Конспект урока для 2 класса "Единицы длины. Метр"

Урок математики во 2 классе

Урок-путешествие на машине времени.


Тема урока: Единицы длины. Метр.


Цель: Формировать представление о единицах длины; познакомить с единицей длины метр.

Задачи:

- повторить уже изученные единицы длины: сантиметры, дециметры, дать представление о метрах; научить выполнять вычисления с единицами длины;

- развивать мышление, память, логику; продолжить развитие навыков счета и решения задач;

- воспитывать положительный настрой к точным наукам и истории, стремление оказать помощь нуждающимся.

Тип урока: урок изучение новой темы.

Материальное обеспечение: плакат с изображением машины времени, иллюстрации художника С.Михайлова « Измерение локтями и пальцами в Древнем Египте», метровая линейка, листы с заданиями, отрывок музыкального произведения группы « Enigma»

Межпредметные связи: познание мира, литературное чтение.

Ход урока

І. Повторение изученного материала

Математику,друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука- это математика.

- Ребята, вы уже знаете, что многие знания к нам пришли из глубины веков. Наши далекие предки позаботились о том, чтобы нам жилось легче, и изобрели многие вещи. Еще в древностилюди поняли, что пещеры не самое удобное место для жилья, и сами стали возводить себе жилища. При их сооружении людям приходилось выполнять разнообразные измерения. Вбитые в землю колья нужно было делать определенной высоты, а вбивать их следовало один от другого на равных расстояниях. Измерения длины было необходимо на охоте, рыбной ловле, при обработке земли и посадке растений. ( показ иллюстраций о первобытных людях)

Вот сегодня на машине времени мы отправимся в прошлое и узнаем, откуда появились единицы длины.

  • А кто помнит, какие единицы длины мы изучали в 1 классе?

( сантиметры и дециметры)

  • Сколько сантиметров в одном дециметре?( 10см)

  • Для того ,чтобы машина времени заработала, нужно решить неравенства.

1дм 3см* 14 см 1дм5см* 12см

18см*2дм8см 23см* 1дм9см

-Чтоөто наша машина никак не работает. Посмотрите ,что за листочек выпал из машины? Это задания на устный счет.

-Увеличьте 10 на 2.

-Уменьшите 16 на 10.

-Увеличьте 9 на 7.

- Уменьшите 12 на 6.

- Увеличьте 20 на 30.

ІІ. Работа над новым материалом

( Звучит музыка)

-Молодцы , ребята, наша машина заработала. И мы с вами оказались в древнем Египте. Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, чем занимаются древние египтяне? Древние египтяне измеряют эту колонну. Дело в том, что раньше для измерений использовали ступни, локти, длину пальца или даже ширину.

- Как вы думаете, точны ли были эти измерения? Почему?

( нет, потому что люди были разного роста, имеют разную длину ступни , локтя,пальца)

Решим задачу:

Два древних египтянина решили построить себе дома.Длина одного пальца египтянина равнялась 8 см. На сколько палец первого египтянина короче , если длина второго египтянина равна 10 см?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос? Что для этого нужно?

Какое правило мы должны помнить при вычислении этой задачи?( чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого , нужно из большего числа вычесть меньшее)

10-8= 2 см ( да палец первого египтянина на 2 см. короче пальца второго египтянина)

Как вы понимаете, подобные измерения не всегда точны. На машине времени мы перенесемся ХХ век.

( Звучит музыка)

Здесь уже появились специальные линейки?длины которых были одинаковыми. Именно эти линейки использовались для более точных измерений. Однако в разных местах проживания такие линейки назывались по-разному: фут, локоть,туаз,аршин. Это тоже было не совсем удобно, поскольку , приезжая в дрегую страну, математикам, строителям, портным и.т.д. приходилось заново изучать систему измерений.

Мы еще раз попросим машину времени перенести нас в 1875г.

(Звучит музыка)

Именно в 1875г. Представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Эта система была разработана во Франции еще в 1799г. Отныне большинство стран пользуются этой системой измерения. За основу в этой системе взят метр. Метрическая система мер удобна тем, что в ней 10 мелких единиц всегда составляют новую единицу. Например, 10 мм составляют 1 см, 10 см составляют 1 дм, 10дм составляют 1 метр. Достаньте свои линейки.

- Посмотрите внимательно, что отмечено на линейке цифрами?( сантиметры)

  • Однако каждый сантиметр разделен на более мелкие отрезки. Посчитайте, сколько их?(10)

  • Кто знает, как называется маленький отрезок?( миллиметр)

  • Правильно, миллиметр. Так сколько в каждом сантиметре миллиметров?(10)

  • Сравните 15 мм и 1 см 5 мм. Какой знак поставим?

( равно)

Посмотрите на мою линейку. Здесь ровно 1 метр. В 1 метре 10 дециметров, 100 сантиметров и 1000 миллиметров.

-Давайте сравним : 99 см и 1 м. Что больше?(1 м)

- Почему?( в нем 100см, а это больше, чем 99см)

Физминутка

-Ребята, а сейчас мы немного отдохнем и проведем зарядку.

Все мы делаем зарядку-

1,2,3,4,5.

Надо нам присесть и встать№

Руки вытянуть пошире-1,2,3,4,5

Наклониться-3,4.

И на месте поскакать.

-Ребята, а сейчас нам нужно вернуться в свое время. Однако посмотрите, машина времени выдает нам еще задание. Она перенесет нас обратно только после того, как убедится, что вы поняли новый материал.

( учитель достает из машины времени листок с заданием и крепит на доске.

-Подумайте, на сколько сантиметров 1 м больше 1 дм?можем мы сразу ответить на этот вопрос?( нет)

-Что нам нужно сделать в первую очередь?( перевести метры и дециметры в сантиметры.)

- Что у нас получилось?( в 1м-100см, а в1 дм-10см.)

-Можем ли мы теперь ответить на вопрос?(да)

-Что для этого нужносделать? (от100 отнять 10)

-Какой ответ у нас получится?( на 90 см 1 м больше 1 дм)

(Звучит музыка)

-Молодцы, мы снова оказались в нашем времени.Теперьмы сможем провести небольшую самостоятельную работу. Решите задачу.

На изготовление двух ремней у Айдара и Дамира ушло 2 дм кожи . На сколько ремешок Айдара оказалась короче , если ремешок Дамира равняется 12 см? ( ребята самостоятельно решают эту задачу в парах)

-Давайте проверим, как вы решили задачу. О чем задача?

( о ремнях)

-Сколько кожи ушло на изготовление двух ремешков?(2 дм)

- Какая длина у Айдарового ремня?(12см)

-Можем мы сразу ответить на главный вопрос?(нет)

- Что вы находили сначала?( длину всей кожи выразили в см.)

-Как вы отвечали на главный вопрос?( 2дм это20см.20-12 равно8см,затем12-8 равно 4 см.)

-Какой написали ответ?( ремень Айдара на 4 см короче, чем у Дамира.)

ІІІ. Подведение итогов

  • Чем мы занимались на уроке?( Побывали в прошлом, считали, решали задачи.)

  • Что новоговы узнали?(Что в прошлом для измерения пользовались локтями, ступнями,пальцами, а затем приняли единую систему единиц)

  • Как называется система? Почему?(Метрическая,так как в основе лежит метр)

  • Чем удобна эта система? (10 мелких единиц всегда составляют новую единицу)

  • Сколько миллиметров в 1 см?( 10мм)

  • Чему равен 1 дм в сантиметрах?(10см)

  • Сколько дециметров содержит в себе 1 м? (10дм)

  • Чему равно 100см?( 1 м)

IV. Домашнее задание.

Выучить единицы измерения. Стр.64 №2( б)


( Личностно ориентированный подход в обучении)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ