Конспект урока по МХК «Авторская песня» 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №81»
Конспект урока
по теме «Авторская песня»
( Мировая художественная культура. 11 класс)
Выполнила:
Красильникова Г.А.,
учитель МХК
Ижевск
2012
Тема урока: «Авторская песня»
Цель урока: познакомить учащихся с авторской песней – явлением русского искусства 60-х гг. ХХ вв., показать значение творчества авторов-исполнителей в истории художественной культуры нашей страны.
Задачи урока.
Образовательные:
приобщить учащихся к музыкальной культуре авторской песни;
познакомить с авторами-исполнителями и их творчеством;
Воспитательные:
формировать личность старшеклассника, его духовный мир, эмоциональную чуткость;
формировать собственную эстетическую позицию и умение отстаивать ее;
формировать познавательную активность, трудолюбие.
Развивающие:
уметь формулировать свои мысли и составлять впечатление о пройденном материале;
развивать способности к целенаправленной творческой деятельности;
уметь замечать прекрасное в окружающей действительности.
Структура урока
Этапы
Урока
Деятельность
учителя
Деятельность
Учеников
Примечания
Вре-
мя
I
II
III
IV
V
1.Музыкаль-
ный
эпиграф
Звучит песня Ю.Визбора
«Милая моя»
На демонстра-ционном стенде
выставлены
книги о создателях
авторской
песни и
сборники их стихов.
1
2. Организа-
ционный
момент
Приветствие
учащихся.
Объявляется
тема урока (на доске вывешен плакат) и цель.
Дается задание
по ходу урока делать запись в соответствии с
заданными вопросами.
Обращаю внимание на то, что их записи будут необходимы для подведения итогов урока.
Приветствие
учителя
Учащиеся
записывают
тему урока на карточке.
Каждому
ученику перед началом урока выдана
карточка с вопросами и специально отведенными
местами для ответов.
Эти карточки будут вложены
в тетради.
1
3.Объясне-
ние
нового
материала
Вопрос учащимся:
- Может быть
кто-то из вас попытается сформулировать,
что же такое авторская песня?
Дается значение термина «авторская
песня» и «бард».
Авторская песня – это песня, автор которой является поэтом, композитором и исполнителем в одном лице, причем песня исполняется под аккомпанемент гитары.
Создатели авторской песни получили еще одно имя - «барды», так назывались народные певцы кельтских племен, а позже бродячие поэты.
Учащиеся
отвечают на
вопрос учителя, записывают термины.
3
Слово учителя
Выступление
ученика-
соавтора.
В начале урока прозвучала известная песня Ю.Визбора «Милая моя», с которой дети знакомились на уроках музыки. Своими впечатлениями об этой песне поделится один из учащихся.
Ученик демонстрирует свой рисунок и рассказывает о своем восприятии песни.
На демонст-рационный
стенд
ставится
портрет Ю.Визбора.
Работа ученика
тоже устанавливается
на стенд.
1
Проверка эрудиции учащихся
Вопрос:
-Что вы еще знаете о Ю.Визборе?
Учитель дополняет рассказ учащихся.
Учащиеся рассказывают то, что им известно о Ю.Визборе.
Записывают имя автора, название его песни.
2
Слово учителя
Дается значение термина «оттепель»
60-х г. ХХ в.
Период истории советского государства (1956-1964) называют "оттепелью». После смерти И.В.Сталина происходит ослабление тоталитаризма, раскрываются преступления сталинского режима. Для этого периода характерно оживление культурной и общественной жизни страны. Интеллигенция связывала с «оттепелью» свои надежды на распространение идей свободы личности
2
Работа со словарем
Предлагаю учащимся найти в словарях Ожегова и Даля обычное значение слова «оттепель».
Вопрос:
-Как вы думаете, почему 60-е годы называют периодом «оттепели»?
Учащиеся находят в словаре и зачитывают классу, что такое «оттепель».
Учащиеся
отвечают на
вопрос учителя, записывают термин.
Ученикам
выданы
словари Ожегова
и Даля.
2
Слово учителя
Выступление
ученика-
соавтора.
Первыми авторами бардовской песни стали поэты-шестидесятники, а основателем ее по праву можно считать Б.Окуджава.
Предлагаю рассказать стихи Б.Окуджава.
Ученица читает стихотворение Б.Окуджава «Чувство собственного достоинства».
2
Просмотр фильма.
На экране кадры с концерта Окуджавы, где он исполняет песню «Давайте восклицать…».
Рассказ учителя о Б.Окужаве.
Вопрос:
-У вас в руках - текст этого стихотворения. О чем в нем говорится?
Учащиеся отвечают на вопрос, записывают имя автора, название его песни.
Стихи Б.Окуджавыа «Давайте восклицать…» распечатаны и
выданы учащимся перед началом урока.
2
Слушание музыкального материала
Звучит песня В.Высоцкого «Диалог у телевизора».
Вопрос учащимся:
-Узнали ли вы голос исполнителя? Что вы можете рассказать об этом авторе?»
Учитель дополняет рассказ учащихся.
Учащиеся рассказывают то, что им известно о В.Высоцком.
Записывают имя автора, название его песни.
2
Слово учителя
«Вечные» темы в искусстве и литературе.
Вопрос:
-Какие темы мы можем назвать «вечными»?»
- Тема войны – это "вечная" тема? Как затронула война ваши семьи?
Празднование 60-летия победы над фашистской Германией.
Тема Великой
Отечественной войны в творчестве бардов. Ю.Визбор «Помни войну», Б.Окуджава «Бери шинель – пошли домой», «А нынче нам нужна одна победа» из к/ф «Белорусский вокзал», В.Высоцкий «Он вчера не вернулся из боя» и др.
Ответы учащихся.
3
Слушание музыкального материала
Звучит «Песня о воздушном бое» В.Высоцкого.
2
Проверка эрудиции учащихся
Слово учителя
Хоровое исполнение песни
Продолжение традиций авторской песни 60-х годов ХХ в. Грушинский фестиваль.
Вопрос:
-Может быть, кто-нибудь из вас знает об этом фестивале?
Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о том, что свое название этот фестиваль получил в честь одного из участников движения авторской песни – В.Грушина, который ценой собственной жизни спас тонувших детей.
Приглашаю всех присутствующих стать участниками фестиваля бардовской песни.
Предлагаю всем присутствующим исполнить песню О.Митяева «Как здорово».
Учащиеся рассказывают то, что им известно о Грушинском фестивале.
Один из мальчиков зажигает символический костер. Все присутствующие встают и исполняют песню.
Зажигается свеча или используется спецэффект «Fire».
2
2
3
Слово учителя
Слушание музыкального материала
Краткий рассказ о современном представителе «думающей» песни И.Талькове.
Звучит песня «Россия».
Учащиеся записывают имя автора, название его песни.
2
4.Закрепле-
ние
материала
и подведе-
ние итогов.
Привлекаю внимание детей к карточкам, с которыми они работали в течение урока. Задаю вопросы, записанные на карточке.
Что такое авторская песня?
Как по-другому называют авторов-исполнителей?
Когда возник этот жанр?
Что такое "оттепель" 60-х?
Назовите имена первых авторов-исполнителей.
О чем поют барды в своих песнях?
Почему творчество бардов актуально и популярно в наши дни? Какие песни вам понравились больше всего и почему?
Назовите современных авторов-исполнителей, близких по духу к бардам. Это могут быть и ансамбли, исполняющие авторскую песню, но не забывайте – авторская песня писалась думающими людьми для думающих людей».
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
3
5. Вывод.
Предлагаю учащимся самостоятельно сделать вывод. (Авторская песня родилась в нашей стране в период, «оттепели» 60-х годов прошлого века. Песни бардов затрагивают лучшие струны человеческой души, заставляют стать добрее, внимательнее и терпимее друг к другу»
Ученик формулирует вывод.
Остальные ученики записывают вывод на карточке.
2
6. Оценка работы
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Учитель оценивает замечательную работу учеников-соавторов и тех, кто наиболее активно отвечал на уроке.
1
7. Домашнее
задание.
Предлагаю поделиться на группы по 4-5 человек, выбрать ответственных.
Каждая группа готовит проект: сообщение или презентацию об авторе-исполнителе. Это может быть и современный автор или ансамбль. Нужно рассказать о творчестве, представить особенно понравившиеся песни. Каждая группа будет защищать свой проект.
Учащимся дается время для того, чтобы разбиться на группы и выбрать ответственного, определиться, о каком авторе-исполнителе они будут готовить задание.
На следующем уроке ученики показывают выполненное задание. Время защиты 4-5 минут.
2
Список используемой литературы
Аннинский Л.А. Барды. М.; Согласие, 1999
Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. Составитель Беленький Л.П. М.; Молодая гвардия, 1990.
Высоцкий В.С. Нерв. М.; Современник, 1988
Высоцкий Владимир. Авторский сборник. Избранное (подарочный комплект из 2 книг, в футляре). Издательство: Локид-Пресс.2005г
Высоцкий Владимир. Песни. Стихотворения. Проза. Издательство: Эксмо.2010
Зубрилина Светлана Николаевна Высоцкий Владимир: страницы биографии. Издательство "Феникс" Ростов-на-Дону.1998г
Окуджава Булат. Арбатский дворик: Стихи и песни. Под ред. Краснопольского В. М.; Зебра Е, 2006
Окуджава Б.Ш. Возьмемся за руки, друзья: Стихи и песни. Под ред. Наумова В.Н. М.; Муза, 2004
Приложение 1
Карточка для заполнения на уроке
Тема урока:___________________________________________________
Вопрос
Ответ
Что такое «оттепель» 60-х?
Что такое авторская песня?
Как по-другому называют авторов-исполнителей?
Когда возник этот жанр?
Автор-исполнитель и его песня
Автор-исполнитель и его песня
Автор-исполнитель и его песня
О чем поют барды в своих песнях?
Почему творчество бардов актуально и популярно в наши дни?
Назовите современных авторов-исполнителей, близких по духу к бардам. Это могут быть и ансамбли, исполняющие авторскую песню, но не забывайте – авторская песня писалась «думающими людьми для думающих людей».
Приложение 2
"Чувство собственного достоинства..."
Белле Ахмадулиной
Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент:
созидается он столетьями, а утрачивается в момент
под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства -- вот загадочная стезя,
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства -- это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи -- боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
не придумало человечество для спасения своего.
Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету --
потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.
Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?
Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.
1989
Приложение 3
«Давайте восклицать…»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более что жизнь короткая такая.
Приложение 4
Домашнее задание
1 вариант
Сообщение
Требования к работе:
Автор-исполнитель или группа.
Яркие страницы творчества, интересные факты биографии.
Портрет, иллюстрации.
Объем 2 страницы печатного текста.
Рассказ с исполнением наболее понравившейся песни (участие принимают все члены группы). 4-5 мин.
Критерии оценки:
Интересное содержание.
Красочность и аккуратность оформления.
Свободная правильная речь.
Эмоциональность.
Соблюдение регламента.
Умение отвечать на вопросы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Домашнее задание
2 вариант
Презентация
.
Требования к работе:
Автор-исполнитель или группа.
Яркие страницы творчества, интересные факты биографии.
Иллюстрации, портрет.
Наиболее понравившаяся песня.
Объем - 10-15 слайдов..
Защита презентации с иллюстрацией песен (участие принимают все члены группы). 4-5 мин.
Критерии оценки:
Интересное содержание.
Красочность и аккуратность оформления.
Свободная правильная речь.
Эмоциональность.
Соблюдение регламента.
Умение отвечать на вопросы.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории художественная культура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ