Определение эффективности введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенока

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.Н.Каразина

Факультет фундаментальной медицины

Кафедра общей и клинической иммунологии и

аллергологии

Курс социальной медицины, экономики и организиции

здравоохранения








КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация и проведение медико-статистического исследования

"Определение эффективности введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией"










Выполнил:

студент группы ВИ-52

Панов Станислав Игоревич

Проверил:

асс. Козлов Александр Петрович










Харьков

2007

Курсовая работа №29. В исследовании определялась эффективность стандартной антиангинальной терапии и такой же терапии с добавлением предуктала. По заявлению фармацевтической фирмы-производителя предуктал резко повышает эффективность и безопасность антиангинальной терапии. В нашем исследовании были обследованы 22 пациента с ИБС, стенокардией III ФК, которые были разделены на две группы (по 11 человек случайным образом). Пациенты первой группы получали стандартную терапию, 2 группы стандартную терапию с предукталом. Для оценки качества антиангинальной терапии использовали измеренную в баллах (10 баллов максимум) толерантность к физическим нагрузкам, а для оценки безопасности лечения – количество обращений к врачу за 6 месяцев наблюдения для коррекции терапии вследствие неэффективности или низкой эффективности ранее назначенной терапии. Получены следующие данные:


1 группа

2 группа

Толерантность к физ. нагрузкам,

баллы

Количество повторных обращений

Толерантность к физ. нагрузкам,

баллы

Количество повторных обращений

10

1

5

2

8

1

4

4

6

1

6

5

8

3

7

2

7

2

3

1

9

1

2

1

2

1

9

1

10

4

10

0

8

2

4

2

9

1

2

3

4

1

3

2



Цель исследования: определить эффективность введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией, оценить эффективность предуктала в повышении толерантности к физическим нагрузкам и его эффективность в снижении количества повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии.










Этап I. Определение цели и составление программы исследования

Исследование будет проведено согласно стандартному плану медико–статистического исследования. В процессе исследования будет выяснена эффективность введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией.

В процессе проведения первого этапа медико-статистического исследования сформулируем цель работы и определим программу медико-статистического исследования.

Цель работы: определить эффективность введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией, оценить эффективность предуктала в повышении толерантности к физическим нагрузкам и его эффективность в снижении количества повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии.


Программа медико-статистического исследования:

  • Программа сбора материала – данные о толерантности к физическим нагрузкам получаем после проведения велоэргометрии, оценку проводим в баллах(максимум 10 баллов); данные о количестве повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии получаем из журнала посещений больными ЛПУ.

  • Программа разработки материала – в процессе разработки будет построена простая таблица; признаком эффективности будем считать толерантность к физическим нагрузкам, а признаком безопасности - количество повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии.

  • Программа анализа материала – в процессе анализа данных, которые будут получены согласно программы сбора материалов, будет проведён дисперсионный анализ, в частности критерий Стьюдента, полученных данных и рассчитаны показатели эффективности и безопасности применения различных схем лечения пациентов ИБС, стенокардией, на основании которых будут сделаны выводы о наиболее эффективной и безопасной схеме лечения.

  • План медико-статистического исследования: объектом наблюдения будут больные ИБС, стенокардией III ФК; будет использована выборочная, единовременная, репрезентативная, достаточная по объёму статистическая совокупность; сбор материала будет проведён методом получения данных после проведения велоэргометрической пробы, а так же методом копирования данных из журнала посещаемости ЛПУ; метод разработки материала – ручной; работа будет проведена в срок с 01.12.2007 по 31.12.2007 силами студента группы ВИ - 52 Панова Станислава Игоревича.


Этап II. Сбор материала для исследования

В процессе выполнения второго этапа медико-статистического исследования в соответствии с программой сбора материала был проведён анализ данных велоэргометрических проб, отражающих эффективность схемы лечения пациентов ИБС, стенокардией и частоте повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии, отражающей безопасность проводимой терапии.



Этап III. Статистическая разработка материала

В процессе выполнения программы сбора материала были получены нижеприведенные данные, которые буду представлены в виде простой таблицы

1 группа

2 группа

Толерантность к физ. нагрузкам,

баллы

Количество повторных обращений

Толерантность к физ. нагрузкам,

баллы

Количество повторных обращений

10

1

5

2

8

1

4

4

6

1

6

5

8

3

7

2

7

2

3

1

9

1

2

1

2

1

9

1

10

4

10

0

8

2

4

2

9

1

2

3

4

1

3

2


Для большей наглядности отобразим полученные данные графически. Для отображения такого типа данных наиболее рационально использовать линейную диаграмму. Сперва отобразим линейную диаграмму и проведём все необходимые расчёты по эффективности стандартной схемы лечения и схемы лечения с добавлением предуктала, а далее отобразим линейную диаграмму и проведём все необходимые расчёты по безопасности стандартной схемы лечения и схемы лечения с добавлением предуктала:




На графике заметна выраженная тенденция к повышению толерантности к физическим нагрузкам в группе, в которой проводилась стандартная терапия, по сравнению с группой в которой проводилась терапия с добавлением предуктала. График даёт косвенное доказательство того что стандартная схема лечения в большей мере повышает толерантность к физическим нагрузкам у больных ИБС, стенокардией.


Для определения наиболее эффективной схемы лечения больных ИБС, стенокардией необходимо рассчитать коэффициент Стьюдента, для этого будет использован пакет MS OFFICE EXCEL и программа MATHCAD.


Ход вычисления коэффициента Стьюдента:

1) Для вычисления коэффициента Стьюдента необходимо, что бы выборки имели нормальное распределение.

Условно обозначим пациентов получающих стандартную терапию "Группа I", а пациентов получающих терапию с добавлением предуктала "Группа II":












Входит в




Данные


3 сигма

1 сигма

0,625 сигма




10


0

1

1


-2,6364

48,308

8


0

0

1


-0,6364

0,164

6


0

0

0


1,36364

3,4578

8


0

0

1


-0,6364

0,164

7


0

0

1


0,36364

0,0175

9


0

0

1


-1,6364

7,17

2


0

1

1


5,36364

827,63

10


0

1

1


-2,6364

48,308

8


0

0

1


-0,6364

0,164

9


0

0

1


-1,6364

6561

4


0

1

0


3,36364

128,01











Количество испытаний -


11












Среднее значение выборки -

7,363636364




Среднее квадратичное отклонение -

2,500908926




Стандартная ошибка выборки -

0,754052413




Дисперсия выборки -


6,254545455








Лево

Право



Трехсигмовый интервал -


-0,139090413

14,86636314



Сигмовый интервал -


4,862727438

9,864545289



0,625-сигмовый интервал -


5,800568285

9,864545289






















%


Результат:



Проверка условия а)

0

Распределение нормальное

 

Проверка условия б)

2,090909

Распределение нормальное

 

Проверка условия в)

2,636364

Распределение нормальное

 

Проверка данных, по толерантности к физическим нагрузкам в 1 группе, на соответствие нормальному закону распределения:

Известно следующее свойство нормального распределения:

а) почти все (99,7%) отклонения от среднего меньше 3-х сигм

б) две трети (68,3%) меньше чем сигма

в) половина отклонений меньше, чем 0,625 сигм






Проверка данных, по толерантности к физическим нагрузкам во 2 группе, на соответствие нормальному закону распределения:

Известно следующее свойство нормального распределения:

а) почти все (99,7%) отклонения от среднего меньше 3-х сигм

б) две трети (68,3%) меньше чем сигма

в) половина отклонений меньше, чем 0,625 сигм





Входит в




Данные


3 сигма

1 сигма

0,625 сигма




5


0

0

1


0

0

4


0

0

0


1

1

6


0

0

1


-1

1

7


0

0

1


-2

16

3


0

0

0


2

16

2


0

1

1


3

81

9


0

1

1


-4

256

10


0

1

1


-5

625

4


0

0

0


1

1

2


0

1

1


3

16

3


0

0

0


2

16











Количество испытаний -


11












Среднее значение выборки -

5




Среднее квадратичное отклонение -

2,720294102




Стандартная ошибка выборки -

0,820199532




Дисперсия выборки -


7,4








Лево

Право



Трехсигмовый интервал -


-3,160882305

13,16088231



Сигмовый интервал -


2,279705898

7,720294102



0,625-сигмовый интервал -


3,299816186

7,720294102






















%


Результат:



Проверка условия а)

0

Распределение нормальное

 

Проверка условия б)

2,090909

Распределение нормальное

 

Проверка условия в)

2,454545

Распределение нормальное

 



Вывод: выборки имеют нормальный закон распределения.

2) Вычислим коэффициент Стьюдента с помощью MATHCAD:


  1. Сформируем нулевую и альтернативную гипотезу: Н0 Стандартная терапия эффективнее если полученное значение коэффициента меньше критического значения, а Н1 Терапия с предукталом эффективнее если полученное значение коэффициента больше критического значения.


























Где Х – это количество повторных обращений в 1 группе, а Y – это повторных обращений во 2 группе.


  1. Зададимся уровнем значимости:



  1. Определим количество выборок с помощью встроенной функции length(X,Y), в программе Mathcad:












  1. Вычислим среднее значение выборок с помощью встроенной функции mean(X,Y), в программе Mathcad:













  1. Определим средние квадратичные отклонения выборок:













где s1 – это среднее квадратичное отклонение 1 группы, а s2 - это среднее квадратичное отклонение 2 группы.


  1. Вычислим количество степеней свободы:











  1. Определим стандартную ошибку среднего по формуле:









  1. Вычислим коэффициент Стьюдента по формуле:






  1. Вычислим критическое значение коэффициента Стьюдента:








  1. Нулевая гипотеза принимается, если |t|<T:





Вывод: Исходя из полученных результатов, можно, статистически достоверно, сказать, что стандартная терапия эффективнее терапии с добавлением предуктала.






На графике заметна тенденция к повышению количества повторных посещений в группе, в которой проводилась терапия с добавлением предуктала, по сравнению с группой в которой проводилась стандартная терапия. График даёт косвенное доказательство того что стандартная схема лечения в большей мере безопасна чем терапия с предукталом.



Для определения наиболее безопасной схемы лечения больных ИБС, стенокардией необходимо рассчитать коэффициент Стьюдента, для этого будет использован пакет MS OFFICE EXCEL и программа MATHCAD.


Ход вычисления коэффициента Стьюдента:

1) Для вычисления коэффициента Стьюдента необходимо, что бы выборки имели нормальное распределение.

Условно обозначим пациентов получающих стандартную терапию "Группа I", а пациентов получающих терапию с добавлением предуктала "Группа II":

Проверка данных, по количеству повторных обращений в 1 группе, на соответствие нормальному закону распределения:

Известно следующее свойство нормального распределения:

а) почти все (99,7%) отклонения от среднего меньше 3-х сигм

б) две трети (68,3%) меньше чем сигма




Входит в






3 сигма

1 сигма

0,625 сигма




Безопасность

1 группа








1


0

0

0


0,63636

0,164

1


0

0

0


0,63636

0,164

1


0

0

0


0,63636

0,164

3


0

1

1


-1,3636

3,4578

2


0

0

1


-0,3636

0,0175

1


0

0

0


0,63636

0,164

1


0

0

0


0,63636

0,164

4


0

1

1


-2,3636

31,212

2


0

0

1


-0,3636

0,0175

1


0

0

0


0,63636

1

1


0

0

0


0,63636

0,164











Количество испытаний -


11












Среднее значение выборки -

1,636363636




Среднее квадратичное отклонение -

1,026910636




Стандартная ошибка выборки -

0,309625207




Дисперсия выборки -


1,054545455








Лево

Право



Трехсигмовый интервал -


-1,444368272

4,717095545



Сигмовый интервал -


0,609453

2,663274272



0,625-сигмовый интервал -


0,994544489

2,663274272






















%


Результат:



Проверка условия а)

0

Распределение нормальное

 

Проверка условия б)

1,909091

Распределение нормальное

 

Проверка условия в)

2,181818

Распределение нормальное

 

в) половина отклонений меньше, чем 0,625 сигм















Проверка данных, по количеству повторных обращений во 2 группе, на соответствие нормальному закону распределения:

Известно следующее свойство нормального распределения:

а) почти все (99,7%) отклонения от среднего меньше 3-х сигм

б) две трети (68,3%) меньше чем сигма

в) половина отклонений меньше, чем 0,625 сигм





Входит в






3 сигма

1 сигма

0,625 сигма




Безопасность

2 группа








2


0

0

0


0,09091

7E-05

4


0

1

1


-1,9091

13,283

5


0

1

1


-2,9091

71,619

2


0

0

0


0,09091

7E-05

1


0

0

0


1,09091

1,4163

1


0

0

0


1,09091

1,4163

1


0

0

0


1,09091

1,4163

0


0

1

1


2,09091

19,114

2


0

0

0


0,09091

7E-05

3


0

0

1


-0,9091

81

2


0

0

0


0,09091

7E-05











Количество испытаний -


11












Среднее значение выборки -

2,090909091




Среднее квадратичное отклонение -

1,445997611




Стандартная ошибка выборки -

0,435984684




Дисперсия выборки -


2,090909091








Лево

Право



Трехсигмовый интервал -


-2,247083742

6,428901924



Сигмовый интервал -


0,64491148

3,536906702



0,625-сигмовый интервал -


1,187160584

3,536906702






















%


Результат:



Проверка условия а)

0

Распределение нормальное

 

Проверка условия б)

2

Распределение нормальное

 

Проверка условия в)

2,181818

Распределение нормальное

 







Вывод: выборки имеют нормальный закон распределения.







3) Вычислим коэффициент Стьюдента с помощью MATHCAD:


Сформируем нулевую и альтернативную гипотезу: Н0 Стандартная терапия безопаснее если полученное значение коэффициента меньше критического значения, а Н1 Терапия с предукталом безопаснее если полученное значение коэффициента больше критического значения.





















Где Х – это количество повторных обращений в 1 группе, а Y – это повторных обращений во 2 группе.


1.Зададимся уровнем значимости:



2.Определим количество выборок с помощью встроенной функции length(X,Y), в программе Mathcad:












3.Вычислим среднее значение выборок с помощью встроенной функции mean(X,Y), в программе Mathcad:















4.Определим средние квадратичные отклонения выборок:













где s1 – это среднее квадратичное отклонение 1 группы, а s2 - это среднее квадратичное отклонение 2 группы.


5.Вычислим количество степеней свободы:











6.Определим стандартную ошибку среднего по формуле:


7.Вычислим коэффициент Стьюдента по формуле:


8.Вычислим критическое значение коэффициента Стьюдента:








9.Нулевая гипотеза принимается, если |t|<T:



Вывод: Исходя из полученных результатов, можно, статистически достоверно, сказать, что стандартная терапия безопаснее терапии с добавлением предуктала.


Этап IV. Анализ полученных данных, выводы и рекомендации


В результате проведённого нами медико-статистического исследования, целью которого являлось изучение эффективности введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией, оценивание эффективности предуктала в повышении толерантности к физическим нагрузкам и его эффективности в снижении количества повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии, нами получены статистически достоверные результаты (|t| < T).


В свою очередь, эти данные дают возможность говорить о том, что введение предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией является неэффективным и менее безопасным по сравнению со стандартной схемой лечения.


Исходя из полученных нами данных, рекомендуется не применять стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией совместно с предукталом.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории медицина, здоровье:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ