План-конспект урока математики "Ломаная линия" 1 класс
План-конспект урока математики УМК «Гармония» 1 класс
Тема: Ломаная линия
Цель: создание условий для формирования представления о ломаной линии
Задачи урока:
узнать, что такое ломаная линия и из чего она состоит;
познакомиться с её видами;
проводить с помощью линейки отрезки, ломаные линии;
развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками;
воспитывать сдержанность, чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Планируемые результаты:
Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, взаимодействуют со сверстниками при выполнении учебных заданий, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.
Предметные: знают, что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от прямой, луча, кривой линии; сравнивают ломаные линии по длине с помощью линейки; строят ломаные в тетради.
Метапредметные:
1. регулятивные- самостоятельно ставят учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя.
2. познавательные- участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, читают формулировки вопросов и заданий в учебниках и тетрадях, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; анализируют, делают выводы, умозаключения, строят рассуждения; используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. коммуникативные- умеют слушать и понимать на слух речь учителя, одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речь для регуляции своих действий.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Организацион-ный момент Цель: Проверка готовности к уроку, настроя на работу
- Гулять сегодня некогда
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И мы их удивим.
Наш 1 класс
Вам покажет сейчас,
То, чего достигли мы
Находясь в пути.
Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, се ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи.
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!!!
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь!
Внимательно считайте,
Я спрошу вас, отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно!
Путешествие зовет-
Первоклашек на урок!
Приветствуют, проверяют готовность к уроку.
Отвечают на вопрос
Личностные УУД
Регулятивные
2. Актуализация опорных знаний Цель: Обобщить и систематизиро-вать изученный материал
работа в парах
-Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие - в сказку! А сказка это не простая, а математическая, и ее герои любят выполнять различные математические задания. А что это за сказка вы узнаете, если правильно расставите числа по порядку – расшифруйте слово (на листочках)
1 3 5 7 2 4 6
к л б к о о о (колобок)
- Вспомним правила работы в парах.
-Какое слово получилось?
-Как вы расставляли числа?
-У кого не получилось составить слово?
-Кто такой КОЛОБОК?
-Из какой сказки?
фронтальная работа
-Нам нужно будет помочь колобку справиться с трудностями, которые встретятся ему на пути. Сможем мы это сделать только в том случае, если будем внимательными.
-А что значит, быть внимательными?
-А для чего слушать?
-Я вижу, вы готовы отправиться с Колобком по математическим дорожкам. Сказка начинается.
- Жили-были дед да баба. Вот в таком замечательном домике.
-Из чего составлен домик?
-Как назвать другими словами?
-Из чего состоит крыша? Основание домика?
-Что вы знаете об отрезке?
-Какие еще фигуры видите?
-Что вы знаете о луче?
-Что вы знаете о прямой?
-Все ли согласны с этими определениями?
-Может кто-то считает по - другому?
выполняют задание,
объясняют свои действия
Слайд № 1. (Зачитывает ученик).
Дают ответы (колобок)
(в порядке возрастания)
(сказочный персонаж, главный герой сказки)
Дают предположительные ответы на поставленные вопросы:
(Слушать учителя, ответы учеников)
(Для того, чтобы правильно выполнять задание, уметь исправить ошибку у себя и у других)
Слайд № 2. Отвечают на вопросы
(треугольник, круг, прямоуголь-ник)
(геометрические фигуры).
(из отрезков)
Показывают. Отрезок - это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон. Показывают.
(лучи, прямые)
( Часть прямой линии, ограничен-ная с одной стороны). Показывают
( Линия, у которой нет начала и конца .Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону). Показывают.
Сигнальная карточка (светофор)
Познавательные Коммуникативные
Регулятивные
3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока
Цель: подведение детей к формированию темы и постановке задач урока
4.Открытие нового знания
Цель: формирование представления о ломаной линии
5.Закрепление нового материала
Цель: фиксирование изученного учебного содержания.
Цель: сохранение и укрепление здоровья.
-Продолжаем сказку.
Однажды дед попросил бабку испечь ему Колобок. А она говорит: «Я испеку тебе Колобок, если ты ответишь на мои загадки» (задания)
работа в группах
-Нам предстоит работа в группах.
-Давайте вспомним правила работы.
-У командиров групп на столе лежат конверты с заданием, на каждом листочке одна линия (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).
-Подойдите к командирам, рассмотрите карточки.
-Подумайте и скажите - какое задание можно предложить всем для работы ?
- Разделите.
- Какие варианты у вас получились?
Проверка. (По одному человеку от каждой группы приглашаю к доске для демонстрации группировок.)
-Назовите известные вам линии.
-Все линии назвали?
- Почему?
(Если называют: -почему эту линию так назвали? Если допускают ошибку относя к кривой: -кто считает иначе ? Сравним.)
- Какой будет тема нашего урока? Можем определить?
- А что бы вы хотели узнать про эту линию?
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.
- Испекла бабка К. и положила его остывать на подоконник. А К. прыгнул на дорожку и покатился. А вот какой будет его дорога, узнаем позже.
-Помчался по дорожке,
Вдруг увидел чьи-то ножки.
Любит морковку.
Прыгает ловко.
Кто это?
Заяц: часто я в лесу гуляю,
Но чудес таких не знаю.
Чтоб катилась голова
Распевая хоть куда!
-Если сможешь мне помочь, отпущу тебя я прочь! Задание от Зайца: -Случилась - неудача. Его путь преградила большая река. «Что мне делать? Неужели возвращаться?» - подумал К. Помогите им перебраться через речку.
работа в парах (Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.)
- Попробуем сконструировать большой мост…
( У детей на партах находится материал для моделирования ломаной: соломка (спагетти), тесьма, палочки или цветные карандаши. Детям нужно выбрать соответствующий материал для построения ломаной линии и доказать свой выбор.)
- Обсудите, из какого материала вы будете моделировать линию.
-Докажите свой выбор.
- Как вы будете моделировать линию? С чего начнете?.Затем?..
Составление плана работы.
1.Сломать соломку на части. (Разрезать тесьму на части) 2. Выложить на парте. 3. Соединить части.
-Договоритесь, кто чем будет заниматься и выполняйте задание.
-Обсудите в паре и приготовьтесь ответить на вопрос: Какое название вы бы дали этой линии?
Что интересного заметили, моделируя линию?
В процессе наблюдения выясняем:
- части линии – отрезки (Как можно назвать части линии?)
- соединяются концами (Как соединяются отрезки?)
- идут друг за другом (Как следуют?) Последовательно.
-Какой можно сделать вывод?
-Кто разобрался в построении?
-Можете сейчас дать название линии? Назвать тему урока?
-Проверим, соединив буквы по порядку.
- Помогли К! Покатился он по лесной тропинке, распевая свою песенку.
-А на встречу ему серый, ворчливый…
Кто зимой холодной,
Бродит по лесу голодный?
Волк: Песню я твою послушал.
И тебя могу я скушать,
Вкусно я не ел сто лет,
Пригодишься на обед.
-Но, если справишься с моим заданием, то я тебя не трону.
Задание от Волка:
Работа в ТПО с.55 №129. – прочитайте, что нужно сделать?
- Соедините данные точки так, чтобы получилась ломаная линия. Какой инструмент нам поможет?
- Как будем соединять точки?
-Работаем аккуратно и точно. Проверка.
-Кому очень сложно было строить? Кто легко справился?
Физкультминутка
-Устал К., переволновался и решил отдохнуть.
С колобком и мы шагали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем,
Отдохнем все на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись!
Ручки вверх и ручки в бок,
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим в припрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем зайки шаг.
И на месте стой! Вот так!
А сейчас мы сядем дружно.
Нам еще работать нужно.
-Отдохнул К. и дальше в путь отправился и видит навстречу ему идет…
- Он всю зиму проспал
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Кто же это?
Медведь: К! К! Я тебя съем!
-Что ты! Есть меня нельзя!
Посмотри! Со мной друзья!
-Ладно, вкусный К!
Отпущу тебя дружок!
Пусть девчонки и мальчишки
Решат задания для мишки.
Задание от медведя:
-Из чего состоит ломаная?
- Эти отрезки называются – ЗВЕНЬЯМИ.
- Сколько звеньев в нашей ломаной?
– Предположите, какое наименьшее количество звеньев может быть.
- А 1 звено?
- Обозначьте синим карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. …
-На что похожи места соединений?
-Какой вывод сделаем?
- Обозначьте простым карандашом точки, которые являются концами ломаной.
-Давайте дадим линии название: начало - первая буква вашего имени, конец- это первая буква вашей фамилии.
-Что мы должны помнить?
(Показ 4-5 работ.)
-Какая линия получилась? Сколько звеньев?
-Что помогло вам быстро выполнить задание?
- В ходе исследований и наблюдений мы выяснили:
- Давайте еще раз посмотрим на ваши работы. Например, у…..
получилась интересная ломаная линия.
-Может кто-то из вас встречал ее в окружающем нас мире?.. На какой предмет она похожа?
- Где в жизни еще можно встретить модели ломаных линий?
-Посмотрите на слад. Что заметили? На какие группы можно разделить ломаные?
-Докажите. Показ модели складного метра.
-Какой вывод можно сделать?
-Не устали? Тогда можем идти дальше. А чей это хвостик мелькает в кустах?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост краса.
Кто же это?
Лиса: Я-лисичка, я – сестричка!
Я хожу не слышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Хоть от бабушки ушел,
Хоть от дедушки ушел.
А сейчас мне на зубок
Угодит ваш К!
-Помните, как закончилась сказка? А хотите, чтобы у сказки был счастливый конец?
-Лиса дала нам задание, мы выполним его и спасем К.
Работа в тетради.
-Постройте ломаную:1звено-2см, 2зв.-4см,3зв.-1см.
-Можно ли найти длину всей ломаной? Как? Запишите.
-0тпустила лиса К. И он решил вернуться к бабушке и дедушке. Они очень обрадовались, когда увидели его живым и невредимым.
Слайд № 3. Зачитывают
выполняют группировку с обсуждением в группе (по цвету : красные, синие; по форме- прямые, кривые).
-на доске на больших образцах выполняют группировку.
Слайд № 4. Ответы (Кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая)
Отвечают. (Нет. Не знаем название одной линии)
Предположения детей, намечают задачи урока
-Как называется?
-Как начертить?
-Из чего состоит?
-Как сконструировать?
-Где можно увидеть?
Предложения детей.
Предположения детей (сломать на части, отрезать).
Выполнение практической работы.
Находят точное название линии ("ломаная линия”). Слайд № 5
Отвечают (При помощи линейки соединить отрезки).
(Линейка. Отрезки можно начертить только по линейке. Ломаную линию так же).
( Последовательно. Друг за другом.
Ответы
Отвечают. (Ломаная линия состоит из отрезков.)
(наименьшее количество звеньев ломаной – 2.)
(Это отрезок)
(Вершины гор )
(Данные точки называются вершинами ломаной) Слайд № 5
(Имена собственные пишутся с большой буквы)
Отвечают на вопросы
Слайд № 6
Выдвигают свои предположения. (крыши домов, горы, цепь у велосипеда (есть звенья) и т.д. )
(Ломаные линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми). Слайд № 7.
Выполняют построение, записывают решение.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Регулятивные
6. Итог урока. Рефлексия.
Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата, фиксация новых знаний.
-В какой сказке мы сегодня побывали?
-С какими трудностями встретился Колобок?
-Какое открытие мы сегодня сделали?
-Выполнили задачи, которые ставили в начале урока?
-Какова ломаная путешествия Колобка?
-Обозначьте вершины ломаной первыми буквами героев сказки
-Кто из вас на уроке работал активно?
-А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте
-Только настоящие друзья придут на помощь!
-Оцените свою работу на уроке.
-Колобок оставил вам на память свое изображение. Возьмите карандаши и нарисуйте на нем свое настроение, с которым вы уходите с урока. Оно будет напоминать вам о нашем путешествии. Покажите нашим гостям.
-Какое оно у вас? А что это значит?
-Спасибо за урок!
Отвечают на поставленные вопросы
Слайд № 8
Оценивают свою работу на уроке
Регулятивные
Личностные

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ