Мифология Египта


Мифология Египта

Слово "египет" - грецизированное. Сами египтяне называли свою страну "Та-Кемет" - "Черная земля" (плодородная, живая) в противоположность "Красной земле" (пустыне).

Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный берег был отдан "вечности" - потусторонней жизни: там строили пирамиды, мастабы и гробницы. Обычай имел в основе символику - Солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, - люди, "скот Ра", проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в "Поля Камыша" - загробный "рай", место вечной жизни.

Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов.

Особенности

Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии.

В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.

Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.

Произношение

За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов неизвестно. Транслитерация их на русский язык носит условный характер и не претендует на фонетическую точность. Ударения в транслитерациях изначально было принято делать на предпоследнем слоге.

В древнеегипетском языке, наряду с грамматическими формами единственного и множественного числа, существовала форма двойственного числа. Оно употреблялось, когда речь шла о парных предметах: глаза, руки, сандалии и т.п., либо в тех случаях, когда два понятия или образа в контексте произведения составляли смысловую пару: "два бога" (Хор и Сет), "два брата", "(два) Рути".

Имена

Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

Иконография

Религиозные идеи преддинастического Египета были выражены схематично. С возникновением письменности изображения стали нести определенную идею, появились человеческие черты. Для большинства богов нет строгих правил иконографии, предписывающих, как их следует изображать: одного и того же бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного. Символики полны не только религиозные тексты, но и настенные росписи, рельефы, рисунки в папирусах. Изображение в Древнем Египте является не иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в античной мифологии, а представляет собой метафору.

Боги Египта

В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций.

Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

Амон-Ра-сонтер (греч.) - Амон-Ра-несут-нечер (егип.)



Значения имени. "Сокровенный", "сокрытый", "невидимый", "незримый". Функция. Бог солнца. Амон

Фиванский изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца Ра (XVIII Династия), Амон-Ра почитается как "царь всех богов" и считается богом-творцом.

С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира. Играет ведущую роль в каранационных мистериях.













Отождествление. Мин, Амон-Ра, Ра, Хапи, Нун, Птах, Себек, Хепри, Хнум.
В Древней Греции -
Зевс, Серапис.

Иконография. Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, держащим в руке иероглиф "анх" ("жизнь") или в виде человека с головой барана. Телом - голубого цвета, что указывало на связь Амона с небом.

Священные животные. Баран, белый гусь, змей.

Центр культа. Фивы, Луксор, Карнакский храм (крупнейший и наиболее древний).


Осирис (греч.) - Усир (егип.)



Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период - местное божество Бусириса, связанное с плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену.

Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.





Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Хора и Анубиса.

Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового царства - Ра. В Древней Греции - Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот.

Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы - "Прорастающий Осирис". В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его воскресение.





Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В руках - символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.

Центры культа. Главные культовые центры - Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.

Сет



Функция. Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта. Во время правления XXVI Династии считался воплощением зла. Рассматривался как противник Осириса и Гора. Считается, что изначально Сет не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса, утвердилось представление о Сете, как об убийце доброго бога. Представления о Сете менялись в зависимости от исторических периодов и были довольно противоречивы: в одних текстах Сет является представителем сил тьмы и врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом, в других - причисляется к свите Ра и вместе с богами охраняет солнце в Ладье Вечности, сражаясь с Апопом. Во время правления XIX Династии (14=13 вв. до н.э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй). Взаимоисключающие представления о Сете нередко присутствовали в пределах одного мифа и существовали на протяжении почти всей истории Древнего Египта.







Генеалогия. Сын Геба и Нут, младший брат Осириса, Исиды и Нефтиды, муж Астарты (в другом варианте - Нефтиды).

Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Один из богов, царствовавших на земле в изначальные времена.

Иконография. Изображался в виде человека с красными глазами и волосами (красный цвет считался символом зла) или в виде человека с головой неизвестного животного. Иногда изображался в виде крокодила, гиппопотама, черной свиньи.

Центр культа. Омбос.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории художественная культура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ