Состояние и перспективы европейского финансового рынка
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Современные тенденции развития международного финансового рынка в условиях финансовой глобализации
2 Структурные изменения на европейском рынке долговых ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Мировая экономика на сегодняшний день характеризуется весьма быстрым развитием, причем темп роста все время увеличивается. Этому способствуют многие факторы, важнейшие из которых глобализация и информатизация. Экономические отношения между субъектами хозяйствования все время усложняются, что объясняется все большим числом конкурентов, новых бизнес-идей.
То же самое происходит сегодня и международном финансовом рынке. Если раньше мы говорили лишь об акциях, облигациях, векселях, то сегодня перечень биржевых и внебиржевых финансовых инструментов весьма широк.
Европейский финансовый рынок сегодня занимает особое место, так как он имеет ряд своих интересных особенностей. Во-первых, он имеет достаточно расплывчатую структуру. Во-вторых, данный рынок создавался целенаправленно, чтобы противостоять финансовой мощи США и Японии.
Цель данной работы – отразить состояние финансового рынка Европейского Союза.
1 Современные тенденции развития международного финансового рынка в условиях финансовой глобализации
Создание и широкомасштабное развитие разнообразных операций с международными финансовыми инструментами на современном международном финансовом рынке привели не только к его быстрой эволюции в 1990—2006 гг., но и к формированию целого ряда тенденций. В современном функционировании международного финансового рынка наметились следующие тенденции:
• глобализация международного финансового рынка;
интеграция и конвергенция международного финансового рынка;
рост международной конкуренции между участниками международного финансового рынка, особенно между глобальными финансовыми игроками;
рост слияний и поглощений на международном финансовом рынке;
вымывание посредничества и широкая специализация участников международного финансового рынка;
• международная финансовая регионализация;
• отсутствие действенной, эффективной системы регулирования международного финансового рынка.
Названные тенденции развития современного международного финансового рынка требуют более подробного рассмотрения. [1, с. 122]
Основной тенденцией современного развития международного финансового рынка стала его глобализация. Глобализация международного финансового рынка — причинно-следственный процесс. Ведь только благодаря структурированию и быстрому развитию международного финансового рынка стала возможна финансовая глобализация. В то же время глобализация международного финансового рынка существенно ускорила процесс его развития. Именно финансовая глобализация, которая по степени своей завершенности опережает глобализацию в реальной экономике, предъявила новые, неизмеримо более жесткие требования к функционированию всех секторов международного финансового рынка. Обеспечение бесперебойного развития международного финансового рынка стало основной задачей экономической стратегии практически каждого государства. В качестве наиболее глобализированного международный финансовый рынок превратился в начале XXI в. в один из главных факторов, ускоряющих мировое экономическое развитие. В то же время именно международный финансовый рынок оказался наиболее уязвимой сферой экономической деятельности, способной инициировать крупномасштабные глобальные кризисы. Финансовые потрясения, охватившие в 1994 г. Мексику, в 1997—1998 гг. Японию, страны Юго-Восточной Азии и Россию, в 2002 г. — США, превзошли по своим экономико-финансовым последствиям многие экономические потрясения XX в. Процесс глобализации, таким образом, стал одним из главных факторов формирования международного финансового рынка. Этому способствовали и другие факторы. К ним следует отнести развитие новых информационных технологий, связавших основные финансовые центры и резко снизивших операционные издержки и время на проведение международных финансовых операций; изменение условий деятельности участников международного финансового рынка в связи с либерализацией банковской деятельности и операций с международными финансовыми инструментами; появление и развитие новых инвалютных инструментов на основе механизмов хеджирования и управления рисками.
Либерализация международных финансовых операций сопровождалась снижением налогов и комиссионных сборов с финансовых трансакций, формированием сети оффшорных финансовых институтов, функционирующих в льготном налоговом режиме. В ходе либерализации были сняты ограничения на проведение финансовыми институтами многих финансовых операций: инвестиционные банки и страховые и пенсионные фонды могли заниматься коммерческим кредитованием; коммерческие банки фондовыми операциями, страхованием, торговлей инвалютными деривативами.
В результате возникли финансовые холдинги, предлагающие клиентам полный ассортимент международных финансовых инструментов. Финансовые холдинги сформировали глобальные финансовые сети, произошло несколько волн слияний крупнейших финансовых институтов. Глобальные финансовые сети способствовали глобальным перемещениям финансовых валютных потоков. С приобщением все большего числа стран к глобальному международному финансовому рынку большинство из них становятся, как правило, реципиентами спекулятивных капиталов.
Глобализация международного финансового рынка сопровождается широкой международной диверсификацией операций участников международного финансового рынка по странам и регионам, возникновением широкой сети филиалов, представительств, дочерних организаций за рубежом, что часто не позволяет определить их национальную принадлежность. Она приводит к увеличению сети международных финансовых организаций, глобальных транснациональных банков, международных финансовых центров, электронных бирж, использующих единые правила и стандарты ведения биржевых операций. [4, с. 126]
Вместе с тем глобализация международного финансового рынка породила новый тип финансовых кризисов. Специфика международных финансовых кризисов последних лет — переплетение различных его форм. Банковский, долговой и валютный кризисы в силу огромных масштабов и быстрых темпов перелива капиталов приняли глобальный характер, существенно повлияв на страны с «зарождающимися рынками». Системный характер кризисов на международном финансовом рынке означает бегство капиталов в долговые инструменты, в том числе и в государственные ценные бумаги. Это влечет за собой снижение их доходности, сокращение числа финансовых посредников, затруднение перелива инвалютных ресурсов между отдельными сегментами международного финансового рынка, сокращение их притока в промышленность. Аналогичные последствия имеет и так называемый эффект вытеснения. Он связан с дополнительным размещением государственных бумаг в целях сокращения бюджетного дефицита и отвлечения инвестиций от реального сектора.
Глобализация международного финансового рынка создала новые тенденции в международных финансах: локальные и региональные кризисы все чаще превращаются в структурные мировые финансовые и экономические кризисы.
2 Структурные изменения на европейском рынке долговых ценных бумаг
Европейские финансы более ориентированы на банковское посредничество, чем на рынок долговых ценных бумаг. На финансовых рынках Европы происходят существенные изменения, в том числе и в области объединения этих рынков. Некоторые частные рынки стран еврозоны стали более или менее интегрированными, особенно благодаря межбанковскому валютному рынку и — в меньшей степени — быстрому росту рынка корпоративных долговых ценных бумаг. Рынок правительственных бондов остался фрагментарным, раздробленным на национальные сегменты. В еврозоне еще не сложился единый уровень доходности для правительственных ценных бумаг. Еврозона пока не обеспечивает тех потенциальных преимуществ, которые возникают из наличия широкого рынка ценных бумаг, деноминированных в единой валюте.
Более того, страны-члены еврозоны ведут жесткую конкурентную борьбу за получение базового статуса (benchmark status), который позволяет определять условия рынка. Фрагментация рынка и различия в ликвидности снижают эффективность государственных финансов и рынка ценных бумаг и сохраняют высокий уровень затрат. Фрагментация препятствует быстрому развитию масштабного рынка частных ценных бумаг, деноминированных в евро.
В связи с введением евро на европейских рынках правительственных ценных бумаг произошли структурные изменения. Страны-участницы договорились о том, что все новые правительственные эмиссии будут осуществляться в евро, а старые долги будут реденоминированы в евро. Эта реденоминация создала запас правительственных ценных бумаг, близкий по объему двум самым крупным рынкам этих бумаг в США и Японии. За 1990-е гг. произошли значительные изменения в структуре правительственных бондов стран еврозоны по кредиторам.
В 1991 г. держателями 84 % государственного долга в ценных бумагах будущих стран-членов еврозоны были резиденты, в основном национальные валютные и финансовые институты и корпорации (56 %), а также нефинансовые резиденты (28 %), и лишь 16 % принадлежали нерезидентам, в том числе и европейцам из других стран. Доля нерезидентов среди кредиторов начала возрастать с 1993 г., когда сложился единый внутренний рынок и был взят курс на формирование валютного союза с единой валютой. Ситуация начала меняться кардинально с 1997 г., когда иностранное участие в структуре правительственных долговых обязательств стало увеличиваться высокими темпами, и к 1999 г. оно уже поднялось до 30 %.
При этом произошло определенное перераспределение государственного долга в бондах между держателями-резидентами. За 1991-1999 гг. существенно снизилось участие валютных и финансовых институтов в финансировании национальных правительств — с 43 до 35 %; значительно увеличилась доля финансовых корпораций — с 12 до 20 %. Доля резидентов в государственном долге, выраженном в ценных бумагах, снизилась с 28 до 14 %. Укрепление финансовой дисциплины в еврозоне сократило суверенный долг по отношению к ВВП.
Существенные изменения произошли в проведении торговых операций. Торговля за наличные и посредством РЕПО операций некоторых правительственных ценных бумаг была переведена в электронные торговые системы, такие как e-speed, Broker Tec, MTS, что сделало их доступными международным трейдерам и инвесторам. Иностранное участие на национальных первичных рынках расширилось. Во Франции, например, число иностранных первичных дилеров увеличилось с 2 из 30 в 1989 г. до 11 из 18 в 2001 г.
В связи с противопоставлением доллару евро конкуренция между Европой и США в финансовой сфере вступила в новую стадию. Объем европейских частных долговых ценных бумаг, эмитированных на внутренних и международных рынках (в основном в Лондоне) финансовыми и нефинансовыми институтами ЕС-15, после введения евро возрос с 3,9 трлн евро в 1998 г. до 5,7 трлн евро в 2000 г. Рынок США в объеме корпоративных бондов и коммерческих бумаг составил около 7,5 трлн евро. Поскольку значимость рынка частных долговых ценных бумаг для европейских финансов возрастает, то появляется необходимость в надежном базовом ориентире — бенчмарке (benchmark). [2, с. 44]
Базовый ориентир необходим для определения цен на частные инструменты с фиксированным доходом и на другие финансовые инструменты, включая правитльственные ценные бумаги, а также для хеджирования процентных рисков, управления ликвидностью и торговыми позициями на рынках ценных бумаг. Ликвидность и объем эмиссии представляют собой ключевые элементы для получения базового статуса. Для торговли на главной площадке единой Европы Evro-MTS требуется объем суверенных бондов еврозоны в размере 5 млрд евро. Конкуренция за базовыый статус в еврозоне повлияла на применение странами мер по повышению ликвидности на вторичных рынках ценных бумаг.
Во Франции, Германии, Италии власти поддерживают площадки электронной торговли и обмен деривативами; во Франции и Италии ослаблены ограничения, мешающие развитию вторичного рынка, в том числе образованы официальные РЕПО окна для противодействия сокращению вторичного рынка. Германия, Франция и другие страны уже создали или создают официальные агентства по управлению долгами. На рынке ценных бумаг европейских правительств рыночная ликвидность сконцентрирована в долговых инструментах, эмитированных тремя странами: Германией, Италией и Францией. Объем долговых ценных бумаг, эмитированных этими странами, составляет почти 3/4 всего государственного долга, деноминированного в евро.
Ценные бумаги, эмитированные правительствами трех стран, возникли как базовые в определенных сегментах рынка еврозоны. Однако из-за их относительно небольшого размера по сравнению со всем еврофинансовым рынком (частным и государственным) ни один из этих рынков не может обеспечить все ценовые, хеджинговые, инвестиционные, ликвидные потребности так, как это обеспечивает казначейский рынок США в долларовых трансакциях. Инвесторы правительственных бумаг еврозоны считают рыночные сегменты Франции, Германии и Италии наиболее важными для управления финансовыми позициями и рисками.
Участники рынка, которые хотят торговать и хеджировать долгосрочные процентные риски, обращаются к германскому рынку, потому что 10-летние бонды Германии являются долгосрочным базовым определителем для еврозоны. Определяющий доходность статус этого рынка частично отражает очень большие размеры эмиссий — более 10, а иногда и 20 млрд евро. Германские бонды, как и американские, являются наиболее активно торгуемыми инструментами с фиксированным доходом в мире. Фьючерсные контракты на германские бонды, торгуемые в системе Еиrех, широко используются для торговли и хеджирования долгосрочных процентных рисков, деноминированных в евро.
Инвесторы, которые хотят торговать и хеджировать краткосрочные процентные риски, деноминированные в евро, обращаются к французскому рынку, который является базовым для краткосрочных ценных бумаг. В 1993-1994 гг. французское правительство осуществило ряд реформ, которые четко определили рамки для операций РЕПО и создали систему первичного размещения на этом рынке. Французский денежный рынок теперь является одним из наиболее развитых и ликвидных рынков РЕПО в еврозоне.
В еврозоне назрела необходимость развития широкого вторичного рынка правительственных ценных бумаг, деноминированных в евро. Главный фактор в развитии такого рынка связан со снижением рыночной сегментации и ликвидацией фрагментарности ликвидности евро внутри все еще раздельных рынков. Ликвидация сегментарности фрагментарности создаст условия для реализации потенциальных выгод от развитого и ликвидного европейского рынка правительственных ценных бумаг и выигрыша от эффективности и финансовой стабильности.
По мнению международных экспертов, имеются три основных источника фрагментарности и сегментации рынков евроденоминированных правительственных ценных бумаг.
Имеются 12 отдельных эмитентов, 12 отдельных первичных рынков для этих бумаг и 12 различных кредитных рисков. Сегментация кредитного риска заключается в том, что страны различаются по кредитным рискам, и участники рынка очень чувствительны к изменениям в кредитоспособности правительств стран еврозоны. Сегментация кредитного риска связана и с международным правом. Статья 103 Договора ЕС гласит, что каждый член ЕС несет ответственность за собственный долг, и запрещает странам-членам брать на себя обязательства других членов ЕС.
Конкуренция между разными эмитентами за захват доли рынка и получение статуса базового ценообразующего эмитента на рынке. Эмитент, обладающий этим статусом, может заимствовать по самым низким ставкам на соответствующем сегменте рынка. С целью использования этих и других потенциальных преимуществ правительства еврозоны жестко конкурируют за получение базового статуса (benchmark status) для своих долговых ценных бумаг в рамках еврозоны. Конкуренция за статус ценообразующего эмитента на рынке толкает правительства еврозоны к расширению ликвидности вторичных рынков и к концентрации эмиссий на ключевых доходных инструментах.
Под давлением конкуренции правительства стараются облегчить в еврозоне и в международном масштабе доступ на рынки и использование своих ценных бумаг в различных функциях, которые они потенциально могут выполнять. Результатом конкуренции является то, что некоторые бонды с базовым статусом свободно торгуются по всей еврозоне. Конкуренция способствует улучшению первичного рынка, поскольку казначейства и министерства финансов стран еврозоны усилили прозрачность и предсказуемость своих стратегий управления долгом, в частности посредством установления строгого расписания, объявлением сроков погашения и количества эмиссий.
3. Различия между странами в законодательстве, процедурах и расписании эмиссий, в системах первичной торговли, в рыночной инфраструктуре. Денежный рынок еврозоны поддерживается платежной системой TARGET, в связи с этим рынки РЕПО и ценных бумаг опираются на фрагментарную сеть, включающую 14 различных национальных и зарубежных систем регулирования. Инвесторы часто предпочитают международные депозитарии ценных бумаг, такие как Clearstream или Euroclear, чтобы держать свои ценные бумаги в одном месте. [4, с. 231]
Правила и практика рынка ограничивают также количество ценных бумаг, которые могут быть обращены во фьючерсные контракты. По техническим причинам попытки создать многократно передаваемые фьючерсные контракты оказались безуспешными. Отсутствие единого налога на правительственные ценные бумаги еврозоны усложняет осуществление трансакций и хеджирование между рынками. По рынку РЕПО не хватает стандартной документации. Сохраняющаяся фрагментация финансовых рынков еврозоны прежде всего снижает ликвидность. В связи с тем, что уровень доходности сегментирован (германские бонды на рынке долгосрочных ценных бумаг, французские — на рынке краткосрочных), уровень ликвидности в еврозоне существенно ниже, чем на едином рынке.
Это значит, что эмитенты и их ценные бумаги с одним сроком погашения не равны, так как среди них только один обладает базовым статусом. Сегментация по базовому статусу снижает возможности правительственных ценных бумаг еврозоны осуществлять предназначенные им функции на финансовом рынке. Главное заключается в том, что сегментация рынка правительственных ценных бумаг еврозоны влияет на эффективность и стоимость частной финансовой деятельности. То, что можно реализовать в более интегрированной системе, нельзя сделать в ныне действующей системе, а именно — арбитраж, хеджирование и другие операции по снижению риска. Это ослабляет эффективность использования правительственных ценных бумаг в качестве обеспечения.
Одно из основных последствий сегментации финансового рынка еврозоны состоит в том, что на таком рынке (в отличие от единого рынка) могут быть ослаблены финансовая стабильность вторичных рынков, система клиринга, поддержка рынков РЕПО и деривативов. Снижение сегментации означает не только выигрыши, но и потери. В условиях единого рынка местные финансовые институты в большей мере подвергаются шокам, и необходимы значительные усилия для сохранения финансовой стабильности. Существует несколько способов снижения фрагментации еврозоналыюго рынка правительственных ценных бумаг.
Прежде всего, это координация и унификация. В частности, требуются большая координация стран-членов еврозоны в определении дат и периодичности новых эмиссий правительственных ценных бумаг; унификация расписаний эмиссий, купонов, сроков погашения, системы первичной реализации и т. п. В еврозоне проводится серьезная работа по поиску путей снижения фрагментации и по достижению большей интеграции европейского финансового рынка.
В 1999 г. группа А. Джовани определила вызовы интеграции европейского рынка РЕПО, включая фрагментарную инфраструктуру, различия в законодательстве, несовместимость рыночной практики стран еврозоны. Группа внесла радикальное предложение снижения различий в кредитных рисках между странами посредством перекрестных гарантий между государствами или создания единого властного органа по эмиссии долговых ценных бумаг. Это создало бы более унифицированные ценные бумаги и увеличило ликвидность рынков. В том же году Комиссия ЕС по финансовым услугам приняла план действий на 2005 г., который включает 40 инициатив и рекомендаций. Большое место уделяется рассмотрению препятствий созданию единого рынка финансовых услуг.
Формирование мирового финансового рынка стало результатом глобализации, транснационализации, информатизации, что вылилось в совершенно новое развитие мирового финансового рынка. Предпосылками стали новые информационные технологии, связавшие основные финансовые центры и резко снизившие транзакционные издержки финансовых операций, изменение условий деятельности финансовых институтов, появление и развитие новых инструментов финансового рынка.
Немаловажной предпосылкой явилась и либерализация международной торговли. Либерализация международных финансовых операций сопровождалась снижением налогов и комиссионных сборов с финансовых трансакций, формированием сети оффшорных финансовых институтов, функционирующих в льготном налоговом режиме. Были сняты также многие учреждения между финансовыми компаниями. Инвестиционные банки и страховые и пенсионные фонды могли заниматься коммерческим кредитованием; коммерческие банки — фондовыми операциями, страхованием, торговлей инвалютными деривативами.
Финансовый рынок Европы в условиях экономической интеграции имеет свои особенности. Некоторые частные рынки стран еврозоны стали более или менее интегрированными, особенно благодаря межбанковскому валютному рынку и — в меньшей степени — быстрому росту рынка корпоративных долговых ценных бумаг. Рынок правительственных бондов остался фрагментарным, раздробленным на национальные сегменты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международный финансовый рынок: учебное пособие: по специальностям "Финансы и кредит", "Мировая экономика" / Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. - Москва: Магистр, 2007. - 543
Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / А. А. Суэтин. - Москва: КноРус, 2009. - 262 с.
Тимошенко И.И. Мировая экономика: пособие по одноименному курсу для студентов специальностей дневной и заочной форм обучения / И. И. Тимошенко. - Гомель: ГГТУ, 2009. - 90 с.
Шемякина, М. Н. Формирование и развитие международного финансового рынка: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.10 / Шемякина Мария Николаевна. - Москва, 2008. - 19 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории международные отношения:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ