Исследование корреляционной связи
Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики
Кафедра прикладной экономики и маркетинга
Практическая работа №2
«Исследование корреляционной связи»
Выполнил: Рочев Максим
Группа 2070
Проверил:
Санкт-Петербург
2010
Исходные данные:
Данные о затратах на рекламу и количеству туристов, воспользовавшихся услугами турфирм.
№ турфирм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Затраты на рекламу, у.е.д.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Число туристов, чел.
820
950
970
900
1200
1150
1000
1200
1100
1000
Цель работы: построение однофакторной корреляционной модели и ее интерпретация.
Выявление связи между признаками
– визуализация связи (построение и визуальный анализ корреляционного поля)
Корреляционное поле представляет собой совокупность точек . Если в расположении точек наблюдается определенная зависимость, то связь между признаками существует.
При анализе корреляционного поля в расположении точек наблюдается определенная зависимость: изменение затрат на рекламу у.д.е. (факторного признака) влечет некоторое изменение числа туристов (результативного признака), следовательно, связь между признаками существует.
Описание выявленной связи
в табличной форме – статистические единицы группируются по значению факторного признака (в порядке его возрастания или убывания):
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Затраты на рекламу, у.е.д.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Число туристов, чел.
820
950
970
900
1200
1150
1000
1200
1100
1000
в графической форме – в виде линии эмпирической регрессии – ломаной линии, соединяющей на корреляционном поле точки, абсциссами которых являются значения факторного признака (индивидуальные или групповые), а ординатами – средние значения результативного признака:
Линия эмпирической регрессии отражает основную тенденцию рассматриваемой зависимости. По своему виду она приближается к прямой линии, можно предположить наличие прямолинейной связи между признаками.
в аналитической форме:
Аналитически выявленная связь описывается корреляционной моделью. Для построения используются различные математические функции. Подбор функции осуществляется на основе анализа эмпирической линии регрессии.
В данном случае используем полином первой степени, так как эмпирическая линия регрессии стремиться к прямой:
Для нахождения численного значения параметров обращаемся к методу «наименьших квадратов» ( и системе нормальных уравнений:
Расчетная таблица для определения параметров корреляционной модели вида
№
1
11
820
121
9020
917,85
672400
2
12
950
144
11400
942,55
902500
3
13
970
169
12610
967,25
940900
4
14
900
196
12600
991,95
810000
5
15
1200
225
18000
1016,65
1440000
6
16
1150
256
18400
1041,35
1322500
7
17
1000
289
17000
1066,05
1000000
8
18
1200
324
21600
1090,75
1440000
9
19
1100
361
20900
1115,45
1210000
10
20
1000
400
20000
1140,15
1000000
155
10290
2485
161530
10290
10738300
На основе вычислений получаем:
b=24,7
a=646,15
следовательно, – корреляционная модель.
Построенная корреляционная модель представляется графически в виде линии теоретической регрессии – ломаной линии, соединяющей точки с координатами .
Изменение тесноты связи
Показывает меру влияния факторного признака на общую вариацию результативного.
Показателем тесноты связи для линейных моделей является линейный коэффициент корреляции , рассчитываемый по формуле:
По численному значению линейного коэффициента корреляции связь классифицируется по степени ее тесноты с использованием шкалы Чеддока:
- заметная
Оценка достоверности связи
Оценка достоверности линейной связи проводится на основе проверки значимости линейного коэффициента корреляции с помощью t-критерия Стьюдента:
6,96
2,306 (по таблицам распределения Стьюдента при уровне значимости α = 0,05 и n-2),
так как связь между факторным и результативным признаками – достоверна, а построенная модель – надежна.
Интерпретация модели
Интерпретация заключается в статистической оценке модели и включенного в неё факторного признака, т.е в выяснении, как факторный признак влияет на результативный: чем больше величина коэффициента регрессии, тем значительнее влияние на результат.
Для расширения возможностей экономического анализа рассчитывается коэффициент эластичности .
К – коэффициент регрессии (в линейной модели К = b), показывающий на сколько процентов в среднем изменится значение результативного признака при изменении факторного на 1%.
В данном случае:
– это 37%
Вывод
В ходе работы корреляционная связь была исследована в следующей последовательности:
Выявление связи между признаками.
Описание связи в табличной, графической и аналитической форме.
Измерение тесноты связи.
Оценка достоверности связи.
Интерпретация модели.
По исходным данным было построено корреляционное поле, и установлен факт наличия связи между факторным и результативным признаками. На основе анализа графически представлена корреляционная модель, построенная с помощью полинома первого порядка. Рассчитав показатель тесноты связи и квалифицировав его по шкале Чеддока, пришли к выводу, что связь заметная (0,58 ). А, оценив достоверность по критерию Стьюдента (tкр=2,306), убедились: связь между признаками достоверна, построенная модель – надежна. Полученный коэффициент эластичности показал, что в среднем на 37 % изменяется значение результативного признака при изменении факторного на 1%.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории маркетинг :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ