Конспект урока в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»

Конспект урока в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками», урок 35


Таблица 1

Календарно – тематическое планирование 6 класс


урока

Раздел, тема

Число уроков

Сроки

1

2


4


Глава №3. Действия с рациональными числами

36


29-30

Сложение чисел с одинаковыми знаками

2

7-8.10

31-32

Сложение отрицательных чисел

2

9,12.10

33-35

Сложение чисел с разными знаками

3

13-15.10

36-38

Вычитание

3

16,19,20. 10

39-40

Длина отрезка на координатной прямой

2

21-22.10

41

Контрольная работа № 3

1

23.10

40-42

Умножение

3

24,26,27.1 0

43-45

Деление

3

28-30.10

46-47

Упражнения для повторения действий с рациональными числами

2

31.10,2.11

48

Контрольная работа № 4

1

3.11

49-51

Запись рациональных чисел в виде периодической десятичной дроби

3

9-11.11

52-54

Обращение бесконечной периодической дроби в обыкновенную дробь

3

12,13,16.1 1

55-57

Десятичные приближения обыкновенной дроби

3

17-19.11

58-59

Медиана данного ряда чисел

2

20,23.11

60-61

Упражнения для повторения

2

24,25.11

62

Контрольная работа № 5

1

26.11


На уроке используются различные формы работы: групповая (две группы-экипажа), индивидуальная (ветряные мельницы, звездные созвездия - каждый должен записать решение этих заданий в тетрадь), коллективная (устный счет), применяется уровневая дифференциация при работе с горами "Мозгодрома", каждый решает это задание по своим способностям.

На уроке применяется наглядность, которая в процессе урока крепится на доску. Удобство в том, что вся наглядность приклеена к магнитам с оборотной стороны, и крепить очень легко, быстро и не теряется драгоценное время урока.

Одновременно с этим данный урок открывает большие возможности для реализации воспитательных целей. На уроке развивается активность и самостоятельность ребят, учащиеся учатся во время прийти на помощь, оказать поддержку в трудную минуту, воспитывается настойчивость и умение преодолевать все трудности, которые встречаются на жизненном пути.

Конечно от учителя требуется дополнительная подготовка ,чтобы сделать всю наглядность, но урок получается интересным ,насыщенным, увлекательным. Учащиеся с интересом ждут нового приключения и неожиданностей.


Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»


Цель урока:

Повторение изученного материала по теме «Сложение чисел с разными знаками», отработка навыков применения операции сложения чисел с одинаковыми и разными знаками.


Задачи урока:


Образовательные:

  • Закрепление правил по данной теме;

  • Формирование умений и навыков работы с операциями сложения чисел с

одинаковыми и разными знаками.

  • Развитие познавательного интереса;

  • Развитие логического мышления, памяти, внимания;


Воспитательные:

  • Воспитание активности;

  • Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;

  • Воспитание настойчивости в достижении цели


Тип урока: урок – повторения и обобщения.


Вид урока: урок – игра – учащиеся совершают путешествие на планету положительных и отрицательных чисел для того, чтобы принять участие в конкурсе на «Лучшего математика-вычислителя». Чтобы совершить путешествие и преодолеть все трудности, которые встречаются на их пути, они должны вспомнить все, что изучалось по теме «Сложение чисел с разными знаками».


Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная; устная, письменная.


Оборудование урока:

  • Наглядный материал: горы «Мозгодром»;

  • Дидактический материал: ветряные мельницы, карточки звездных созвездий;

  • Карточки «Маршрутная карта экипажа».


Литературные источники, использованные при подготовке к уроку:

1. [26]

2. [25]

3. [9]


План урока:

  1. Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.

  2. Актуализация знаний учащихся – 8 мин.

  3. Закрепление знаний (путешествие по планете) – 30 мин.

  4. Подведение итогов урока – 4 мин.

  5. Домашнее задание – 1 мин.


Ход урока


1.Сообщение темы и постановка целей урока:


Учитель:

Здравствуйте, ребята сегодня на уроке повторим изученный материал по теме «Сложение чисел с разными знаками», отработаем навыки применения операции сложения чисел с одинаковыми и разными знаками.

Учитель:

И так ребята, мы получили приглашение поучаствовать в конкурсе на лучшего математика – счетовода, который проходит сегодня на планете «Отрицательных и положительных чисел». Магистр отрицательных наук отправил за нами свой личный звездный корабль (крепится на доску на магнитах). Он предлагает вам отправиться в космическое путешествие на эту планету. Прежде чем мы совершим удивительное и увлекательное путешествие, нам необходимо перед полетом проверить готовность нашего экипажа. Итак, проведем экзамен на готовность к полету. Я прошу моих помощников - консультантов взять маршрутные карты экипажа (таблица № 2).

Класс работает в две группы, консультанты уже знают, что в этих картах они должны учитывать работу своего экипажа, в конце урока в этой карте будет отслежено, кому из ребят можно поставить оценку. Ответы на все вопросы и задания у консультантов есть.


2.Актуализация знаний учащихся:


Проводится фронтальная устная работа. (Консультанты отмечают «+» или

«-» за участие своих членов экипажа в маршрутной карте )


Таблица 2

Маршрутная карта


Этапы пути

Фамилия учащихся 1 экипажа

Саинов Иван

Власова Саша






Готовность

+







Ветряные мельницы

+







Звездные созвездия

+







Горы Мозгодром

-







Условия пиратов

+







Оценка

4








          1. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками. (Ответ: Из большего модуля вычесть меньший модуль и перед полученной разностью поставить знак числа, имеющего больший модуль)


          1. Даны числа (рисунок 2) Выполните сложение этих чисел. (На доске прикреплены магнитные карточки - лепестки, на них записаны два числа и рядом магнитные карточки со знаком действия). Учащиеся производят вычисление со знаком «+». Все карточки крепятся магнитами, удобно менять данные.


-12+(-13)

-156+(-63)

113+(-150)

-39+(-51)

-207+(-91)

17-К-50)

300+(-39)

-85+(-91)

36+(-60)

-7,3+(-8,1)

-6,5+3,2

-57+(-41)

58+(-31)

15,7+(-23,5)

130+(-203)

-91,3+(-3,65)

-2,6+(-0,3)

(-1,6)+8,5

-12,7+(-5,7)

-154+(-9,7)

210+(-76)

-27+0-43)

210+(-76)

-27+(-43)

210+(-76)


Рисунок 2. Таблица вычислений


Ответы:

25 – М

-219 – С

-37 – Т

-90 – К

-298 – В

134 –К

-70 – С

-33 – Р

261 – Е

-176 – Е

-24 –Я

-15,4 –С

-120 – Н

-32 – Е

-3,3 – Т

-98 –А

27 – И

-7,8 –М

-73 – И

5,49 – А

-11,61 –Я

-2,9 – Е

6,9 – Т

-3,9 – А

-0,2 – М

-94,95 – У

-18,04 –Т

-11,1 –К



Нужно расшифровать фразу. Для этого необходимо полученные решения и соответствующие им буквы составить в порядке возрастания.


Ответ: ВСЕ НАУКИ СТРЕМЯТСЯ К МАТЕМАТИКЕ


    1. Устная работа. Учащиеся просматривают примеры, записывают ответы в тетради и отвечают поднимая руку (учитель спрашивает произвольно).


Вычислите устно № 160

1) 11 -9 2)-8,5 + 0,5 3) 8-8 4)

5) -5,7 + 0 6) –а+а 7) –ху+ху 8)


Ответы: 1)2; 2)-8; 3)0; 4) ; 5) -5,7; 6)0; 7)0; 8)


    1. Работа у доски. Учащиеся, те которые не отвечали устно, выходят по очереди к доске и выполняют задание. На доску вывешивается заготовленная таблица нанесенная на ватман.





Заполни таблицу:


а

0,35

96,3

-81,7

-46,8







в

-0,35

51







а + в







Ответы: 0; 0; 77,55 ; -75,1 ; 4,2


Учитель:

Давайте проверим ваши работы (устно). Я думаю, что со всеми заданиями вы справились хорошо. К полету готовы все экипажи. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету "Отрицательных и положительных чисел" (Звучит космическая музыка).


  1. Закрепление знаний.

Учитель:

Внимание, наш компьютер сообщает, что поступил сигнал SOS: «С планеты «Отрицательных и положительных чисел» пиратами похищен Магистр Отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, помогите». Капитанам экипажей принять решение. Решено. Корабль меняет курс к Планете пиратов. Экипажу быть в полной боевой готовности.


Учитель:

Внимание. Справа по курсу Планета «Ветряных мельниц». Пираты побывали и здесь, они испортили механизм мельниц. Необходимо оказать помощь местным жителям. Жители планеты просят, чтобы мы выполнили все действия и решили примеры, этим мы исправим механизм мельниц.

2 экипаж

На доску на магнитах крепятся «Ветряные мельницы» (рисунок 3), каждая команда выполняет задания под своим номером. Консультанты проверяют правильность выполнения задания своего экипажа. Работа групповая.


а) Найдите значение выражений:


1 экипаж 2 экипаж

1) 36+а, если а=-51; 1) -7+а+в, если а=,в=-10

2) в+, если в=5; 2) а+(-2,91)+в, если а=3; в=-5

Ответы: 1 экипаж: 1) -15; -9,5; 2) ;

2 экипаж: 1) -13,5; 2) -4,91


б) Выпишите верные неравенства:


1 экипаж 2 экипаж

  1. -156+75<0 1) >0

  2. 9,65+(-8,99)>0 2) >0

  3. >0 3) 9,99+(-10)<0


Ответ: 1 экипаж: 1 – да; 2 – да; 3 – нет 2 экипаж: 1 – нет; 2 – да; 3 – да


















Рисунок 3. Ветряные мельницы


Учитель:

Молодцы! Все справились и с этим заданием. Продолжаем наш полет. Посмотрите в окна иллюминаторов, какие красивые крупные звезды в ночном небе, мы с вами пролетаем через скопление звезд, которые образуют созвездия. На доску прикрепляются магнитные карты четырех звезд (рисунок 4). Учащиеся читают задания и на звездах – ответах ищут правильный ответ. С помощью магнита прикрепляют ответы. После чего определяют название созвездий. Групповая работа.


Дополните предложение, подставляя вместо точек подходящее словосочетание:


  1. от перемены мест слагаемых ...

  2. сумма любого числа и нуля ...

  3. сумма противоположных чисел ...

  4. ... противоположных чисел равны между собой

























Рисунок 4. Звезды задания

Ответы:

  1. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется

  2. Сумма любого числа и нуля равна самому числу

  3. Сумма противоположных чисел равна нулю

  4. Модули противоположных чисел равны между собой


Чтобы определить название созвездий нужно решить примеры.


Ответы: 1) -0,73; 2)-5,19; 3)2,8; 4) -0,55.

Названия созвездий: Волк – ответ: - 0,73; Журавль – ответ: -0,55; Павлин – ответ: -5,19; Муха – ответ: 2,8.

Правильные созвездия: Павлин, Муха, Волк, Журавль – это созвездия южного полушария.


Учитель:

Внимание экипажу: впереди по курсу Планета «Горы Мозгодрома». Совершаем посадку для разведки.


Задача экипажу:

Необходимо подняться на вершину горы, чтобы посмотреть, где находится планета пиратов «Пиратские острова». Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть 3 трудности. На доску прикрепляется нарисованная модель горы (рисунок 5) с разными уровнями - трудности. В каждой группе есть слабые учащиеся, они выполняют задания уровня 2 и уровня 3, сильные учащиеся делают все задания. Дифференцированное задание.






1 3 2











Рисунок 5. Модель горы


Индивидуальная работа:


Трудность 1.

Замените звездочки соответствующим знаком «+» или «-»:

а) *18,4+(*5,9)=-12,5 б)

Ответ: а) -; +; б) -; -


Трудность 2.

Какие из следующих неравенств верны, а какие – нет:

а) 4,81+а<4,81 при а<0 б) < при а>0


Ответ: а – нет; б – нет.


Трудность 3.

Упростите выражения:

а) 2,3а+(-3,56а)+7,8а б)

Ответ: а) 6,6а; б)-15,4а


Учитель:

Внимание, мы подлетаем к Планете «Пиратские острова». Угадайте, кого уважают пираты. Храбрых? Нет. Сильных? Нет. Ловких? Нет. Неверно. Больше всего пираты любят математику и математиков. Об этом даже в пиратской песне поется:


«Математика - наука мировая,

И главней науки в целом мире нет

Можно все считать от кошки до трамвая

От орехов, между прочим, до конфет»


Без математиков пираты не смогли бы сосчитать сокровища. А сокровища, как известно, любят все. Для переговоров с пиратами высылаем представителя. Пираты согласны отпустить магистра отрицательных чисел с одним условием, что мы выполним их задания:


Условие 1:

Отгадать, как зовут их атамана. Карточки для индивидуальной работы. Вам предлагается разложить числа в порядке возрастания, чтобы узнать имя.


Задание – условие

Ф

Е

М

Н

Л

Ь

С

А

Т

0

0,5

-13

-0,5

2

5

-0,25

-5

12


Ответ:

-13

-5

-0,5

-0,25

0

0,5

2

5

12

М

А

Н

С

Ф

Е

Л

Ь

Т


Условие 2:

Помогите выполнить задание. Нужно расставить знаки вместо звездочек, чтобы получилось верное равенство.


а) -3, 2*5= 1,8 б) -9, 1*(-10)=0, 9 в)-73*73=0


Правильные ответы: а) сложение б) вычитание в) сложение.


Условие 3:

Помогите решить задачу. Утром температура воздуха была а°С. В полдень она повысилась на 4°С. Вечером по сравнению с полднем температура воздуха понизилась на 3°С, в полдень она понизилась еще на 2°С. Сколько градусов составила температура воздуха в полночь? Решите задачу, составив выражение при а =-8°С.

Ответ: -9°С


Учитель:

Молодцы, ребята, вы все сделали правильно, пираты согласились отпустить магистра отрицательных наук , благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости, вашей крепкой дружбе. И в благодарность магистр приглашает нас принять участие в конференции на тему «Отрицательные и положительные числа». Нам нужно к ней еще хорошо подготовиться, повторить правила, приемы пользования таблицей знаков, поэтому мы с вами возвращаемся домой.


Учитель:

Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету «Земля».Полет прошел нормально. Посадка прошла успешно. Вот мы с вами, ребята, и дома. Давайте подведем итоги нашего путешествия.


  1. Итоги урока

Понравилось путешествовать?

Как вы думаете, какие знания помогали нам в путешествии? Что нужно знать и уметь по данной теме, чтобы принять участие в конференции?

Консультанты подают результаты - карточки, в которых указаны значками «+» и «-» все этапы активной работы экипажа, по этим результатам выставляется оценка за урок.


  1. Домашнее задание

Вам предлагается подготовиться к конференции по теме «Положительные и отрицательные числа». Для этого вам нужно придумать любое разнообразное творческое задание по данной теме, например, тест, сказка, игра, математическое лото, дидактическая карточка, ромашка для устного счета. И кроме этого, конечно, повторить правила по данной теме.

§ 13-14, №481, №485

Самоанализ

Сообщены тема и цель урока. Время на уроке распределено. Письменные упражнения проведены в форме игры «Лучшего математика-вычислителя». Учащиеся совершили путешествие на планету положительных и отрицательных чисел. На уроке были применены индивидуальная, групповая, коллективная, а также устная и письменная работа. В данной игре важным стимулом являлся элемент соревнования. Все задания заинтересовали всех детей без исключения. План урока выполнен, цели реализованы.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ