Конспект урока по математике "Пропорциональность величин" 6 класс
Описание ресурса:
Разработка урока
Название программы, УМК
Математика 6 класс, И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович
Рабочая тетрадь №2 математика 6 класс, И.И.Зубарева
Тема урока:
Пропорциональность величин (урок «открытия» нового знания)
Класс или возраст уч-ся
6 класс
Учитель:
Барабаш Елена Анатольевна, учитель математики
Образовательное учреждение:
МБОУ «Корчинская сош»
Материально-техническое обеспечение урока
Компьютер
Проектор
Презентация учителя для урока
Лист самооценки у каждого ученика (приложение 1)
Таблица целеполагания у каждого ученика (приложение 2)
Бланк самостоятельной работы у каждого ученика (приложение 3)
Жёлтые круги у каждого ученика
Цели
Образовательные:
Создать условия учащимся:
- для самостоятельного формулирования понятий прямо и обратно пропорциональных
величин;
- для формирования умения приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин
и устанавливать вид зависимости между величинами;
- для умения применять соответствующие знания по математике в жизни.
Развивающие:
Создать условия:
- для формирования у учащихся умений самостоятельно определять цели своего обучения на
уроке, ставить и формулировать для себя новые задачи, планировать пути достижения целей;
- для развития умения определять и объяснять понятия; - для развития умения работать самостоятельно, умения сравнивать, обобщать и
делать выводы;
- для развития умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
- для развития навыков самоконтроля, адекватной самооценки.
Воспитательные:
Создать условия:
-для воспитания дисциплинированности на уроке через вооружение учащихся
техникой учебной работы;
-для критического отношения к своему труду;
-для воспитания внимательного отношения учащихся друг к другу при работе на уроке.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока
Деятельность
Название
Цель
Учителя
Учащихся
1.Организационный момент
(1мин)
Создать положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.
«Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок».
Ребята, у вас на партах у каждого лежит желтый круг, нарисуйте на нем улыбку и подарите соседу, пожелайте друг другу хорошего настроения.
Учащиеся выполняют команды учителя.
2.Актуализация знаний
(4 мин)
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания.
1.Сегодня у нас будет новая тема, а какая не скажу, вы догадаетесь сами, оставьте пустую строчку для записи темы.
2.А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Отношения и пропорции».
Слайд 1. Ответьте на вопросы математического диктанта:
«Да» и «нет» не говорите,
А значком изобразите.
«Да» значком «+», нет значком «-».
Верно ли, что…
1) Отношение двух чисел - это произведение одного из них на другое?
2)Верное равенство двух отношений называют
пропорцией?
3)Произведение крайних членов пропорции
равно сумме её средних членов?
4)Найти неизвестный член пропорции – это значит решить пропорцию?
5)В пропорции m:n=p:q числа m и q называют средними,
а числа n и p называют крайними членами пропорции?
6)Является пропорцией данное равенство: 8:5=4:2,5?
7)Можно составить пропорцию из чисел 4,9,12 и 27?
8)Пройденный путь пропорционален времени движения
когда скорость постоянна?
9)Рост человека пропорционален его возрасту?
3. Слайд 2.Проверка диктанта, на слайде правильный ответ:
- + - + - + + + -
4.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. (№8 и №9 не учитывать)
2.Учащиеся, работая индивидуально, отмечают знаком «+» верные высказывания, «-» неверные.
3.Учащиеся самостоятельно проверяют, верно, ли выполнено задание, выясняется, что с №8 и №9 дети не справились.
4.Заполняют лист самооценки.
3.Проблемное объяснение нового знания
(20 мин)
Зафиксировать причину затруднения.
Организовать уточнение и согласование темы урока.
Сформулировать и согласовать цели урока.
Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
Соотнести новое знание с правилом в учебнике.
Организовать фиксацию преодоления затруднения.
1.Почему не смогли ответить на последние два вопроса?
2.Ребята, кто догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать? Слайд 3.
3.Предлагает заполнить таблицу целеполагания: Слайд 4
Знаю
Не знаю
Хочу знать
Умею
Не умею
Хочу нау
читься
Что такое прямо и обратно пропорциональные величины
Все ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью
Приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин
Устанавливать вид зависимости между величинами
Где в жизни применяется пропорциональность величин
4.Предлагает обсудить задачи урока
5. Дети, вспомните формулу, которой описывается движение. Слайд 5
6.Если скорость будет постоянной, например, 95 км/ч, то какой формулой можно записать такое движение?
7.Что будет происходить с S, если t будет увеличиваться, а скорость останется постоянной?
8.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните № 35.1 стр.80 в рабочей тетради.
9.Итак, какой вывод можно сделать? Слайд 6
10.Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и пути?
11.Рассмотрим теперь случай движения различного транспорта между двумя городами, расстояние между которыми 750 км, какой формулой запишем такое движение? Слайд 7
12.Что будет происходить с t, если V будет увеличиваться?
13.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните № 35.3 стр.81 в рабочей тетради. Какой вывод можно сделать? Слайд 8
14/1. Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и скорости?
А что можно сказать об отношении значений скорости и отношении соответствующих им значений времени?
14/2.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько заданий выполнили верно.
15.Как вы думаете, какую из пар величин: время и путь или время и скорость можно назвать пропорциональными, а какую обратно пропорциональными величинами и почему? Попробуйте сформулировать свойства, которыми обладает каждая из пар величин. Слайд 9
16.Сверьте свои предположения с учебником с.231 и с.233
17.Итак, вернёмся к математическому диктанту, задание №8 и №9. Верно ли, что
8)Пройденный путь пропорционален времени движения
когда скорость постоянна?
9)Рост человека пропорционален его возрасту?
Объясните почему?
1.Не знаем, как определять пропорциональность величин.
2.Формулируют тему урока: «Пропорциональность величин» и записывают в тетрадь.
3.Отмечают в таблицах целеполагания что уже знают, что умеют делать (плюсами или «галочками»), что не знают, хотят узнать и чему хотят научиться.
4.Проговаривают свои результаты работы с таблицей целеполагания, выделяют задачи на урок.
5.S=V*t
6.S=95*t
7.Тоже увеличится.
8.Работают в парах.
9.При увеличении времени в несколько раз, путь увеличивается во столько же раз.
10. Да, например, =
11.750=V*t
12.Время будет уменьшаться.
13.Дети выполняют задание и формулируют вывод:
при увеличении скорости в несколько раз, время уменьшается во столько же раз.
14/1. Нет
Это взаимно-обратные числа, т.к.
*
=1
14/2. Заполняют лист самооценки.
15. Дети, работая в группах, делают предположение о том, как называются данные величины и формулируют свойства. Представляют свои выводы для обсуждения другим группам.
16. Работа с учебником, удостоверяются, что их выводы сделаны верно.
17. Теперь мы знаем, что путь и время пропорциональны, а рост и возраст человек не пропорциональны. Объясняют почему.
4.Физкультминутка (1 мин)
Снять усталость и напряжение учащихся, улучшить внимание.
Слайд 10
Говорит о том, что в Сочи недавно прошла XII Олимпиада по зимним видам спорта. Предлагает под музыку имитировать движения каждого олимпийского вида спорта.
У кого лучше получится?
Дети включаются в соревнование, придумывают движения.
5.Первичное закрепление во внешней речи.
(7 мин)
Организовать усвоение детьми новых правил с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально,
- в парах.
1.Итак, вернемся к нашей теме урока, проговорите друг другу в парах, какие величины называются прямо пропорциональными, а какие обратно пропорциональными?
2.Выполните устно №1041
3. А теперь самостоятельно придумайте пары величин, которые являются прямо пропорциональными, обратно пропорциональными и которые не являются ни теми, ни другими.
4. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько придумали верных пар величин с заданными свойствами.
1.Проговаривают
2. Цепочкой друг за другом отвечают на вопросы задания.
3.Работают в парах и озвучивают классу свои примеры, класс соглашается или оспаривает неверные примеры.
4. Заполняют лист самооценки.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий
на новый способ действия.
Организовать самопроверку самостоятельной работы.
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление
и исправление допущенных ошибок.
1. Слайд 11.Предлагает выполнить самостоятельную работу:
Какие из следующих величин являются прямо пропорциональными, какие – обратно пропорциональными, а какие не являются ни теми, ни другими:
А) стоимость товара и его количество (при постоянной цене),
Б) длина и ширина прямоугольника (при постоянной площади),
В) объём выполненной работы и время работы (при постоянной производительности),
Г) рост человека и его возраст,
Д) цена и количество товара (при постоянной стоимости),
Е) расстояние по железной дороге и стоимость билета.
Проверка Слайд 12.
2. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько пар величин распределили в соответствии с их названием верно.
3. По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.
1.Выполняют и проверяют.
2. Заполняют лист самооценки.
7.Итог урока
(7 мин)
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности
на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
1.Ребята, а вы задумались, зачем мы изучаем данную тему? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Где в нашей жизни может пригодиться знание о пропорциональности величин?
2.Предлагает детям взять таблицу целеполагания и проанализировать, все ли намеченные цели были выполнены, в чём была трудность, довольны ли своей работой на уроке?
3.Возьмите лист самооценки, спросите у своего напарника, сколько баллов он вам поставит за работу в паре. Посчитайте общее количество баллов и оцените свою работу на уроке. Слайд 13
Набрано баллов
Оценка деятельности на уроке
20-23
Я работал (а) отлично
15-19
Я работал (а) хорошо
10-14
Я работал (а) удовл
Менее10
Нужно ещё поработать над темой
4.Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь №2 стр.81
№ 35.2 и № 35.4, стр.235 учебник Контрольные вопросы №1, №2. Тем, кто работал отлично на уроке выполнить любые 2 задания, кто хорошо – любые 3 задания, остальным все - задания. Слайд 14
1.Дети предлагают свои версии о том, как может в жизни использоваться знание о пропорциональности величин.
2. Каждый высказывается о выполнении или невыполнении своих целей.
3.Заполняют листы самооценки и делают выводы о своей деятельности на уроке.
4.Записывают дом.задание, если что непонятно, задают вопросы.
Приложение 1 Лист самооценки______________________________
Критерии самооценки
Кол-во баллов
I Математический диктант.
Поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. ( №8 и №9 не считать)
II Работа в рабочей тетради.
1.Правильно выполнили №35.1 - 1б.
2. Правильно выполнили №35.3 – 1б.
III Привести примеры пар величин с заданными свойствами.
Поставьте себе столько баллов, сколько придумали верных пар величин с заданными свойствами.
IV Самостоятельная работа
Поставьте себе столько баллов, сколько пар величин распределили в соответствии с их названием верно.
V Работа в паре
Поставьте себе столько баллов, сколько ваш напарник вам поставил за совместную работу в паре (от 2б. до 5б.)
Итого баллов:_______________
Набрано баллов
Оценка деятельности на уроке
20-23
Я работал (а) отлично
15-19
Я работал (а) хорошо
10-14
Я работал (а) удовл
Менее10
Нужно ещё поработать над темой
Приложение 2
Таблица целеполагания.
Знаю
Не знаю
Хочу знать
Умею
Не умею
Хочу научиться
Что такое прямо и обратно пропорциональные величины
Все ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью
Приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин
Устанавливать вид зависимости между величинами
Где в жизни применяется пропорциональность величин
Приложение 3. Самостоятельная работа:
Какие из следующих величин являются прямо пропорциональными, какие – обратно пропорциональными, а какие не являются ни теми, ни другими:
А) стоимость товара и его количество (при постоянной цене),
Б) длина и ширина прямоугольника (при постоянной площади),
В) объём выполненной работы и время работы (при постоянной производительности),
Г) рост человека и его возраст,
Д) цена и количество товара (при постоянной стоимости),
Е) расстояние по железной дороге и стоимость билета.
Прямо пропорциональные
Обратно пропорциональные
Ни те, ни другие
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ