Конспект урока на тему "Число и цифра 4"
Технологическая карта урока : «Число и цифра 4»
Цели деятельности педагога
Научить соотносить цифру 4 и число предметов (в том числе, используя знания детей о многоугольниках); совершенствовать навыки счёта (количественного и порядкового); продолжить формировать у детей умения сравнивать предметы по разным признакам, обосновывать свой выбор; развивать умения анализировать и обобщать. Формировать навыки взаимного уважительного отношения.
Тип, вид урока
Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
Учащиеся научатся правильно писать цифру 4; соотносить цифру и число предметов; усовершенствуют навыки счёта предметов; продолжат отрабатывать умения сравнивать предметы по разным признакам; будут развивать умение сравнивать и обобщать.
осуществление контроля по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений.
Допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение; оценивать свои поступки, действия, слова.
Формы и методы обучения
Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический
Основное содержание темы, понятия и термины
Число 4, цифра 4, четырёхугольники, пары предметов
Образовательные (цифровые) ресурсы
Учебник, печатная тетрадь; счётный материал; сюжетные картинки; магнитная доска, проектор; геометрические фигуры. Презентация «Цифры», фрагмент м/ф «Козлёнок, который считал до 10»
Сценарий урока
Этап
урока
Методический приём
Деятельность учителя
Деятельность учащихся (осуществляемые действия)
Формируемые умения
Образовательные ресурсы
(ИКТ)
1
2
3
4
5
6
I Самоопределение к деятельности
Фронтальная беседа
Проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; соз-дает эмоционально положительный настрой на урок.
-Ребята, вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел для вас звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
Хотите учиться?
Значит, можно садиться!
-Проверьте, всё ли необходимое вы приготовили к уроку.
Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы, проверяют свою готовность к уроку.
Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность
Стихотворное вступительное слово
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Работа в парах
Фронтальная работа по иллюстрации на доске
-Работаем в парах. Вы получили карточки, как вы думаете, какое задание вы должны выполнить?
3 2 1
-Как вы думаете, какое число могло бы стоять в следующем за «3» квадратике?
- На доске представлен ряд геометрических фигур. Как их можно назвать одним словом?
1 2 3 ?
- Найдите среди них лишнюю.
- Что, по-вашему, обозначают цифры под этими фигурами?
- Какая цифра должна встать на место вопросительного знака?
- В конце урока мы обязательно ответим на этот вопрос и на месте вопросительного знака появится нужная цифра.
-Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Дети формулируют задание.
-Соединить рисунок с цифрой, обозначающей количество предметов.
Ответы учащихся с обоснованием мнения. («4»)
Ответы детей
(Плоские геометрические фигуры, многоугольники, перечисление названий фигур (Учитель напоминает в данном случае задание: назвать одним словом)
-Лишняя фигура с тремя вершинами, у всех других по 4 (и по количеству сторон).
-Лишняя синяя фигура, она отличается от остальных размером.
-Номер по порядку.
Дети предполагают, некоторые испытывают затруднение.
Умение ставить вопрос к учебной задаче ; анализировать; работать в парах (умение договариваться, распределять работу)
Умение рассуждать, выявлять закономерность.
Умение подбирать обобщённое слово, основываясь на имеющихся знаний по начальной геометрии. Умение слушать выступающего.
Умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные и несущественные признаки.
Умение высказывать предположения с обоснованием.
Карточки с заданием «Соедини картинку с цифрой»
Набор геометрических фигур, отличающихся цветом, размером и формой.
III Постановка учебной задачи
Фронтальная работа
- Верно, мы сегодня знакомимся с числом 4 и с цифрой «4», научимся её правильно писать, использовать число 4 при пересчёте предметов.
- Послушайте и отгадайте загадки.
Шевелились у цветка Четыре грязных копытца
Все четыре лепестка. Залезли прямо в корытце.
Я сорвать его хотел, (поросёнок)
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Всё равно к себе притянет.
(подушка)
-У нас есть волшебный сундучок с отгадками, давайте проверим наши предположения.
- Какое число используется в этих загадках и что в этом числе особенного?
Дети дают свои ответы, предполагают, обосновывают.
Соотнесение своих ответов с эталоном.
На картинках всё по парам, две пары крыльев, две пары ног у поросёнка, две пары ушек у подушки.
Умение сравнивать, вычленять основные свойства предметов, аргументировать свои ответы.
Выявляют затруднения.
Умение применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Презентация «Ответы в картинках»
IV Построение проекта выхода из затруднения
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
Физкультминутка
- Работаем по учебнику. Откройте стр. 52 (учитель записывает номер страницы на доске, чтобы все могли найти её)
Номер задания 1. Что означает картинка в квадрате?
-Миша спросил у Маши: «Сколько лап у кошки?»
-Сосчитайте, ребята. Помогите Мише.
-Назовите животных, у которых тоже две пары ног.
- Назовите изделия человека, где встретилось бы число четыре.
Задание №2
- Рассмотрите, как выглядит цифра 4. Найдите её среди знаков. Сколько раз она вам встретилась.
-Запишите ответ цифрой в тетради.
-Чем же отличается число от цифры?
-А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре-
Вот летит ракета ввысь!
Задание №3. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
-Надо подумать.
Дети считают. (четыре, две пары)
(лошадь, кенгуру, собака и проч.)
(Четыре ножки у стула, у стола, четыре колеса у машины, 4 уголка у конверта)
Дети рассматривают и выбирают «4» среди знаков. Считают.
- Цифра - это знак для записи числа.
Выполняют движения за учителем, повторяют слова стихотворения.
-Определить, на что похожа цифра 4.
Отработка навыка ориентироваться на страницах учебника.
Совершенствование умения читать условные обозначения
Упражнение в устном счёте, тренировка в порядковом счёте.
Развитие зоркости, умение анализировать.
Отрабатывают количественный счёт.
Закрепление навыка.
Закрепляют понятие «число» и «цифра»
Умение расслабляться, поддерживать эмоциональный настрой во время урока.
В игровой форме закрепляют понятие о месте числа 4 в натуральном ряде чисел.
Умение сравнивать, вычленять существенные признаки.
Учебник стр.52
№1
Стр.52, №2
Работа в тетради
Показ движений под рифму
Задание №3
V Первичное закрепление
Индивидуальная работа
- Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней, как пишется цифра 4.
Таблица «Цифра 4»
- Потренируйся правильно писать цифру 4 в печатной тетради. Стр. 50, №1.
- 4 состоит из трёх элементов: 2-х наклонных палочек и одной горизонтальной
Начинаю писать меньшую наклонную палочку чуть правее середины верхней стороны клетки и веду её наклонно чуть ниже середины клетки; затем без отрыва пишу горизонтальную палочку вправо чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Длинную палочку начинаю писать чуть ниже верхнего правого угла клетки и ведём к нижней стороны клетки чуть правее её середины
Дети пишут цифру
Умение анализировать, составлять алгоритм своих действий, проговаривать его; ориентироваться на странице тетради и в одной её клеточке. Закреплять умение оперировать понятиями «вправо, влево, вверх, вниз, середина»
Отработка графического умения писать новую цифру
Демонстрационная таблица «Цифра 4»
Печатная тетрадь стр.50 №1
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Фронтальная беседа
Самостоятельная работа
- Вспомним с вами мультфильм про козлёнка, кого он сосчитал первым? Вторым? Третьим?
- Каким по счёту будет следующий герой мультфильма, которого сосчитает козлёнок?
Кто этот герой?
Посмотрим с вами продолжение….
-Запишите цифры по порядку от 0 до 4, начиная с самого маленького.
- Сравните с образцом
-Какое число следует сразу за тройкой?
-Выполните задание в печатной тетради на стр.51 №3,4. Учитель читает задания.
Козлёнок
Телёнок
Корова
?
Четвёртым
Высказывают предположения
Работают на планшетах
Осуществляют самопроверку
Работают в печатных тетрадях
Развитие памяти, внимания, умение давать развёрнутые ответы. Умение выслушать мнение говорящего.
Умение работать самостоятельно,
Анализировать свои действия, соотносить их с эталоном, корректировать ошибки.
Закрепляют знания о соответствии количества вершин количеству сторон в многоугольниках, производят сравнение чисел.
М/ф «Козлёнок, который считал до 10» (фрагмент)
Запись на доске:0 1 2 3 4
Печатная тетрадь стр.51 №3,4
VII Рефлексия деятельности (итог урока)
Фронтальная обобщающая беседа
- Что вы нового узнали на уроке?
-Что мы повторили на уроке?
- Что показалось трудным?
-Смогли вы справиться с затруднениями?
Какой цифрой обозначается число четыре, как эту цифру правильно писать, как правильно посчитать до 4-х.
Повторили отличие цифры от числа, вспомнили счёт от 0 до 3.
Записать цифры по порядку в задании № 5, писать цифру 4, не выходя за границу клетки.
Умение делать вывод (обобщать), анализировать работу на уроке, систематизировать полученные знания.
Умение отделять новое и уже известного.
Умение анализировать, выявлять затруднения.
Умение разграничивать «Я знаю, умею» и «Я не знаю,не умею» «Мне надо ещё потренироваться»

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ