Урок математики для 1 класса на тему "Литр"
Урок: Математика
Класс: 1класс
Учитель: Исаева Анжелика Владимировна
Дата: 15.03.2013г.
Тема: Литр
УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Планируемые результаты:
- учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;
- закрепят понятие «килограмм»;
- отработают вычислительный навык в пределах 10.
Технология: проблемно-диалоговая
Форма урока: урок - практикум
Цели деятельности учителя: познакомить с новой величиной - ёмкостью и её измерением с помощью литра; обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы; учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; развивать логико - математическую речь; воспитывать умение работать в коллективе; развивать внимание.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.
Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.
Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, практические задания, презентация.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: активизация учащихся
Настраивает детей на работу.
- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
- Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
- Тихо сели. Настраиваемся на урок.
- Вспомним с вами правила поведения на уроке.
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.
Коммуникативные УУД
-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.
Регулятивные УУД:
самоопределение,
саморегуляция.
Актуализация знаний
Цель: закрепить единицу измерения массы - килограмм.
- Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать.
- Вспомните и ответьте на вопросы:
-Как определить массу предметов?
- Каким прибором измеряют массу предметов?
- С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке?
- Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля?
Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке
взвесить
весами
килограмм
масса одинаковая
Познавательные УУД
-обобщение
Постановка учебной проблемы
Цель: организовать постановку цели урока
Создаёт условия для формирования цели урока.
Подводит к вопросу: какой единицей измеряют жидкость?
Проводит практическую работу с использованием наглядности.
Помогает учащимся сформулировать тему и цель урока.
Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 3 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.
- Ребята, посмотрите внимательно на стол.
- Что вы видите?
- Какие задания можно придумать с этими сосудами?
Как сравнить количество воды в этих сосудах?
-Чего мы ещё не знаем?
-Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать?
-Вот это мы сейчас и исследуем.
Дают всевозможные ответы.
Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем.
Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.
Разные сосуды с водой.
- Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.
- Сколько всего воды во всех сосудах.
- А можно выяснить, где воды больше, а где меньше?
Нужна мерка.
Как измерить жидкость? Узнать её количество?
Личностные УУД
- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Регулятивные УУД
-уметь высказывать своё предположение;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД
-участие в коллективном обсуждении проблемы;
-умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД
- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.
Поиск решения проблемы
Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра
Учитель берёт в руки стакан с водой.
- Что у меня в стакане?
- Какая она?
Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой?
- Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась?
- Приведите примеры ёмкостей.
- Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих емкостей есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак.
- Этот признак называется емкостью или объемом и измеряется он в литрах. Слово «литр» сокращённо пишут так: л, 3л, 7л. (на доске)
- Запишем в нашей тетради.
- Сформулируем тему нашего урока.
- Где вы встречали эту единицу измерения?
- Измерим ёмкости, выливая из них воду литровыми банками.
- Какой можно сделать вывод?
- А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами.
- Почему так произошло?
- Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?
вода
жидкая
Она растеклась, потому что жидкая.
Ёмкости.
стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.
предположения детей
(помещается одинаковое количество жидкости)
Литр
В магазине, на автозаправке. (СЛАЙД)
- Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды.
- Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь - разное.
- Измерять одинаковой меркой, а не разной.
Коммуникативные:
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные:
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы.
Динамическая пауза
- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину - вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете.
Будьте внимательны! (СЛАЙД)
4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.
Воспроизведение нового знания
Цель: включение нового знания в систему знаний.
1. Устный счет.
СЛАЙД
9л -...= 3л ...л +2л = 8л
..л - 4л = 4л 4л + 3л - 5л =...л 7л - 6л =...л 6л - 5л + 8л =...л
- Решите задачу:
Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя - 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе?
- Какая единица измерения встретилась в этой задаче?
2. Решение задачи из учебника с.38, №3
3. Организует работу в группах.
1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи.
Ч С С
Ч
2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б. (по рисунку)
3. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 2 л? Как отмерить 4 л?
Проверка работы. (2 группа на СЛАЙДЕ)
Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения.
Оформление схемы и решения задачи в тетради.
Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи.
Познавательные УУД
-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.
Регулятивные УУД
- саморегуляция
Коммуникативные УУД
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные:
самооценивание.
Рефлексия деятельности.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Что сегодня на уроке мы нового узнали?
- Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?
- Что такое ёмкость?
- А в природе существуют «ёмкости» для воды?
- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему?
- Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как?
Домашнее задание:
Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле.
Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. И выполнить задания на с.16 в тетради на печатной основе.
А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный - если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно.
- Приклеили? Пустим кораблики на воду, в наши ёмкости с водой, пусть поплавают, а мы полюбуемся.
как измерить количество жидкости
сосуд, куда наливают жидкость
водоёмы
Познавательные УУД
-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ