Математика
Канашский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
По математике
Вариант 3
Студента 1 курса экономического факультета
Шифр: 04653033 Учебная группа: 53-06
Работа выслана в Чувашский госуниверситет
«____» ____________2006 г.
Передана на кафедру «Экономики и управления»
Оценка___________ «___» _____________2006г.
Преподаватель: Бычков Владимир Порфирьевич
Возвращена в деканат______________________
Математика
Вариант 3
Даны вершины А(х1;у1) ,В(х2;у2), С(х3;у3) треугольника. Требуется найти: 1)длину стороны ВС; 2)площадь треугольника; 3)уравнение стороны ВС; 4)уравнение высоты проведенной из вершины А; 5)длину высоты проведенной из вершины А; 6)уравнение биссектрисы внутреннего угла ;
7)угол в радианах с точностью до 0,01; 8)систему неравенств определяющих множество точек треугольника. Сделать чертеж.
вариант 3: А(5;-1), В(1;-4), С(-4;8).
Решение:
1)Длина стороны ВС:
;
2)Длина стороны АВ:
;
Скалярное произведение векторов и
Угол :
cos = ; =arcos 0,2462=75,75;
3) Уравнение стороны ВС:
; ; ; ; ;
4) Уравнение высоты, проведенной из вершины А:
; ;
Условие перпендикулярности двух прямых:
; ;
; ; ; ;
5) Длина высоты, проведенной из вершины А:
6)
Уравнение прямой АС:
Уравнение биссектрисы внутреннего угла :
7) Угол в радианах с точностью до 0,01:
8) Уравнение стороны ВС:
Уравнение стороны АС:
Уравнение стороны АВ:
Система неравенств, определяющих множество внутренних точек треугольника.
X
Y
A (5;-1)
B (1;-4)
C (-4;8)
Задание 13.
Составить уравнение прямой, проходящей через точку А(4;1) на расстоянии 4 единиц от точки В(-4;0).
Решение:
Уравнение пучка прямых, проходящих через точку А:
По условию задачи
Искомые прямые:
Задание 23.
Составить уравнение линии, расстояние каждой точки которой от точки F(8;0) вдвое больше, чем от прямой Х-2=0. Сделать чертеж.
Решение:
По условию задачи:
- уравнение гиперболы с центром в точке и полуосями
A(x;y)
F(8;0)
X
Y
4 6 8
2
-2
-4
-6
Задание 33.
Составить уравнение параболы и ее директрисы, если известно что парабола проходит через точки пересечения прямой с окружностью и ось является осью симметрии параболы. Сделать чертеж.
Решение.
Рассмотрим уравнение окружности:
Найдем точки пересечения окружности и прямой.
Координаты точек пересечения окружности и прямой т.к. парабола симметрична относительно ОХ, то уравнение имеет вид учитывая что найдем параметр p
Таким образом, уравнение параболы
Уравнение директрисы параболы:
1 3 5 7 9
8
5
2 4 6 8 10
Y
X
M
Y=2x
X=-4
-4
Задание 43.
Дано уравнение параболы f(x;y)=0. Сделать параллельный перенос осей координат так, чтобы в новой системе координат XO1Y уравнение параболы приняло вид X2=aY или Y2=aX. Построить обе системы координат и параболу.
Решение:
O1
O
y Y
x
X
Задание 53
Даны вершины А1(Х1;Y1;Z1),. А2(Х2;Y2;Z2), А3(Х3;Y3;Z3), А4(Х4;Y4;Z4)
пирамиды. Требуется найти: 1) длину ребра А1А2; 2)Угол между ребрами А1А2 и А1А4; 3)угол между ребром А1А2 и гранью А1А2 А3; 4) площадь грани А1А2 А3; 5) объем пирамиды; 6) уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1А2 А3; 7) уравнение плоскости, проходящей через высоту пирамиды, опущенной из вершины А4 на грань А1А2 А3, и вершину А1 пирамиды.
A1 (3;5;4), А2(5;8;3), А3(1;9;9), A4(6;4;8);
Решение:
1)
Длина ребра А1А2;
2)
Длина ребра А1А4;
Скалярное произведение векторов А1А2 и А1А4:
Угол между ребрами А1А2 и А1А4:
3) Уравнение грани А1А2 А3:
Угол между ребром А1А2 и гранью А1А2 А3:
4)Площадь грани А1А2А3:
кв. ед.
5) Объем пирамиды:
куб. ед.
6) уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1А2 А3:
7) Уравнение плоскости, проходящей через высоту пирамиды, опущенной из вершины А4 на грань А1А2 А3, и вершину А1 пирамиды.
Задание 63.
Определить вид поверхности, заданной уравнением f(x;y;z)=0, и показать её расположение относительно системы координат.
Решение:
Эллиптический параболоид с вершиной О(z;o;o), направленный вдоль оси ОХ, и имеющий полуоси на оси по оси
2
Y
Z
X
0
1
Задание 73.
Применяя метод исключения неизвестных, решить систему уравнений.
Решение:
2
-9
-4
-3
3
-83
= >
= >
0
-47
-28
-13
7
-459
2
-7
-2
-1
-4
-57
0
-45
-26
-11
0
-433
7
-6
2
-2
0
-35
0
-139
-82
-37
-14
-1351
1
19
12
5
-2
188
1
19
12
5
-2
188
0
-47/7
-4
-13/7
1
-459/7
0
68/77
30/77
0
1
980/77
0
-45
-26
-11
0
-433
0
45/11
26/11
1
0
433/11
0
-233
-138
-63
0
-2269
0
272/11
120/11
0
0
2320/11
1
39/7
4
3/7
0
398/7
1
94/77
-190/77
0
0
481/77
0
0
0
0
1
-2900/77
0
-19/15
0
1
0
-2583/11
0
13,6
1
0
0
116
1
1574/231
0
0
0
22521/77
Общее решение системы:
Задание 83.
Даны векторы и . Показать, что векторы образуют базис четырехмерного пространства, и найти координаты вектора в этом базисе.
Решение:
Составим определитель из координат векторов и вычислим его:
Так как ,то векторы составляют базис. Найдем координаты вектора в этом базисе:
2
-10
0
-4
-42
= >
0
-20
4
-4
-88
= >
0
48
-12
252
4
-9
10
3
-43
0
-29
18
3
-135
0
-80
30
-350
2
-7
0
-1
-39
0
-17
4
-1
-85
0
17
-4
85
1
5
-2
0
23
1
5
-2
0
23
1
5
-2
23
0
-4
1
0
-21
= >
0
0
1
0
3
0
40
0
0
240
0
1
0
0
6
0
1
0
1
1
0
0
0
1
-5
1
-3
0
0
-19
1
0
0
0
-1
Итак
Проверка:
2(-1)-10*6 -4(-5)=-42; -42=-42;
4(-1)-9*6+10*3+3(-5)=-43; -43=-43;
2(-1)-7*6- -(-5)=-39; -39=-39;
-1+5*6-2*3 =23; 23=23.
или
Задание 93.
Дана матрица А . Требуется найти: 1) матрицу, обратную матрице А;
2) собственные значения и собственные векторы матрицы А.
Решение:
-1
-2
12
1
0
0
1
2
-12
-1
0
0
0
4
3
0
1
0
0
4
3
0
1
0
0
5
6
0
0
1
0
5
6
0
0
1
1
0
-13,5
-1
-0,5
0
1
0
0
-1
-8
6
0
1
0,75
0
0,25
0
0
1
0
0
6/9
-3/9
0
0
2,29
0
-1,25
1
0
0
1
0
-5/9
4/9
Обратная матрица:
Корни характеристического уравнения:
- собственные значения матрицы А .
При
Собственный вектор:
Задание 103.
Построить график функции y=f(x) деформацией и сдвигом графика функции y=sin x.
Решение:
-2П -3/2П -П -П/2 П/2 П 3/2П 2П
Y=-6/5sin(2/3x+1)
-6/5
X
-6/5
Y=sin(2/3x+1)
1
X
-1
Y=sin(2/3x)
1
X
-1
Y=sin x
1
X
-1
Y1
Сжатие вдоль оси ОХ в 2/3 раза
Сдвиг влево на 1 вдоль оси ОХ
Растягивание в 6/5 раза и
переворот вдоль OY
Задание 113.
Найти указанные пределы (не пользуясь правилом Лопиталя).
Решение:
Подстановка:
Задание 123.
Дана функция y=f(x) и три значения аргумента x1,x2,x3. Установить, является ли эта данная функция непрерывной или разрывной для каждого из данных значений Х. Построить (приближенно) график функции в окрестностях каждой из данных точек.
Решение:
Так как ,то функция в точке Х1=-1 непрерывна.
Так как ,то функция в точке х=3 разрывная.
Так как ,то функция в точке х=7 непрерывна.
Y=3
Y
X
-1 0 7
Задание 133.
Функция y=f(x) задана различными аналитическими выражениями для различных областей изменения независимой переменной. Найти точки разрыва функции, если они существуют. Построить график.
Решение:
Так как , то функция в точке х=-1 разрывна.
Так как , то функция в точке непрерывна.
Y
-1 П/6 X
Задание 143.
Найти производные
a) б) в)
г) д)
Решение.
а)
б)
в)
г)
д)
Задание 153.
Найти для функции, заданной параметрическим.
Решение.
Задание 163.
На линии найти точку, в которой касательная к этой линии параллельна прямой
Решение.
Угловой коэффициент прямой:
или
Угловой коэффициент касательной к линии:
Так как касательная к линии и прямая параллельны, то
тогда:
Таким образом получаются две точки:
Задание 173.
Какова должна быть высота равнобедренного треугольника, вписанного в окружность диаметра d, чтобы площадь треугольника была наибольшей?
Решение.
B
R
O
R
A K C
Задание 183.
Исследовать методами дифференциального исчисления и построить график.
Решение.
1. область определения функции:
так как то функция нечетная.
2. Точки пересечения с осями координат:
При при
3. Область возрастания (убывания) функции, точки экстремумов:
При функция возрастает.
При функция убывает.
При функция убывает.
При функция возрастает
Точка точка максимума.
Точка точка минимума.
4. Область выпуклости (вогнутости) функции, точки перегибов.
При функция выпукла;
При функция вогнута;
При функция выпукла;
При функция вогнута.
Точки - точки перегибов.
5. Асимптот нет
Y
X
0
1. область определения функции:
2. точки пересечения с осями координат:
При
так как то функция нечетная.
3. области возрастания (убывания) функции; точки экстремумов.
Точек экстремумов нет.
Так как то функция возрастает.
4. область выпуклости (вогнутости) функции; точки экстремумов.
При функция вогнута;
При функция выпукла;
Точка (0;0) точка перегиба.
5. асимптоты.
асимптота.
0
X
Y
1
-1
Задание 193.
Определить количество действительных корней уравнения ;
отделить эти корни и, применяя метод хорд и касательных, найти их приближенные значения с точностью до 0,001.
Решение.
Исследуем график функции.
Количество корней К=1.
Таким образом, функция принимает значения на отрезке ,в качестве начального приближения возьмем
метод касательных:
составим таблицу:
1
2
3
-0,1
-0,398
-0,388
-0,001
-0,063
-0,586
1,499
-0,053
-0,0001
5,03
5,475
5,452
0,298
-0,0097
-0,00002
-0/3980
-0,3883
-0,3882
Искомый корень х=-03882
Задание 203.
Найти частные производные функции
Решение.
Частные производные:
Задание 213.
Дана функция и две точки . Требуется:
1) вычислить приближенное значение функции у точке В, исходя из значения в точке А, заменив приращение функции при переходе от точки А к точке В дифференциалом; 2) вычислить точное значение функции в точке В и оценить в процентах относительную погрешность, возникающую при замене приращения функции дифференциалом.
Решение.
Вычислим частные производные в точке А.
Приближенное значение:
Вычислим точки значения функции:
Относительная погрешность вычисления:
Задание 223.
Даны функция точка и вектор а. Требуется найти:
1) grad z в точке А; 2)производную по направлению вектора в точке А.
Решение.
1) вектором градиентом функции двух переменных является вектор:
Найдем частные производные в точке А:
2) производная по направлению вектора вычисляется по формуле.
Задание 233.
Найти наименьшее и наибольшее значение функции в замкнутой области, ограниченной заданными линиями.
Решение.
Частные производные:
На прямой АВ: \
На прямой АС:
На прямой ВС:
Z наибольшее =5; z наименьшее =-117.
О(0;0)
Y
X
Использованная литература:
1 Ткачук В.В. Математика абитуриенту:-М:МЦНМО,2002 г.
2 Сканави М.И. 2500 задач по математике для поступающих в вузы:
-М: Оникс 21 век, 2005 г.
3 Мельников И.И. Как решать задачи по математике на вступительных экзаменах. 3-е издание, переработанное: учебник/ И.И Мельников, И.Сергеев.-М:УНЦДО, 2004 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ