Конспект урока по Математике "Деление с остатком"
Тема: «Деление с остатком»
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по выполнению деления натуральных чисел с остатком.
Задачи урока:
Обучающая: совершенствовать навыки выполнения действия деления с остатком; вывести правило нахождения неизвестного делителя при делении с остатком, продолжить работу над текстовыми задачами и уравнениями.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к товарищам по классу, добросовестное отношение к учебному труду, целеустремленность.
Развивающая: развивать грамотную математическую речь, память,
внимание, умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Структура урока:
1.
Организационный момент
1 мин
2.
Проверка Д\З
3 мин
3.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний через устный счет
8 мин
4.
Сообщение темы и цели урока
2 мин
5.
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение при выполнении практических заданий
10 мин
6.
Физкультминутка
2 мин
7.
Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой системы знаний.
10 мин
8.
Рефлексия
2 мин
9.
Постановка Д/З
2 мин
Ход урока
Учитель
Ученики
Организационный момент
Приветствую учащихся. Сажаю их на места.
Приветствуют учителя.
Проверка Д/З
- Какие вопросы по Д/З? Разбираем, если есть вопросы.
№ 551 (а-в)
а) у + 74 = 172 б) х + х + 18 = 66 в) 86 + 35z = 331
у = 172 – 74 2x = 66 – 18 35z = 331 - 86
у = 98 x=48 : 2 z = 245 : 35
Ответ: 98 x = 24 z = 7
Ответ: 24 Ответ: 7
№ 553
а) 47 * 18 + 22 = 868
б) 103 * 58 + 33 = 6007
в) 0 * 65 + 33 = 33
№ 555
a) (8m+6) – (2n + 5)
б) (9a – 6) + (11b – 3)
в) 3y * (5x + 11)
г) (7z – 1) : (z +3)
Спрашивают.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний через устный счет
№ 539 (слайд 1 и 2)
а) 99
б) 45
(слайд 3)
1) 57: 8
6) 50:4
2) 38 : 12
7) 52 : 17
3) 426:42
8) 99 : 15
4)773 : 11
9) 112: 11
5) 90: 8
10)18 :4
- Назовите компоненты действия деления с остатком.
- Может ли остаток быть больше делителя?
- Может ли остаток быть равен делителю?
- Может ли остаток быть равен нулю?
- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
- Какие могут быть остатки при делении на 4? 6?
(слайд 4)
а) х : 5 = 5 (ост. 3) г) у : 25 = 13 (ост. 8)
б) 99 : b = 8 (ост. 3) д) 43 : а = 7 (ост. 1)
в) у :18 = 11 (ост. 3) е) 293 : х = 18 (ост. 5)
- Что записано на доске?
- Докажите.
- На какие две группы можно разделить данные уравнения?
(слайд 5)
1 группа 2 группа
а) х : 5 = 5 (ост. 3) а) 99 : b = 8 (ост. 3)
б) у :18 = 11 (ост. 3) б) 43 : а = 7 (ост. 1)
в) у : 25 = 13 (ост. 8) в) 293 : х = 18 (ост. 5)
- Умеем ли мы находить неизвестное делимое, зная делитель неполное частное и остаток?
- А как найти неизвестный делитель по делимому, неполном частному и остатку?
С места по цепочке по одному.
1) 7 (ост. 1)
2) 3 (ост.2)
3) 10 (ост. 6)
4) 70 (ост. 3)
5) 11 (ост 2)
6) 12 (ост.2)
7) 3 (ост.1)
8) 6 (ост.9)
9) 10 (ост.2)
10) 4 (ост.2)
Отвечают с места.
- a=b*c +r
- Уравнения.
- Это равенства, содержащие переменную
- Неизвестно делимое, неизвестен делитель.
- Да
- высказывают предположения
Сообщение темы и цели урока (слайд 6)
Посмотрите внимательно на примеры устного счета, сделайте вывод о теме урока.
Формулируют, записывают в тетрадях число, кл/р, тема урока
5. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение при выполнении практических заданий
(слайд 7)
1 группа 2 группа
а) х : 5 = 5 (ост. 3) а) 99 : b = 8 (ост. 3)
б) у :18 = 11 (ост. 3) б) 43 : а = 7 (ост. 1)
в) у : 25 = 13 (ост. 8) в) 293 : х = 18 (ост. 5)
- Решим сначала уравнения первой группы.
- Как найти делимое при делении с остатком?
а) х : 5 = 5 (ост. 3) б) у : 18 = 11 (ост. 3)
х = 5 * 5 + 3 у = 18 * 11 + 3
х = 28 у = 201
Ответ: 28 Ответ: 201
в) у : 25 = 13 (ост. 8)
у = 25 * 13 + 8
у = 325 + 8
у = 333
Ответ: 333
- Что неизвестно в уравнениях второй группы?
- Подумайте, как мы будем находить неизвестный делитель?
- Можем ли мы использовать формулу нам уже известную?
- Почему?
- Давайте уберём остаток. Как это сделать?
а = b * c + r
b * c = a – r
b = (a – r) : c
- Попробуйте сформулировать правило, как найти неизвестный делитель при делении с остатком.
Чтобы вычислить неизвестный делитель b, нужно из делимого a вычесть остаток r, и полученную разность разделить на неполное частное c.
а) 99 : b = 8 (ост. 3) б) 43 : а = 7 (ост. 1)
b = (99-3) : 8 а = (43 – 1) : 7
b = 12 а = 6
Ответ: 12 Ответ: 6
в) 293 : х = 18 (ост.5)
х = (293 – 5) : 18
х = 16
Ответ: 16
-Делитель умножить не неполное частное и прибавить остаток.
Один ученик у доски, остальные в тетрадях
- Делитель
- ученик работает у доски под моим руководством
- Формулируют
Один ученик у доски, остальные в тетрадях
6. Физкультминутка (слайд 8)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперёд нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
Выполняют
7. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой системы знаний
№ 534 (устно)
На 2: 0, 1
На 7: 0 - 6.
На 10: 0 - 9.
На 23: 0 – 22.
На 200: 0 – 199.
№ 535
а) 2053 = 84 * 24 + 37 – верно
1) 84 * 24 = 2016
2) 2016 + 37 = 2053
б) 4106 = 79 * 51 + 77 – верно
1) 79 * 51 = 4029
2) 4029 + 77 = 4106
в) 2891 = 2 * 100 + 891 – верно
№ 536 и 538
Учащиеся предлагают свои примеры, которые обсуждаются всем классом
а) 2 * 15 + 5 = 35
б) 3 * 22 + 11 = 77
№ 538
25 * 0 + 12 = 12 а = 25 * 0 + 12
12 : 25 = 0 (ост. 12) а = 12
Ответ: 12
№ 547
- Прочитайте задачу. Сколько литров воды теряется за одни сутки?
- Можем ли мы узнать, какая потеря воды будет за 30 суток?
- Сможем ли мы узнать, сколько это восьмилитровых ведер?
1) 30 * 400 = 12000 (л) теряется за 30 дней
2) 12000 : 8 = 1500 (ведер) воды
Ответ: 1500 ведер
2 способ
- Подумайте, как можно решить эту задачу иначе.
1) 400 : 8 = 50 (ведер) - столько ведер воды теряется за одни сутки.
2) 50 х 30 = 1500 (ведер) - потеря воды за 30 суток.
Ответ: 1500 ведер
№ 548 (1, 2) (если останется время)
1) 675 019 + 88 892 : 284 - 98 603 = 576 729
88 892:284 = 313
675 019 + 313 = 675 332
675 332 - 98 603 = 576 729
2) 308 803 - 75 152 :176 + 79 008 = 387 384
75 152: 176 = 427
308 803 - 427 = 308 376
308 376 + 79 008 = 387 384
С места по цепочке по одному.
Один ученик у доски (а), второй (б), остальные в тетрадях, (в) самостоятельно в тетрадях.
Один ученик у доски, остальные в тетрадях
Один ученик у доски, остальные в тетрадях
Один ученик у доски (1), второй (2) остальные в тетрадях
8. Рефлексия (слайд 9)
Какое задание вам больше всего понравилось?
Какое задание вызвало затруднение?
Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?
С каким настроением уходим с урока (нарисуйте в тетради)?
Поднимают руки.
9. Постановка Д/З
П.12, № 551 (г, д), 554, 556 (б)
Подготовится к контрольной работе
Слушают, записывают.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ