Конспект урока по математике "ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ В ЭКОСИСТЕМЕ"
Фомина О.В.
БИНАРНЫЙ УРОК
МАТЕМАТИКА – ЭКОЛОГИЯ
«ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ В ЭКОСИСТЕМЕ»
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений с применением материала по экологии
Цели урока:
Образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Производная», обобщение материал как системы знаний. способствование формированию метапредметных связей.
Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, расширение их кругозора, формирование умения логически мыслить, развивать представления, учащихся о методах познания окружающего мира, представления о сферах применения математики в практической деятельности человека, совершенствовать вычислительные навыки учащихся, развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, уверенность в своих силах, умения слушать другого.
Оборудование:
карточки с заданиями для самостоятельной работы;
наглядный материал: насекомые, занесенные в Красную книгу РК; экологическая пирамида;
Ход урока
Организационный момент: Каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа – это последствия того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем.
Постановка целей урока: Сегодня мы с вами поговорим о роли насекомых в экосистеме, используя математические задачи на нахождение производной функции.
Решение задач:
Насекомые, самые многочисленные животные на земном шаре. Сколько млрд. их всего насчитывается, вы узнаете, если найдете (-1), при f(x) = 2x5 – 1
Решив уравнение (х) = 0, если f (x) = x2 - 250x, вы узнаете во сколько млн. раз можно опоясать земной шар, если расположить всех насекомых в одну линию.
Насекомые встречаются везде и всюду, играют важную роль в природе и жизни человека. Одни виды опыляют растения, способствуя повышению продуктивности садов, лесов, лугов и пастбищ, другие - паразитические и хищные насекомые - регулируют численность фитофагов, среди которых есть вредители сельскохозяйственных и лесных культур. Исключительно важна роль насекомых в переработке органики. Они являются санитарами биосферы, утилизируют навоз крупных животных, уничтожают растительные остатки. Огромное количество насекомых обитает в почве. Проделывая ходы, оставляя экскременты и трупы, они производят естественную «вспашку» земли, улучшают структуру и плодородие почвы, облегчают доступ кислорода, воды и минеральных веществ к корням растений. Насекомые служат пищей различным млекопитающим, птицам, пресмыкающимся, земноводным, рыбам и другим животным. Человеку они дают продукты питания (мёд), сырьё для промышленности (лакокрасочные материалы, воск, шёлк) и лекарственных препаратов, являются нашими союзниками в борьбе с сорняками, вредителями сельского и лесного хозяйства. Наконец, насекомые имеют большое эстетическое значение, многие крупные виды бабочек, стрекоз, жуков, шмелей украшают леса, луга, поля, городские парки и скверы. Ими восхищаются дети и взрослые, интересуются инженеры-бионики, создающие на примере их строения сложные аппараты и машины.
На каждого человека приходится:
; найти (х) = 0 (ответ в млн.) насекомых. Конечно, среди насекомых есть и те, кто уничтожает продукты и портит древесину, губит посевы и разносит заболевания, но их всего 10 % от общего количества известных на сегодняшний день шестиногих. Причём, из них по-настоящему вредны менее одной десятой, то есть меньше 1 % от общего числа.
Найдите производные функций, из полученных букв составьте слово. Вы узнаете название насекомого, занесенного в Красную Книгу РК
функция
производная
функция
производная
-5
8х
9 х6 – 4х
-х
5 х3 – 10 х4
-2х3
х2 + 5х3 - 4
6 х4
х3 + + 4х
х
3х4 + 5
(3х – 4)(2х + 5)
х(5х + 3)(7х – 2)
Ответы:
Л
И
Я
Ц
Л
Е
Б
Т
24х3
х
105х2+22х-6
-
54х5-4
-6х2
3х2 -
Я
Ж
Щ
Е
У
А
Ж
А
С
0
-
15х2 – 40х3
8
12х3
-1
12х+7
2х+15х2
(Жужелица, блестящая)
Кроме Жужелицы, блестящей на данный момент в Красную книгу занесено ещё 5 видов насекомых (Наглядный материал). Если насекомых заносят в Красную Книгу, значит они исчезают. Но давайте представим себе, что хотя бы один вид насекомых исчез с земли, как вы думаете, что бы произошло с нами? (Без насекомых не было бы многих растений, не могли бы существовать леса, погибли бы саванны и степи, неубранные трупы беспозвоночных и позвоночных животных очень скоро превратили бы нашу Землю в зловонное место. Каждый вид насекомого на земле является звеном экосистемы.
В основании этой «пирамиды» - производители органического вещества - злаки. Потребители первого порядка - насекомые, которыми питаются лягушки. Тех, в свою очередь, поедают змеи, а змей - орлы*. Без воздействия извне вся эта «пирамида» существует в полном равновесии: злаки произрастают в тех местах, где есть для них подходящие условия. Ими питаются насекомые и так далее. Теперь представим, что истребили, например, орлов. Что же получится? Размножатся в массе змеи, уменьшится количество лягушек, а, следовательно, возрастет количество насекомых, которые полностью уничтожат растения. Так, нарушая одно из звеньев биогеоценоза, мы нарушаем всю его стройную систему.
В истории нашего человечества часто случалось, что прогнозы писателей – фантастов сбывались. Примером этому могут послужить целый список сбывшихся прогнозов, начиная от вещей, которыми мы пользуемся в быту, повседневно, и заканчивая биороботами, 4-D и 5-D телевидением. Например, в августе 1944 года Клив Картмилл в рассказе «Линии смерти» подробно описал составляющие атомной бомбы и ее работу: две небольшие полусферы из урана-235, механизм детонации, данные о температуре взрыва. Он рассказал и о яркой вспышке, уничтожающей все живое, об ударной волне, способной снести огромные строения, словно картонные коробки, о губительной радиации и ее последствиях. А это было почти за год до того, как подготовленные для удара по Германии американские атомные бомбы свалились на головы японцев, испепелив Хиросиму и Нагасаки.
Расставьте ответы по порядку примеров. Вы узнаете автора фантастического рассказа, в котором Мистер Эккельс отправляется на 60 миллионов лет назад охотиться на динозавров и там нечаянно убивает бабочку. Возвратившись в настоящее, герой обнаруживает серьёзные изменения.
Найти (),
f(x)=sin2 x Д -
f(x)=3cos x Р
f(x)= Б 1
f(x)=1 – sin x Е - 8
f(x)= И - 3
f(x)= 2 ctg x Б -4
f(x)= 2 sin x Э
f(x)= 0,5 + 6 cos x Р - 1,5
Брэдбери Рэй, рассказ называется «И грянул гром» (при наличии времени зачитать отрывки из рассказа)
Подведение итогов, рефлексия, оценка деятельности учащихся.
Воркутинский Филиал «РЦО» Страница
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ