людях, какую знаю, живя с ними в одно время. Правда труженика и правда паразита, правда добра и правда зла – это и есть, пожалуй, предмет истинного искусства. Это и есть высшая Нравственность, которая есть Правда. Но не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность. Это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду.
Учитель: Итак, какие качества ценил в людях В.М.Шукшин?
Ответ: Правду, совестливость, жалость, честь, трудолюбие, способность понимать другого человека. Без этого нельзя представить Шукшина.
Учитель: Нет с нами большого писателя – В.М.Шукшина, но остались его книги, его мысли. Писал Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, иногда смешной, но чаще драматичный рассказ о русском мужике, о России.
6. Прочтём рассказ писателя, названный им «Мастер».
Герой рассказа – Сёмка Рысь – непревзойдённый столяр, мастер своего дела. Казалось бы, в деревне все должны его уважать, но называют почему-то уменьшительным именем – Сёмка. Почему?
Предполагаемый ответ: Сёмка-забулдыга, пропивает все полученные «левые» деньги, не пользуется своим мастерством, не стремиться улучшить своё благосостояние. Мастерство для него не является источником процветания в жизни.
Учитель: « - У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, если бы не пил-то.
- А я не хочу, как сыр в масле. Склизко.»
--Почему так говорит Сёмка?
--А почему он пьёт? Как он это сам объясняет?
Ответ: Сам он объясняет это тем, что, выпив, лучше думает про всех людей. Думает, что все лучше его.
Учитель: Как вы объясните эти его слова?
Предполагаемый ответ: Душа Сёмки ищет красоты, но вот таким способом.
Учитель: Вот его внимание привлекла талицкая церковь Чем? Почему именно она? А как об этом говорит Шукшин?
(«Каменная, небольшая,…она являлась вся, сразу».)
Талицкая церковь кажется Сёмке человечней.
В самом рассказе говорится, что талицкая церковь очень похожа на церковь Покрова на Нерли, почти её копия, выполненная в XVII веке.
7. Ученик представляет свою работу- презентацию, в которой рассказывается о храме Покрова на Нерли. (Приложение 3)
Учитель: В чём его красота и притягательность?
-- Интересно соотношение слов «зодчий» и «архитектор». Слово «архитектор» предполагает расчёт, чертежи, продуманный план, а «зодчий» - это работающий «на глазок», по вдохновению, с планом в голове. Как создателя талицкой церкви называет Шукшин?
Ответ: строитель, зодчий, мастер.
Учитель: Как это помогает понять Сёмку? О чём он думал, глядя на церковь? А как об этом пишет Шукшин?
(«Тишина и покой кругом….Так просила душа».)
-- Ощущение праздника, всплеска души – необходимость этого в жизни человека остро осознавалось Шукшиным. Душе нужны полёт, радость, свобода. Необходимо раздвинуть клетку, как делает это обнаруженный Сёмкой прикладок.
Учитель: Чем же вызвано решение Сёмки отреставрировать талицкую церковь? Почему его так поразил отшлифованный камень на восточной стене?
Предполагаемый ответ: Сёмке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществлённым. Он на время как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Он представил, как это может быть красиво. Эти два момента подчёркивает Шукшин, когда пишет о Сёмке: «обеспокоенный красотой и тайной».
Учитель: Сёмка обращается за помощью сперва к церкви, затем в облисполком, но везде получает отказ. Служителям культа нельзя открыть новый приход, а в исполкоме ответили, что здание не представляет «исторической ценности», являясь поздней копией Покрова на Нерли.
--Что общего во взгляде на проблему церковников и чиновника?
Предполагаемый ответ: Все они взвешивают культовую или историческую ценность церкви, а духовность и красота их не волнуют.
Учитель: Чиновник говорит: «Я тоже, как вы, обманулся…»
--Но обманулся ли Сёмка?
Ответ: Нет. Он продолжал упорствовать: «Но красота-то какая!» Для него дорога красота, без всякой цели, бескорыстная.
Учитель: Сёмка пытается обратиться за помощью ещё и к писателю, которому когда-то отделывал кабинет под избу XVI века, но неудачно, у того семейный скандал.
Для Шукшина важно, что герой обращается именно к этим людям – священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них поддержки. Ведь они – своего рода «спасители» народа, но оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Разрушается храм, а ведь храм – это душа народа, опора его нравственности.
-- Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер?
Предполагаемый ответ: А ведь их двое: Сёмка и неизвестный создатель талицкой церкви.
Учитель: Почему же слово в единственном числе? К кому оно относится?
Предполагаемый ответ: Сёмка и неизвестный зодчий – едины. Души их слились, нравственные и эстетические идеалы у них общие. Слово «мастер» имеет обобщающий смысл – это творческое начало в человеке, стремление что-то создавать.
Учитель: Почему же Сёмка перестал ходить к талицкой церкви?
Шукшин пишет об этом так: «Обидно было и досадно. Как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку… Все на неё показывали пальцами и кричали несуразное. А он, Сёмка, вступился за неё, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут некие мудрые люди отвели его в сторону и разобъяснили, что девка та – такая-то растакая, что жалеть её нельзя, что… И Сёмка сник головой. Всё вроде понял, а в глаза поруганной красавице взглянуть нет сил – совестно. И Сёмка, все эти последние дни сильно загребавший против течения, махнул рукой…»
--Что за течение имеет в виду Шукшин?
Предполагаемый ответ: течение обыденной жизни, которое выносит Сёмку опять к бутылке. Вот и пьёт он, чтобы уйти от злобы на людей и на себя.
Учитель: Умерло ли в нём чувство красоты?
Ответ: Нет, так как продолжает Сёмка злиться, обходит стороной церковь. Прежнее чувство живёт в нём, только теперь он пытается спрятать его от людей. Вот причины его одиночества.
Учитель: Сколько хороших, умных книг не прочитано! Сколько открытий человечества неизвестно! Сколько радости недополучили люди оттого, что не готовы понимать большое серьезное искусство! И сколько дряни, халтуры, пустозвонства обрушено было в разное время, Пора бы разобраться.
8. Домашнее задание: Прочитайте рассказы В.М.Шукшина «Крепкий мужик» и «Верую!» Ответьте на вопрос: «Почему именно эти произведения я советую прочитать после знакомства с рассказом «Мастер»?
Заключение
Проверка домашнего задания показала, что дети в своих сочинениях справились с работой, активно принимали участие во внеклассном мероприятии по творчеству В.М.Шукшина, разобрали в библиотеке его книги. Этот факт порадовал, так как современные дети читают очень мало.
Некоторые самостоятельно выучили стихотворения о Шукшине, а на конкурс рисунков принесли не только иллюстрации к его рассказам, но и рукописные портреты В.М.Шукшина.
Цели уроков были достигнуты. Учащиеся меня порадовали.
Список литературы
Василий Шукшин. Слово о «малой Родине»,- Москва, 91, «Киноцентр»
Василий Шукшин. Публицистика,- Барнаул, 91, Алтайское книжное издательство
В.Ф.Горн. Василий Шукшин,- Москва, 93, «Просвещение»
Он похож на свою Родину. Земляки о Шукшине,- Барнаул, 89, Алтайское книжное издательство
Шукшинские чтения. Статьи. Воспоминания. Публикации,- Барнаул, 84, Алтайское книжное издательство
Шукшинские чтения. Статьи. Воспоминания. Публикации,- Барнаул, 89, Алтайское книжное издательство
http://yandex.ru/yandsearch?clid=1864185&text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8.+%D0%A8%D1%83%D0%BA%D1%88%D0%B8%D0%BD&lr=197 – картинки для Приложения 2
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC+%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8&clid=1864185&lr=197 – картинки для Приложения 3
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ