Урок математики на тему «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»

Предмет: математика.

Учитель: Дудорова Елена Александровна

Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»

Тип урока: перенос существующих знаний на новый числовой концентр

Цели:

предметные УУД – познакомить с алгоритмами письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел;

личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании математики, умение отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем;

универсальные логические действия – способности и умения учащихся производить простые логические действия;

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;

регулятивные УУД - - контроль в форме сличения способа действия результата с заданным эталоном коррекции

Осваемые понятия: (новые слова, термины): алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел

Оборудование:

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Математика» изд. «БАЛАСС» 2010 год,

презентация к уроку, карточки с заданиями для групп.

Этапы урока

Содержание урока

Основной вид деятельности учащихся

Формируемые УУД

(личностные и метапредметные результаты)

I. Организационный момент

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Пусть сегодня для нас всех, на уроке сопутствует успех!

- Что пригодится для успешной работы на уроке?

Дети высказываются.(Рассуждать, доказывать, слушать друг друга, вспоминать, работать в группах, сотрудничать)

- Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Когда мы начинаем изучать новое, что должны сделать? ( Захотеть узнать новое, вспомнить, что знаем.)

Какова тема нашего урока? Помогите мне расположить изученные темы в порядке их изучения в 3 классе. (Трёхзначные числа. Сравнение трёхзначных чисел. Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)

Проверим по слайду правильность выполнения задания.

– Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных чисел, или вам не хватает каких-то знаний? (Не умеем складывать и вычитать трёхзначные числа…)

-Тема нашего урока? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел)

Слайд2

Основная форма - диалог, в ходе которого учитель направляет деятельность учеников.

Самостоятельное формулирование целей урока.




Фронтальная работа.










групповая работа


II. Актуализация знаний.


-Перевернём темы, изученных уроков. Скажите куда мы сегодня отправимся на уроке?

Слайд3.

«Аптека для души.»

-Ребята! Ведь, как известно в аптеках продаются и хранятся лекарства, а почему же тогда именно «Аптека для души»? (Заслушиваются ответы детей) По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. Библиотека – греческое слово. «Библио»- на греческом языке - «книга», а «текос» - «хранилище». Значит, библиотека- книгохранилище.

-Мы отправляемся на экскурсию в школьную библиотеку.

Продолжим рассказ о школьной библиотеке. Я буду знакомить с фондом нашей библиотеки, а вы запишите в свою тетрадь числа, которые встретятся в этом рассказе.

Количество уч-ся посещающих нашу библиотеку 830 человек, учителей 42. Библиотека в этом году закупила 153 книги. Подарили ученики нашей школе 86 книг, отремонтировали 100 книг, выписали новых 16 журналов.

Запись в тетради

Слайд4

(830,42,153,86,100,16.)

- Расположите числа в порядке возрастания?

(16,42,86,100,153,830)

На какие 2 множества можно разделить эти числа? (трехзначные и двузначные, четные и нечетные, кратные5 , некратные 5, круглые и некруглые).

Назовите число, сумма цифр которого равна 11,9.

Что скажете про число 153?

-  Найди сумму  наименьшего и наибольшего числа.(946)

На сколько 153 больше, чем 50?(на 103)

Как вычислить значение данного выражения?

На сколько153 больше,чем100?(на53)

Как вычислить значение данного выражения?

Увеличьте каждое число на 1 сотню.

(116, 142, 186, 200, 253, 930)

Найдите сумму чисел 42 и 16.

– Найдите значения этого числового выражения, используя запись в столбик.

Найдите разность чисел 42и16.

– Найдите значения этого числового выражения, используя запись в столбик.

Вспомните алгоритм вычислений.

– Итак, ребята, что же мы с вами сейчас повторили?

– Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие). Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам известно, а что нет).


Найдите значение выражений

531+219, 531-219

– Посмотрите на выражения. Что в них для вас ново? (Мы ещё никогда не выполняли таких действий сложения и вычитания с трёхзначными числами.)

– И что же вы предпримете? (Попробуем выполнить задание.)











Определение темы урока


Умение давать полные ответы




Определение плана действий.

Фронтальная работа.














Самоконтроль и самооценка.















Фронтальная работа.





















































Создание проблемной ситуации, высказывание предположений










познавательные УУД – развитие познавательного интереса,

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли





III. Открытие новых знаний. Формулирование темы и цели урока.

– Найдите значение этого выражения.

Сейчас будете по группам

находить значение данного выражения ?


– Все ли смогли найти значение этого выражения? Поднимите руки, кто не смог.

Какие ответы у вас получились?

Как вы выполнили задание?

С чего нужно начать?

– Как вы рассуждали? На какой алгоритм вы опирались в своих действиях?

– Подошёл ли к вашему заданию известный алгоритм? (да).

– Где же возникло затруднение?

Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен).

– Группы, поместите листы

на доску и прокомментируйте свой способ решения.


Значит, как надо складывать трёхзначные числа в столбик? Дополните алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Слайд

– Расскажите, как складывают и вычитают трёхзначные числа, а по ходу скажите, какой шаг следует добавить в алгоритм. (Пишем единицы под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.


– Сравните свой вывод с учебником.

№2,3



Групповая работа.




Высказывание предположений







Обобщение













Обобщение

познавательные УУД – развитие познавательного интереса

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся.


IV. Физминутка

Как живёте? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как летишь? Вот так!

Как плывёшь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

Как сидишь? Вот так!




V. Повторение и закрепление изученного.


– Выполним 4а на стр. 58. Прочитайте задание.

– Какую цель поставите перед собой перед выполнением этого номера? (Отработать способ сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.)

2 выражения с комментированием.

-Готовы теперь проверить свои силы? (Да.)

Остальное самостоятельно.

После выполнения задания возьмите карточки и проверьте у соседа правильность выполнения задания.

Фронтальная работа






Фронтальная работа.


Взаимопроверка.

регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


-Мы неплохо справились с решением выражений на сложение и вычитание многозначных чисел. А где на практике можно встретиться с этими приемами? (При решении задач.)

Попробуем применить наши знания при решении задачи?

Задание в группах.

-В библиотеке есть рассказы, рассказы о животных, книги о животных.

1 и 2 группы чертят на листе бумаги множества и записывают в них названия.

3и 4 группы составляют несколько высказываний к этому рисунку со словами: некоторые, есть, существуют.



5 и 6 группы решают задачу пользуясь этой схемой. Сколько всего книг о животных и книг с рассказами в нашей библиотеке, если книг с рассказами 100, книг о животных 160, а книг с рассказами о животных 34.?

Проверка задания.


Продолжим рассказ о классной библиотеке.

Задача №5а.

Прочитайте задание. Мы сегодня работаем с трёхзначными числами, поэтому значение одной переменной должно быть трёхзначное число.

Одну ученицу нашего класса я попросила сосчитать книги в школьной библиотеке.

Сколько их?

Это число и поставьте вместо переменной.

Дополните задачу другими данными и решите задачу дома.

Работа в группах.

регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;


VII.Итог урока. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу.

С какой проблемой мы столкнулись вначале урока? (Нам не удалось выполнить сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик)

Нам удалось решить эту проблему? (Да.)

Как мы это сделали? (Мы стали записывать решение столбиком, используя те же приемы, что и при сложении и вычитании в столбик двузначных чисел.)

Где нам может пригодиться новое знание? (При решении примеров, задач.)

Оцените свою работу по ладошке.(Дети отгибают пальчики, если со мной согласны)

1.Я умею работать в группе.

2. Я активно работал на уроке.

3.Я аккуратно писал в тетради.

4. Я понял, как складывать и вычитать трёхзначные числа.

5. Я горжусь собой.

Наши ладошки тянутся к знаниям вот и прикрепим их нашу книгу.

И хочется закончить наш урок словами Максима Горького «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Поэтому читайте больше книг и вы будете Добрее, умнее и сильнее.

Спасибо всем за урок!


Рефлексируют свою деятельность.



















Самоконтроль и самооценка.

регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ