Внеклассное мероприятие по математике «Последний герой» 7 класс

МБОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан









Внеклассное мероприятие

по математике

«Последний герой»












Составила учитель математики: Макарова Ю.А.




2014


Цели мероприятия:


- развить интерес к математике, познавательную деятельность учащихся, умение мобилизовать и применять все имеющиеся знания при решении задач в нестандартной ситуации;

  • развить логическое мышление, волю, эмоции;

  • воспитывать чувство ответственности, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения цели.


Оборудование:


столы для игроков, экран, тумба для ведущего, видеопроектор, карточки с номерами (от 1 до 6), жетоны (выдаются за правильный ответ), призы.


Место проведения:


актовый зал, зрители (учащиеся 7 классов, учителя).










Ход мероприятия.

Организационный момент. Включает в себя подготовку к мероприятию: выбор и подготовка участников игры, сбор анкет участников, подготовка слайд-шоу с заданиями, выбор помощников.

Правила игры. Игра включает в себя 4 тура, игру со зрителями, финал. На каждый вопрос учащиеся выбирают из предложенных вариантов ответов один правильный. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны. После каждого тура выбывает один учащийся с наименьшим количеством набранных жетонов (очков). В финале остаются два учащихся из которых только один будет победителем.

Анкета.

    1. Ф.И.О.

    2. День, месяц, год рождения.

    3. Знак зодиака

    4. Твое хобби.

    5. Черты характера, которые тебе нравятся в людях? Которые не нравятся?

    6. Любимый урок в школе.

    7. Любимый певец, группа.

    8. Любимый писатель.

    9. Любимое животное.

    10. Любимый фрукт.

11.Любимый вид спорта. 12.Кем ты хочешь стать?

Вступление.

Ученик открывает игру стихотворением «Слово о математике»

Почему торжественность вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь? Это о царице всех наук

Мы ведем сегодня речь

Не случайно ей такой почет,

Это ей дано давать ответы:

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты. Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку, Учится с тобою молодежь Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.


Ведущий.

Начинаем игру «Последний герой», посвященную математике - царице всех наук. (Звучит музыка и телепередачи «Последний герой») В' зал приглашаются игроки:

      1. Ушаков Артём (7А класс) Родился: 1 марта 2002 г. Знак зодиака: рыбы. Хобби: увлекается спортом. Любимая группа: «Король и шут»

Любимый писатель: Гоголь (зачитывается Гоголем лежа на диване).

Любимое животное: собака (обожает собак).

Любимый фрукт: банан (любит полакомиться бананами).

Любимый вид спорта: регби.

Любимый урок в школе: алгебра.

Любит общаться с разговорчивыми людьми.

Мечтает стать первоклассным водителем.

      1. и т.д.

I ТУР. Серия «Великие математики».

(из нескольких вариантов ответов на каждый вопрос нужно выбрать правильный ответ)

        1. вопрос. Кому принадлежат слова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? [М.В. Ломоносову, Б. Паскалю, С. Ковалевской, Л. Эйлеру] Ответ: М.В. Ломоносов.

Ученик - помощник. М.В. Ломоносов - первый из русских ученых, которого и современники, и потомки с полным правом ставят в один ряд со знаменитыми европейскими учеными, заложившими основы научных знаний нового времени. Помимо математики, он был физиком, химиком, занимался механикой, географией, астрономией, живописью, историей, драматургией, поэзией и филологией.

        1. вопрос. Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не помнит, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

О каком древнегреческом ученом - математике, создателе мощных катапульт, основателе гидростатики, гигантских кранов, защитнике Сиракуз шла речь?

[ Евклид, Пифагор, Архимед, Эратосфен]

Ответ: От руки римского солдата в день падения Сиракуз погиб древнегреческий ученый Архимед.

Ученик. Архимед - самый знаменитый из всех ученых древности. Архимед высчитал такое число (это число сейчас называют числом «пи»), умножив которое на радиус - расстояние от центра круга до ограничивающей его окружности – можно было получить площадь круга. Определение числа «пи» было одним из самых великих открытий в геометрии.

        1. вопрос. История утверждает, что зарождение геометрии в этой стране обязано климатическим условиям, необходимостью ежегодно заново делить земли. О какой стране идет речь?

[ Египет, Вавилон, Китай, Индия]

Ответ: В Греции геометрия стала математической наукой около 2500 лет назад, но зародилась геометрия в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги царям требовалось измерять площади. Много знаний требовало и строительство. О серьезности геометрических знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5 тыс. лет.

        1. вопрос. Многие века знаки действий люди писали словами: прибавить, умножить, отнять... В некоторых странах пытались вводить знаки, но они «не прижились». А вот знак «+» для обозначения сложения и знак «-» для обозначения вычитания, предложенные этим художником, стали общеупотребительными. Этот ученый, великий художник, известен и как архитектор, инженер; у него имелись труды и по математике. Как его имя? Выберите верный вариант ответа. [Васнецов, Леонардо да Винчи, Серов, Рафаэль]

Ответ: Леонардо да Винчи. Он был архитектором и ученым, открыл перспективу, исследовал «золотое сечение», связал математике и искусство. Леонардо да Винчи использовал «золотой треугольник» в композиции своей знаменитой «Джоконды». После его смерти осталось 7 тыс. страниц рукописей с научными исследованиями.

        1. вопрос. Солнечный календарь создали в Египте. Юлий Цезарь переделал египетский календарь. В новом календаре было 12 месяцев по 31-му или 30 дней, они точно чередовались. Названия имели только первые шесть месяцев. Седьмой месяц Цезарь назвал в честь себя июлем. Следующий римский император «забрал» один день из февраля, «переставил» его в один из месяцев и увековечил в календаре свое имя, «испортив», таким образом, его систематичность. Этим «испорченным» календарем мы пользуемся и по сей день. Как звали этого римского императора?

[Папа Римский Григорий, Октавиан Август, Юлий Цезарь]

Ответ: Октавиан Август.

        1. вопрос. Более чем 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте земного шара параллели и меридианы и ввести хорошо теперь известные географические координаты - широту и долготу, и обозначить их цифрами.

В XVI в. Французский математик Н. Орест ввел, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и назвать широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.

С именем какого ученого связана привычная для нас прямоугольная система координат?

[Пифагор, Рене Декарт, Эварист Галуа, Франсуа Виет]

Ответ: Рене Декарт.

II ГУР. Серия «математические понятия» и «логические цепочки».

(кто первым поднимает руку, тот и отвечает)

          1. вопрос. Переведите следующие слова на греческий язык (в скобках указана латинская форма).

            1. Землемерие [геометрия]

            2. Сосновая шишка («конос») [конус]

            3. Валик, каток («цилиндрус») [цилиндр]

            4. Мяч («сфайра») [сфера]

            5. Измерение вокруг («пери») [периметр]

            6. Висящий сверху, отвесный («пэндере» - висеть, «пэр» - верх) [перпендикуляр]

            7. Струна, стягивающая что-то, расходящееся в стороны [хорда]

            8. Рядом идущий («пара», «аллелос») [параллельный].

          2. вопрос. Исключите «лишнее» слово.

а) тарелка, ложка, чемодан, чашка, вилка;

б) пароход, лодка, поезд, катер, плот;

в) сапоги, туфли, босоножки, кроссовки, носки.

          1. вопрос. Исключите «лишнюю» фигуру.


Ответ: 4.

          1. вопрос. Исключите «лишнюю» фигуру.


Ответ: 4.

III ТУР. Серия «Геометрические понятия».

1 вопрос. Какая из изображенных фигур является параллелепипедом?




2 вопрос. По данному чертежу решите задачу.

Ответ: 2)15 см2


3 вопрос. Из изображенных треугольников только три равных. Укажите их.


Ответ: 1,2,5.

4 вопрос. По данному рисунку решите задачу.

Ответ: 2) 66 0 .


5 вопрос. Учителя математики часто говорят: «Разжевали теорему, только проглотите». В одном из литературных произведений встречаются такие слова: «Каждая теорема с доказательством тщательно переписывается на тонкой обкладке чернилами, составленными из микстуры от головной боли. Ученик глотает обкладку натощак и в течении трех следующих дней не ест ничего, кроме хлеба и воды. Когда обкладка переваривается, микстура поднимается в его мозг, принося с собой туда же теорему».

Вопрос. В какой книге описывается этот способ обучения математике? [«Путешествие Гулливера», «Алиса в стране чудес»; «Приключения Тома Сойера»; «Остров сокровищ»]

Ответ: 1) «Путешествие Гулливера».

Игра со зрителями.

(кто первый поднимает руку, тот отвечает)

  • вопрос. Сосчитай! (числа появляются по очереди)

1000 +40 +1000 +30 +1000 +20

+1000 +10

[1)5000; 2)4100]

Ответ: 4100.

  1. вопрос. Чебурашка купил в магазине 7 одинаковых тетрадей в клетку. Какую

сумму он заплатил? [1)200 р.; 2) 307 р.; 3) 154 р.]

Ответ: 3) 154 р.

IV ТУР. Серия «Алгебраические выражения, уравнения, задачи».

        1. вопрос. Представьте данное выражение в виде многочлена: ( х + 3)( х - 4).

[ 1) х2 - х -12; 2) х3 + 7х -12; 3) х2~12; 4)х2+х-12] Ответ: 1).

        1. вопрос. Решите уравнение:


Ответ: 4) 7.

        1. вопрос. Решите следующую задачу:

Роскошно липа расцвела. Под ней червяк завелся малый да вверх пополз во всю он мощь - 4 локтя делал в ночь, но днем сослепу полз обратно он на 2 локтя аккуратно. Трудился наш червяк отважный. И вот итог работы важной, награда 9 ночей: он на верхушке липы сей. - Теперь, мой друг, поведай ты, какой та липа высоты? [1) 20 локтей; 2) 18 локтей; 3) 36 локтей] Ответ: 1) 20 локтей.

        1. вопрос. Какой из графиков является графиком линейной функции?


Ответ: 1).



Сколько минут в одном часе? (60)

Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)

На что похожа половина яблока? (На другую половину)

Назовите наименьшее трехзначное число? (100)

Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

(30 км)

Назовите модуль числа -6? (6)

Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная) Чему равна сумма смежных углов? (180)

Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)

72:8. (9)

Одна сотая часть числа. (1%)

Третий месяц летних каникул. (Август)

Другое название независимой переменной. (Аргумент)

Наименьшее четное натуральное число. (2)

Сколько козлят было у «многодетной» козы? (7)

Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)

Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)

Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)

Соперник нолика. (Крестик)

Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок) Число, обратное 2. (0,5) Результат вычитания. (Разность)

Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам? (Медиана)

Число, противоположное 5. (-5)

Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)

Одна сотая часть метра. (1 см)

50 разделите на половину. (100)

Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)

Вопросы для второй команды:

Как называется результат умножения? (Произведение)

Сколько секунд в одной минуте? (60)

Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)

Назовите модуль числа -4. (4)

Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)

Чему равен развернутый угол? (180)

Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1. (0)

60:5. (12)

Последний месяц учебного года. (Май)

Наибольшее двухзначное число. (99)

Число, обратное 5. (0,2)

Название графика функции прямой пропорциональности. (Прямая)

День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)

Одна десятая дециметра. (1 см)

Сколько сторон у квадрата? (4)

Число противоположное -7. (7)

Единица измерения углов. (Градус) 14-4. (56)

Какие прямые пересекаются под прямым углом? (Перпендикулярные)

Первый месяц зимы. (Декабрь)

Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)

Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (Боковые) Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель)

Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)

Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число)

1/60 часть градуса? (Минута)

Друг игрека. (Икс)

Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции)

Угол, равный 180. (Развернутый)

Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)


Вопросы для третьей команды:

Как называется результат деления? (Частное)

Сколько месяцев в году? (12)

Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка)

Назовите наибольшее однозначное число. (9)

Число, на которое нельзя делить. (0)

Назовите модуль числа -2. (2)

42:6 (7)

Первый месяц года. (Январь)

Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный)

Число противоположное -4. (4)

7*8 (56)

Первый месяц осени. (Сентябрь)

На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя)

Высшая оценка знаний в школе. (5)

Наименьшее четное число. (2)

Равенство с переменной. (Уравнение)

Что является графиком функции y=kx+b? (Прямая)

Объем килограмма воды? (Литр)

Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)

Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)

Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное)

Свойство вертикальных углов. (Равны)


Ведущий2.

Игра со зрителями. Разминка на внимание.

Варит отлично твоя голова:

пять плюс один получается... (не два, а шесть)

Вышел зайчик погулять,

лап у зайца ровно... (не пять, а четыре)

Ходит в народе такая молва:

шесть минус три получается... (не два, а три)

Говорил учитель Ире,

что два больше, чем... (один, а не четыре)

Меньше в десять раз, чем метр,

всем известно... (дециметр)

Ты на птичку посмотри:

лап у птицы ровно ... (две, а не три)

У меня собачка есть,

у нее хвостов аж... (один, а не шесть)

У доски ты говори,

что концов у палки... (два, а не три)

Отличник тетрадкой своею гордится:

внизу, под диктантом, стоит... (не единица, а пять)

На уроках будешь спать,

за ответ получишь... (два, а не пять)

Вот пять ягодок в траве.

Съел одну, осталось -... (не две, а четыре)

Мышь считает дырки в сыре:

три плюс две - всего... (пять, а не четыре).

Слушают ответы команд.

Ведущий1.

Десерт: "Мороженое с взбитыми сливками с начинкой» Музыкальный номер от 1-го столика.

Ведущий2.

Для самых больных животиков, для тех, кто много съел и плохо усвоил, мы предлагаем подвижное задание "МЕЗИМ".

Изобразите в виде пантомимы (движения без слов)слова-предметы, без которых не обойтись на уроке математики: ластик, транспортир, циркуль, пенал, процент, градус, указка, дневник.

Ведущий1.

"Математический рулет с начинкой из обгонялок, навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и ещё раз учиться..."

За 1,5 минуты учащиеся должны дать ответы на наибольшее количество вопросов. Вопросы для первой команды:

Как называется результат сложения? (Сумма)


ФИНАЛ!

Задание на финал: «Назовите видных ученых - математиков».

Два учащихся - финалиста записывают на листах фамилии известных ученых -

математиков в течении 1 минуты. Затем по очереди называют фамилии.

Повторения не засчитываются. Выигрывает тот, кто последним назовет фамилии

ученого.

Итак, время пошло.

Награждение участников и победителей игры «Последний герой». Вручение дипломов и призов.


Список используемой литературы


            1. Все задачи «Кенгуру», С-П., 2005 г.

            2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка Пособие для учащихся.- Москва: Просвещение, 1984.

            3. Глейзер Г.И. История математики в школе, 7-8 классы.- Москва: Просвещение, 2002.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ