История художественной культуры










ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание

Модуль 1. Искусство в системе культуры.

I. Понятие «художественная культура»

II. Система и структура художественной культуры и способы изучения её компонентов

III. Целостность мира художественной культуры

IV. Художественная культура личности

V. Типы художественной культуры

VI. Диалогическое взаимодействие искусства в современной мировой культуре

VII. Формирование навыков культурологического подхода к восприятию и анализу произведений искусства

VIII. Охрана и использование художественно-культурного наследия

Модуль 2. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры

I. Художественная культура первобытного общества

II. Художественная культура Древнего Востока, Америки

III. Цивилизация древнего Египта

IV. Античность – основа европейской цивилизации

V. Культура европейского средневековья

VI. Византийская цивилизация

VII. Возрождение как переходный тип художественной культуры

VIII. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение

IX. Искусство Романтизма и Позитивизма

X. Культура Новейшего времени. Модернизм и Постмодернизм

XI. Художественная культура мира в XX веке

XII. Культура России в контексте развития мировой культуры

Модуль 1. Искусство в системе культуры

  1. Понятие «художественная культура»


Выберите правильные варианты ответов

  1. В чем состоит специфика социогуманитарного знания?

      1. человек является объектом и субъектом познания;

б) социогуманитарному знанию присущи ценностные установки;

в) всё перечисленное.

  1. Какие науки относятся к гуманитарным?

  1. социология, политология, экономика;

  2. психология, этнография, лингвистика;

  3. математика, неорганическая химия, физика.

  1. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой?

      1. они находятся в диалектической взаимосвязи;

      2. между ними не существует связей, они автономны друг от друга;

      3. между ними столь глубокие качественные различия, что не может быть никаких связей в принципе;

      4. деление культуры на материальную и духовную не корректно; культурой называют всё то, что создано человеком.

  2. Определите особенность художественной культуры, отражающую данное определение: «Общая художественной культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве, как с людьми своего поколения, так и с умершими поколениями, и с поколениями грядущими».

      1. преемственность;

      2. кумулятивность;

      3. традиция;

      4. взаимообусловленность.


II. Система и структура художественной культуры и способы изучения её компонентов


Назовите виды художественной культуры (или искусства) и подробно рассмотрите один из них

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Литература

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

- Художественную

- Учебную

- Историческую

- Научную

- Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.


III. Целостность мира художественной культуры


Выберите правильные варианты ответов

  1. Какие отрасли знания изучают искусство?

      1. эстетика;

      2. физиология;

      3. социология;

      4. психология;

      5. все перечисленные.

  2. Как происходит развитие культуры? Найдите правильный ответ.

      1. развитие культуры происходит на основе полного отрицания предшествующей культуры;

      2. на основе периодического осуществления культурных революций;

      3. на основе тиражирования известных культурных ценностей;

      4. развитие культуры – противоречивый процесс борьбы нового со старым, прогрессивного и реакционного.

  3. Кто из учёных разрабатывал идею о неразрывной связи особенностей развития общества с физико-географической средой обитания и её влиянием на формы кооперации людей, их язык и культуру?

      1. Л.Мечников;

      2. И.Мичурин;

      3. Л.Гумилёв;

      4. Ф.Достоевский.

  4. Кто из мыслителей полагал, что культура является универсальной категорией в исследовании общества?

      1. Ф.Ницше;

      2. А.Тойнби;

      3. О.Шпенглер;

      4. А.Швейцер.


IV. Художественная культура личности


1. Какой смысл вкладывается в выражение «Культура суть личностный аспект истории»?

Некоторые философы и ученые идут дальше в своем понимании культуры, заявляя, что последняя есть не что иное, как способ развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в мире, истории.

Так, группа ученых, работавших под руководством М.Б.Туровского, еще десять лет назад предложила подобную версию культуры, понимание которой основано на актуализации личностного начала в истории. М.Б. Туровский в своей программной статье “Культура как предмет исследования” полагал, что в центр исследований культуры необходимо поставить такой системообразующий фактор, как субъектность процесса культурного развития.

В качестве субъекта культурно-исторического процесса рассматривается не среднестатистический индивид, а личность. “Культура как объект научного изучения, — подчеркивает он далее, — может быть определена только параметрами личностного приобщения человека к деятельностному освоению мира”.

Другими словами, объектом научного исследования культуры выступает, по его мнению, субъектный (личностный) аспект истории, которая определяется им и его последователями с точки развития человеческой деятельности или применения способностей человека для реализации своего человеческого предназначения.

2. Кем (чем) является человек в художественной культуре?


V. Типы художественной культуры


Выберите правильные варианты ответов

  1. Проблема типологии культуры возникает, когда:

      1. идет накопление материала и его необходимо классифицировать по неким выделенным типам;

      2. имеется множество разнородных культур и их необходимо упорядочить, чтобы описать;

      3. встает задача воздействия на культуры при помощи неких закономерностей выделенных типов.

  2. Подберите правильное высказывание:

      1. типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа;

      2. типология культуры – результат типологического описания и сопоставления;

      3. типология культуры – конструирование идеальных образов-схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями культуры.

  3. Выберите предмет, отражающий данное определение: «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых сообществах, социальных группах, этносах в течение длительного времени».

      1. традиция;

      2. предание;

      3. обычаи;

      4. наследие.

  4. В культурологии известны социально-философские концепции, в которых проводится мысль о том, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие, привилегированные слои общества, осуществляющие функцию управления, развития культуры. Как они называются?

      1. теория управления;

      2. теория лидерства;

      3. теория элиты;

      4. теория культуры.

  5. Какое понятие обозначает особую форму организации молодёжи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры и определяющую стиль жизни и мышление её носителей?

      1. молодёжная субкультура;

      2. молодёжный инфантилизм;

      3. поп-арт;

      4. художественная самодеятельность.

  6. Какие из перечисленных культур получили название контркультуры?

      1. рок-культура;

      2. культура хиппи;

      3. культура панков;

      4. все вышеперечисленные.

VI. Диалогическое взаимодействие искусства в современной мировой культуре


Раскройте характерные черты современной культурной экспансии Запада

Характерными чертами современной культурной экспансии Запада являются:

- перенесение образа жизни и ориентаций;

- внедрение и распространение западной культуры как универсальной, исключающей вклад других культур;

- стремление достичь путем культурного внедрения политических целей;

- односторонний поток информации от "центра" к "периферии";

- формирование в зависимых странах прозападной культурной элиты, которая должна служить опорой влияния.


VII. Формирование навыков культурологического подхода к восприятию и анализу произведений искусства


Выполните контрольное тестовое задание

1-83 %

2- 83 %

3-50 %

4-80 %

5-83 %

6- 60%

7 -90%


VIII. Охрана и использование художественно-культурного наследия


Выполните анализ философско-культурологического текста

Модуль 2. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры


  1. Художественная культура первобытного общества


1. Места нахождения древнейших памятников человеческого творчества


Пещеры-стоянки первобытных людей

Альтамира

Испания

Тюк д'Одубер

Франция

Пиндаль

Испания

Капова пещера

Россия

Фон-де-Гом

Франция

Ляско

Франция



2. Формы общности первобытных людей


Семья

представляла собой союз людей, ведших свое происхождение от одного общего предка. Но при этом необходимо было выполнение одного условия., лица входили в состав семьи, считались родственниками только в том случай, если их связь с более или менее отдаленным предком основывалась на родстве по мужской линии.


Родовая община

поселение, все члены которого объединены кровнородственными связями и ведут совместное хозяйство, сообща владеют средствами производства. В VI в. начинается распад родовой общины у восточных славян.

Стадо

Немногочисленная общность людей со взаимосвязанным поведением, находящихся между собой в непосредственном общении

Формы объединения первобытных людей


3. Виды письменности первобытного общества


Пиктографическое письмо

Руническое письмо

Идеографическое письмо

Принцип письма, использующий идеограммы – письменные знаки (условные изображения или рисунки), соответствующие не звуку речи, а целому слову или выражению

 рисуночное письмо, пиктография, отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков

Буквенное, алфавитное письмо, применявшееся скандинавскими и древне-германскими народами для культовых и памятных надписей



II. Художественная культура Древнего Востока, Америки


1. Литература Древней Индии


Веды (санскр. - знание)-

священные книги брахманов, которым они приписывали сверхъестественное происхождение

Ригведа

гимны

Самведа

жертвенные песни

Ахтарведа

песни-заклинания

Яджурведа

жертвенные изречения

Чёрная яджурведа

Белая яджурведа


2. Распад древнеиндийского общества на касты


Касты

(варны)

жрецы, учёные, подвижники

брахманы

Воины, правители –

кшатрии

Земледельцы, ремесленники, торговцы – вайшьи

Рабы и военные –

шудры



3. Четыре благородные истины Будды

Четыре благородные истины, лежащие в основе буддизма, которые «открылись» его основателю Сиддхартхе Гаутаме (623-544 гг.до н.э.)

Первая истина устанавливает

Дукха – истина о страдании

Вторая истина объясняет

Истина о происхождении и причинах страдания - самудая

Третья истина утверждает

Истина о прекращении страдания - ниродха

Четвёртая истина поясняет

Истина о путях прекращения страдания - марга

?


4. Искусство по Конфуцию


1. выполнять ритуалы

2. понимать музыку

3. Стрельба из лука

4. Управление колесницей

5. уметь учить

6. знать математику

Шесть видов искусств Конфуция



5. Основные философские школы Древнего Китая


Философские школы

конфуцианство

моизм

даосизм

Школа имён

Школа закона

Школа Инь-Янь


6. Классические книги китайской образованности


Возникли в пер. пол. I тыс. до н. э. Содержат древнейшую поэзию, историю, законодательство, социальное устройство и философию. Представляют собой произведения неизвестных авторов, написанные в разное время.

Книга "Ши цзин" ("Книга песен")

Сборник древнейшей народной поэзии, культовые песнопения; в них содержится мистическое объяснение происхождения племён, ремёсел, вещей.

Книга "Шу цзин" ("Книга истории", "Канон истории")

Собрание официальных документов, описание исторических событий; оказала большое влияние на формирование официальной письменности.

Книга "И цзин" ("Книга перемен")

Важнейшая среди книг; в ней содержатся первые представления о мире и человеке в кит. философии, отражён процесс перехода от мифологии к философии.

Книга весны и осени

Хроника государства Лу; в дальнейшем служила в качестве образца для решения этических и формально-литературных вопросов.

Книга "Ли цзи" ("Книга ритуалов")

Описание правильной организации политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности; идеализация древнейшего периода истории для назидания потомкам.



III. Цивилизация Древнего Египта


  1. Художественные доминанты египетского искусства

Культура древнего Египта

Архитектура


Скульптура

Храмы

Дворцы

Пирамидыы

Сфинксыыыы

маски


статуи


2. Виды и жанры искусства Древнего Египта


Виды и жанры искусства

Архитектура

Храмы, дворцы, пирамиды, гробницы

Рельефы

Врезной, барельеф, горельеф.

Росписи

Разные варианты

Прикладное искусство

Роспись глинянных сосудов, костяных и роговых фигурок


Словесное искусство – гимны, религиозно-философская поэзия, светская поэзия, послания, поучения, сказки, описания путешествий.

Скульптура

Статуи богов, фараонов, знатех людей



3. Влияние культуры Древнего Египта на мировую культуру


Влияние египетской религии на христианское учение:

Египетский политеизм, корни которого - в древнейшей территориальной раздробленности в области религии, неизбежно порождал синкретизм, о чем вполне определенно свидетельствуют египетские памятники. Одной из форм синкретизма является и объединение богов в триады, или троицы: бог-отец, богиня-мать и бог-сын. Ярко подчеркнутый момент дуализма - борьба демиурга против сил тьмы и хаоса, света против мрака, тепла против холода.



Влияние на культуру Рима:

Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды- получил широкое распространение в Риме.

Влияние на культуру Древней Греции:

?


Влияние через античное искусство на искусство Западной Европы:

Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось основой для античного искусства и европейского в целом. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него- европейским.

Культура

Египта


IV. Античность – основа европейской цивилизации


              1. Мировые достижения античной литературы?


Античная культура

театр

Декор

Архитектура, скульптура


Эпос

риторика


Цирк



2. Греческие скульпторы V век до н. э.


Мирон

Поликлет

Фидий


Дискобол, Афина и Марсий

Дорифор, Диадумен, Раненая амазонка

Зевс Олимпийский, Афина Парфенонс

изображение богов и героев

Доминанта тв-ва


3. Греческая трагедия. Авторы.




Прославление идей,

человеческого подвига,

патриотического долга

Софокл

Эсхил

Еврепид




4. Девять муз – дочерей Зевса и Мнемозины


Клио

Терпсихора


Талия


Мельпомена

Евтерпа

Полигимния

Эрата


Урания


Каллиопа

эпоса


астрономия

гимнов


любовная поэзия

Лирической поэзии


танцы

комедия

трагедии


истории




5. Римляне – авторы крылатых выражений


Лукреций

Конфуций


Плавт


Овидий

Сенека

Цицерон

Аристотель


Гораций


Энний

Истинный друг познаётся в беде

Мера должна быть во всём

Каждому человеку свойственно ошибаться

Человек по природе животное общественное

Не для школы, а для жизни мы учимся

Привычка – вторая натура

Человек человеку волк

Искусство смягчает нравы

Ничто не возникает из ничего



6. Крупнейшие достижения культуры античного мира


Семь чудес света

египетские пирамиды в Эль-Гизе


Статуя Зевса в Олимпии

храм Артемиды Эфесской

Мавзолей в Галикарнасе

Алексондрийс-кий маяк


Висячие сады Семирамиды

Статуя Гелиоса в Родосе



V. Культура европейского средневековья


1. Требования человеческого общежития, изложенные в Ветхом завете

1.Пусть не будет у тебя других богов кроме меня

2. не делай себе кумира

3.Не произноси имени Господа всуе

4. Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай, а день седьмый - суббота Господу

5.Почитай отца и мать своих

6. не убивай

7. не прилюбодействуй

8. не кради

9.Не лжесвидетельствуй

10 Не желай дома ближнего твоего, жены, раба, вола, осла его, ничего, что у ближнего твоего



2. Средневековый эпос


Род средневекового литературного повествования о событиях, предполагаемых в прошлом, которые совершенствуются при воспоминании о них повествователя, авторство отсутствует.

Песнь о Сиде

Песнь о Роланде

Песнь о Нибелунгах


Тристан и Изольда



Испанская эпическая поэма; создана около 1140 г.; в центре – образ идеализированного и преданного королю вассала.

одна из самых известных и значительных героических поэм старофранцузского эпического цикла; предположительно середина 12 века; Повествует о гибели арьергардного отряда войска Карла Великого, возвращавшегося в августе 778 г. из завоевательного похода в Испанию

Немецкий героический эпос; назван по имени мифических карликов, хранителей сокровищ: записан около 1200 г.

Рыцарский роман кельтского происхождения о трагический любви рыцаря ? и жены корнуэльского короля ?; известен с XII века.



3. Куртуазная литература Средневековья


Течение в европейской литературе XII-XIV вв.; было представлено рыцарскими романами, стихами, поэмами, посвящёнными рыцарской доблести, служению даме и любви к ней.

Провансальские поэты XI-XIII вв. Изысканная лирика была посвящена куртуазной рыцарской любви

Немецкие лирические поэты-певцы 12-13 вв., воспевавшие рыцарскую любовь к даме, Богу и сюзерену, крестовые походы


Бродячие актёры, нищие студенты, низшие клирики, школяры, вольнодумные певцы XII-XIII вв.; основная тема песен – антирелигиозная и антиаскетическая

Общее название поэтов-музыкантов, профессиональных артистов с 12 века. Пели, играли на муз.инструментах по памяти


трубадуры


Миннезингеры

Ваганты (голиарды)


менестрели

Профессиональные певцы, странствующие или живущие при дворе феодала. Ирландия, Шотландия, Уэльс.

барды


4. Готический стиль в архитектуре


Готический стиль в конце XII века пришёл на смену романскому стилю. Ведущим видом искусства в эпоху готики была архитектура – соборы, ратуши, капеллы, замки. Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, подчинённостью архитектурных форм вертикальному ритму.

Основные сооружения:

Собор Парижской Богоматери-Франция; Кельнский собор-Германия; КадОро-Венеция; Миланский собор-Италия; собор Святого Вита-Чехия; сабор в Кентербери-Англия и др.




VI. Византийская цивилизация


1. Свойства искусства, отложившие отпечаток на формирование религиозного мировоззрения


лаконизм

каноничность

Условность


Свойство искусства, подчёркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в нём реальность

Понятие, характеризующее способ максимально обобщённого и предельно краткого выражения творческого замысла художника, чувство меры, отсутствие излишеств

Система внутренних творческих норм и правил в какой либо период или в каком либо направлении, закрепляющие основные структурные закономерности в конкретных видах искусства. Присуща, в первую очередь, древнему и средневековому искусству


2. Духовные доминанты византийской культуры


Христианство – вера в Иисуса Христа, Спасителя, Единого бога

Теология


Интуитувно-мистическая картина мира


Христианская философия


Храм



3. Византийская философия


Особенность византийской философии состояла в том, что она осуществляла передачу идей философии Платона и Аристотеля, освещая их светом Божественным

Персоналии:

Григорий Палама, Августи,



VII. Возрождение как переходный тип художественной культуры


1. Философские утопические учения в Европейской культуре


Развёрнутое описание общественной и, прежде всего, государственно-политической и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии.

Томас Мор

Томмазо Кампанелла


Френсис Бэкон

Английский государственный деятель, писатель и мученик, знаменитый своей Утопией, в которой описано идеальное государство

Итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. Основное сочинение – «Город Солнца»

Английский философ, родоначальник английского материализма, автор утопии «Новая Атлантида»



2. Основные жанры искусства Возрождения


Искусство Возрождения

Основные жанры и представители

Архитектура

Ф.Брунеллески,

Д.Браманте,

Скульптура

Донато,

Л.Гиберти

Микеланджело Буанаротти,


Живопись

С.Боттичелли,

Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан, А Корреджо, Босх, Микеланджело

Литература

Шекспир, Данте, Петрарка, Бокаччо, Рабле, Сервантес


3. Живопись эпохи Возрождения


Характерные черты живописи Возрождения:

Широкое распространение монументальной фресковой живописи, станковой живописи, использование античных сюжетов, переработанных в соответствии с гуманистическими взглядами, определённая рациональность, связанная с поиском основ искусства

Джотто

Боттичелли

Леонардо да Винчи

Рафаэль

Микеланджело

Тициан

Эль Греко

Босх

Дюрер

Оплакивание Христа

Смерть св. Франциска

Мадонна с младенцем, поклонение волхвов


Мадонна Бенуа, Мадонна Лита


Обручение Девы Марии, Сикстинская Мадонна


Мадонна Питти, Сикстинская капелла (свод)


Любовь земная и любовь небесная, Вознесение Марии

Христос на кресте, Спаситель мира

Искушения Святого Антония, Блудный сын

Алтарь Ландауэра, Мученичество 10 000 христиан


4. ?


Эпоха

Возрождения

Гуманизм. Утверждение права человека на счастье в его земном бытии

Интерес к человеческой личности. Гармоничность и цельность мировоззрения

Возвращение к античным образцам. Единство старого и нового

Вера в разум. Свобода научного исследования

Оптимизм, ясность

Синтез ремесла, искусства и науки



VIII. Художественная культура Нового времени. Барокко. Классицизм


1. Характерные черты классицизма


Простота и ясность, симметрия, однообразие, гармония, четкая планировка, масштабность

Обращение к античному искусству как к высшему образцу

Строгость и консерватизм

Классицизм


2. Характерные черты стиля барокко


контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности

Стремление совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств

одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке)

Барокко



3. Основания эстетики классицизма


Классицизм

Правило трёх единств

действия


времени

места



4. Музыкальная культура классицизма, барокко

Музыкальная культура барокко, классицизма

А. Вивальди

Н. Паганини

И. С. Бах


К. Глюк

Й. Гайдн

В. А. Моцарт

Л. ван Бетховен

Времена года

24 каприса для скрипки соло

Мессе си минор

Семирамида, Орфей

Орфей и Эвредика

Волшебная флейта

Лунная саната


5. Художники Нового времени в европейском искусстве


Художники и их произведения

Веласкес

Рубенс


Рембрандт

Рубенс???

Пуссен

Завтрак, Пряхи, Менины

Похищение Ганимеада, Сад любви, Самсон и Далила

Пир Валтасара, Даная, Ночной дозор

?

Аркадские пастухи

Пейзаж с Полифемом



IX. Эпоха Просвещения. Искусство Романтизма



1. ?



Антирелигиозность


Критика догматического воспитания

Критика идеализма

Свобода, равенство, братство

Борьба за реализм

Критика нравственной развращённости Двора

Эпоха просвещения


Антифеодализм

Антикрепостничество


2. Типы мировоззренческих концепций в культуре Просвещения


Типы мировоззренческих установок

Аристократическое Просвещение

Вольтер

Демократическое Просвещение Дидро

Народное Просвещение

Руссо

Общие черты:

Борьба разума и суеверий; литература и искусство призваны поучать, воспитывать и формировать человека



  1. Философия Французского Просвещения


Философия французского Просвещения внесла огромный вклад в развитие философской мысли Европы. Интеллектуальные идеи французских философов относились к материалистическому мировосприятию, однако не представляли однородного течения, между его представителями были немалые различия

Основные имена

Вольтер

Дидро

Ламетри

Руссо

Монтескье


Основные работы

Орлеанская девственница

Энциклопедия, Монахиня

Человек – машина

Человек - растение

Юлия, или новая Элоиза

Персидские письма


4. Сентиментализм.


Сентиментализм – литературное течение вт. пол. XVIII-нач. XIX века в Европе и России. Подготовлено кризисом просветительского рационализма. «Доминантой» человеческой природы сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой.

Зародился в Англии в 20-х г. XVIII века.

Родоначальником является Дж. Томсон. Поэма «Времена года» стала первым литературным произведением в духе сентиментализма (1730 г.)

Представители в России:

Н. М. Карамзин

И. И. Дмитриев

В. В. Капнист

Н. А. Львов

Главные представители в Европе:

Жан Жак Руссо

Николай Карамзин

Лоренс Стерн, Эдуард Юнг, Томас Грей

И.В.Гете

Жанра сентиментализма:

Письма

Путешествия

Мемуары

Повести

Элегия

Романы



5. Романтизм в духовной культуре Европы


Романтизм

Основные жанры духовной культуры и их представители

Живопись

Делакруа

Гофман

Тернер

Гейнсборо

Литература

Новалис

Байрон

Гофман

Гейне

Братья Гримм

Музыка

Шуберт

Вагнер

Шуман

Безе

Шуман

Лист


X. Европейская культура XIX века


1. Литература XIX века


Основные течения в литературе и их представители

Романтизм:

Жорж Санд, Мериме, Гюго, Леопарди, Купер, Э.По,

Реализм:

Курбе, Милле, Стендаль, Бальзак, Дикенс, Дидро, Лесинг



2. А. Швейцер о кризисе культуры в конце XIX и в XX вв.


Альберт Швейцер – немецко-французский философ, врач, музыковед, органист, протестантский теолог и миссионер. Является одним из величайших гуманистов рубежа XIX-XX вв. Он обосновал и развивал этику благоговения перед жизнью. Приведённая точка зрения изложена в его работе «Благоговение перед жизнью»

Процесс упадка культуры

Упадок культуры проявляется в кризисе рационализма, присущего прежней европейской философии

Кризис культуры проявляется в падении этических идеалов, обоснованием которых служила рационалистическая философия

Золотое правило нравственности:

Только признание святости жизни во всех ее формах и проявлениях придает нравственную соразмерность человеческой деятельности, гарантирует здоровое развитие культуры и согласную жизнь в обществе

Нравственность учит не тому как стать счастливым, а тому как стать достойным счастья


3. Оперное искусство XIX века.


Основные жанры и их представители

Опера:

Вагнер


Оперетта:

Оффенбах

Штраус

Легар

Кальман




  1. Основные представители импрессионистической школы в живописи


Импрессионизм – направление в искусстве в последней трети XIX- начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Сезанн

Ренуар

Ван Гог

Моне

Гоген

Мане

Тулуз Лотрек

Коро

Дега

Девушка у пианино, Курильщицы

Купальщица, Зонтики

Подсолнухи, Ирисы

Лягушатник, Гавань

А ты ревнуешь?

Брод

Рождение Венеры

В Мулер Руж, Прачка

Вид Ривы, Идилия

Голубые танцовщицы


5. Импрессионизм в музыкальной культуре


Импрессионизм – художественное течение, провозгласившее основной целью искусства непосредственное отражение явлений действительности в том виде, в каком они предстают в мгновенных впечатлениях, чувственных субъективных ощущениях художника. Музыкальный импрессионизм сложился во Франции во вт. пол. XIX века

Родриг и Химена (опера), Бергмасская сюита

Испанская рапсодия, Балеро

Жизнь коротка

Балаганчик мистера Педро

Сотворение мира

Дебюсси

Равель

М. Де Фалья

Чюрлёнис



6. Выполните контрольный аудиоряд (прослушайте, угадайте, определите автора в авторских фрагментах и название произведения)

1. Вивальди Летняя гроза

2. Бах И. Сюита №2 для флейты с оркестром

3.

XI. Культура Новейшего времени. Модернизм, движение к Постмодернизму


1. Экспрессионизм – направление в искусстве Европы

Экспрессионизм

Экспрессионизм как направление в искусстве XX века возникло в Германии, получило распространение в литературе, живописи, музыке, кино

Сторонники этого направления провозгласили единственной реальностью для художника субъективный духовный мир человека: цель творчества – выражение сути и действительности через внутреннее «Я» художника

Ф.Ницше – сыграл выжную роль в становлении

А.Матешеком – ввел термин

Писатели – Кайзер, Газенклевер, Верфель

Кинорежиссёры – Мирнау, Вине, Леви

Художники – В.Кандинский, П.Клее, А.Модильяни

Композиторы – Р.Штраус, Б.Барток, А.Берг



2. ? – направление в искусстве Европы


сюрреализм

Авангардистское направление в культуре

Возникло в литературе, затронуло живопись, театр.

Представители:

П. Элюар, Р. Витрак, Ив Танги, Л. Арагон, С. Дали


  1. Литература потерянного поколения


Это определение было применено американской писательницей Г. Стайн к писателям XX века, в произведениях которых отразилось разочарование в современной цивилизации и утрата идеалов после Первой Мировой войны. Писатели, потерявшие себя, свою цельность в войне, возненавидели её как жестокую бойню

Э.Хемингуей

У. Фолкнер

Э. М. Ремарк

К. Симонов

Старик и море, Фиеста,

Прощай оружие

Сарторис

Шум и ярость

Черный обелиск

Живые и мертвые



  1. ? – авангардистское направление в европейской культуре



футуризм

В поэзии разрушение естественного языка, «слово на свободе»

Стремление создать «искусство будущего»

Отрицание традиционной культуры, её нравственных и художественных ценностей

Культивирование урбанизации – эстетики машинной индустрии большого города

В живописи использование пересечения, сдвигов, наплывов форм, многократных повторений мотивов суммирование впечатлений в процессе стремительного движения



  1. Абстракционизм – авангардистское направление в изобразительном искусстве

Характерные черты абстракционизма

произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия, цветовое пятно, конфигурация


Возник в 1910-х гг., после Второй мировой войны стал доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки.


характерен концептуальный отказ от передачи на полотне явлений и предметов материального мира. Рисунок, композиция, колорит в абстракционизме служат лишь инструментом для воплощения индивидуального (авторского) восприятия того или иного события, явления, чувства.


Представители: М. Ларионов, К. Малевич, В. Кандинский, М. Чюрлёнис



6. Кубизм – направление в изобразительном искусстве


Кубизм

Впервые этот термин употребил французский художник А. Матисс, рассматривая «Натюрморт» Ж. Брака. Теоретиком направления является поэт Г. Аполлинер

Модернистское направление в изобразительном искусстве, которое возникло в начале XX в. во Фпанции

Художники-кубисты стремились выявить геометрическую структуру объёма, разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам – шару, кубу, конусу

Представители:

Пикассо

Хуан Грис

Фернан Леже

Марсель Дюшан


  1. ? – авангардистское направление в литературе и искусстве XX века.


дадаизм

Название происходит от французского слова dada – конёк, деревянная лошадка, в переносном смысле – бессвязный детский лепет. Направление сложилось в Швейцарии. Возникло в среде воинствующей интеллигенции, протестовавшей против Первой Мировой войны. Протест выражался в иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, своеобразном эпатаже.

Увлечение бессмысленным сочетанием слов и звуков

Изображение каракулей, псевдочертежей, в картинах – набор случайных вещей и предметов

Культивировалось искусство, лишённое социальных функций

Выступления против милитаризма и буржуазного строя



7. Примитивизм – одно из направлений в культуре Европы


Примитивизм

Направление в искусстве XX века, в котором проявлялся интерес к нормам искусства «примитивов», стремление к стилизации народного и традиционного искусства, к распространению романтического культа наивного, не испорченного цивилизацией творчества, а для части художников был характерен отказ от устоявшихся норм художественной культуры

Основные имена:

Нико Пиросманишвили

Иван Генералич

Бабушка Мозес

Мария Примаченко

Екатерина Билокур

Генри Дарджер

Никифор Крыницкий

Павел Понарин

Мартин Рамирес

Бунлыа Сулилат

Анри Руссо

Василий Кисляков





8. Выполните контрольное тестовое задание

XII. Художественная культура мира в XX веке. Россия в контексте развития мировой культуры


  1. Противостояние двух установок в культуре XX века


Раскол между сциентизмом и антисциентизмом имеет определенную объективную основу: существенное различие предметов и методов познания у естественных и социально гуманитарных наук и еще более существенное различие в методах познания у науки и вненаучных форм знания. Это предопределило, в частности, значительное расхождение науки и искусства, составивших как бы две культуры в обществе.

?

Сциентизм –

преувеличенное представление о роли науки и значении нового знания

Антисциентизм – реакция на преувеличение роли науки, принижение значения нового знания



  1. Элита и элитарное искусство


Элитарное искусство:

(от французского elite - лучшее, отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX веке в русле авангардстски-модернистского искусства.


Элите присуща организованность, воля, способность объединяться для достижения цели (Г. Моска)

Элита – люди, получившие в области своей деятельности наивысший индекс (В. Паретто)

К элите относятся люди, пользующиеся в обществе престижем, высоким статусом, богатством, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (Ортега и Гассет)

Элита – творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби)


3. Факторы формирования мировой духовной культуры


Духовная культура

Октябрьский переворот в России и установление ложномифологизированных ценностных ориентаций

Крушение лагеря социализма и распад СССР

Вторая мировая война – крушение нацистской человеконенавистнической доктрины

Крушение монархии в Германии и Австро-Венгрии

Крушение колониальной системы, развитие национальных культур освободившихся стран



4. Крупнейшие архитекторы Европы XX века.


капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950–1953); генеральный план города и административные здания в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб (1950–1957); Национальный музей западного искусства в Токио (1957–1959); Центр искусств Гарвардского университета в Кеёмбридже в США (1964)

Комплекс зданий Технологического

института в Иллинойсе

Завод «Фагус», Альфельд

Ле Корбюзье

Людвиг Мисс ван дер Роэ

Вальтер Гропиус



5. Выполните контрольный видеоряд (определите автора и название картины, название архитектурного сооружения)

1.

2.Извлечение камня глупости И.Босх

3. Подсолнухи Ван Гог

4. Портрет инфанты Маргариты в синем платье Диего Веласкес

5. Великая китайская стена

Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.

6.

7.

8.

9.

10. Погребальная маска Тутанхамона Египет

11. Автопортрет А.Дюрер

12

13. Развалины Карфагена в Тунисе или Колизей в Риме

14. Мона Лиза Джаконда Леонардо да Винчи

15. Восход солнца Моне

16. Голубь мира Символический рисунок П.Пикассо

17. Дрезденский автопортрет с Саскией на коленях

18

19

20 Черный квадрат Казимира Малевича

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории художественная культура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ