Народы циркумполярного мира Нганасаны
 
 
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
- Происхождение ……………………………………………………………………..3 стр. 
- Численность народа …………………………………………………………………….3 стр. 
- Патриархат ………………………………………………………………………………3 стр. 
- Отрасль хозяйства ………………………………………………………………………4 стр. 
- Жилье ……………………………………………………………………………………4стр. 
- Традиционная одежда …………………………………………………………………5 стр. 
- Пища …………………………………………………………………………………….5 стр. 
- Шаманство ………………………………………………………………………………5 стр. 
- Фольклор ……………………………………………………………………………….6 стр. 
- Изобразительное искусство ……………………………………………………………6 стр. 
- Заключение …………………………………………………………………………….6 стр. 
Список использованной литературы ………………………………………………..7 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
В РФ, согласно Постановлению Правительства от 24 марта 2000г за №255, официально признаны 45 коренных малочисленных народов, из которых 40 народов относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В настоящей работе рассматривается самобытный уклад жизни, этнический и духовное развитие, а также их культура и форма хозяйственной деятельности нганасан.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ 
Нганасаны – народ на севере Таймырского полуострова. Самоназвание – ня. Нганасаны соотносят его с русским словом «товарищ». Старое название – самоеды-тавгийцы. Этноним «нганасаны» ввел в литературу известный лингвист и этнограф Г.Н. Прокопьев, образовав его от нганасанского слова нганаса (человек, мужчина). В советское время он был принят в качестве официального названия народа. Сами нганасаны его не употребляют. Мужчину они называют ня- нганаса, женщину - ня-ны, весь нганасанский народ – ня-танса.
По месту проживания , некоторым различиям в культуре и языке нганасаны подразделяются на западных (авамских) и восточных (вадеевских). Авамские нганасаны состоят из двух групп: одна традиционно кочевала в бассейне реки Пясины, другая в бассейнах рек Дудыпта, Боганида, Таймыра. Эту группу называют еще таймырскими нганасанами. Соседями нганасан на западе являются энцы и ненцы, на востоке и юго-востоке -- долганы и якуты.
Современные нганасаны являются потомками самого северного населения евразийской тундры - неолитических охотников на дикого оленя. Первоначально они обитали в бассейне средней и нижней Лены, откуда 6 тыс лет назад проникли на Таймыр, где и сложились к концу XVII века как особый этнос.
Нганасаны считаются традиционными оленеводами с середины XIX века. Этнический ареал нганасан в XVII веке охватывал весь таймырский полуостров, включая правобережье Хатангской губы.
 
- ЧИСЛЕННОСТЬ НГАНАСАН 
Численность: По переписи 1989г насчитывалось 1278 нганасан. Из них 900 человек проживает в Таймырском автономном округе , остальные – за его пределами в различных краях и областях РФ. В 2002 г численность нганасан составила 834 человека. Везде они проживают совместно с представителями различных национальностей, но главным образом с долганами, эвенками, энцами и русскими.
- ПАТРИАРХАТ 
К началу ХХ века нганасаны сохраняли много черт патриархально – родового строя. У них имелось 12 родов, каждый из которых представлял собой экзогамную единицу. Запрещались браки по отцовской и по материнской линии до третьего поколенья. Браки заключались по достижении совершеннолетия (17-18 лет), которое для юношей определялось добычей первого дикого оленя, для девушек – появлением менструации. Добрачные половые связи не обсуждались, добрачные дети препятствием для брака не являлись, оставаясь иногда в семье отца невесты. Существовал левират, часто женились, обмениваясь сестрами. Встречалось многоженство, за невесту платили калым. Внутри семьи существовало строгое разделение труда. Отец считался полным в семье хозяином.
 
 
- ОТРАСЛЬ ХОЗЯЙСТВА 
Основными отраслями хозяйства нганасан были охота, оленеводство и рыболовство. Охота на дикого оленя была главным занятием. К сезонным миграциям дикого оленя приспосабливалось и оленеводческое хозяйство. Весной нганасаны вслед за стадами диких оленей откочевали от границ леса вглубь полуострова. Осенью подгоняли домашних оленей к местам поколок , откуда в начале зимы вновь возвращались к границе леса.
До появления огнестрельного оружия (вторая половина ХIX века ) основными орудиями промысла диких оленей были лук и копье. Луки нганасаны изготавливали сами, склеивая их из кусочков дерева. Позднее распространение получили селькупские, кетские и якутские луки. С их помощью нганасаны охотились на гусей и уток даже в 20-ые годы нашего века. Летом на оленей охотились пешком в одиночку или группами. Убитый охотником олень оставлялся на месте, в стойбище его привозили обычно женщины.
Основным средством транспорта у нганасан были оленьи упряжки. Оленей запрягали в нарты зимой и летом. Запряжка была такой же как у ненцев и энцев, с передовым оленем слева. Лыжи нганасаны из-за сильных заструг в тундре не использовались. Не получил широкого распространения и водные средства сообщения. Небольшие лодки – ветки использовались только во время промысла оленей на водных переправах.
 
- ЖИЛЬЕ 
В ХIX века основным типом поселений у нганасан были кочевые стойбища. Каждое из них состояло, как правило , из 3-4 чумов самодийского типа. Основу такого чума составляют два шеста («самец»и «самка»). Шест самка считался священным. В чуме шамана он имел личину или изображение птицы. Соединялись шесты с помощью отверстия в одном из них, причем отверстий было могло быть несколько. Покрышки шили из оленьих шкур двойными , верхнее – шерстью наружу. Костер разводили на железном листе. По сторонам от очага настилали доски и циновки. Дверь в чуме всегда смотрела на юг или юго – восток.
Другим стационарным зимним жилищем нганасан было – голомо тунгусского типа. Сверху эта вся конструкция обкладывалась дерном. В фольклоре нганасан упоминается также полуподземные конические сооружения из дерева и земли. В 30 –ые годы ХХ века широкое распространения у народов Таймыра получил новый тип передвижного жилища – балок. Это небольшой домик-вагон на полозьях. Отапливается балок железной печкой.
Капитальных хозяйственных построек нганасаны не имели. В местах промысла сооружали временные заслоны от дождя и ветра из жердей, зимой из снежных кирпичей. Имущество хранили на нартах рядом с жилищем. В местах рыбного промысла для сушки сетей вяления мяса и рыбы сооружали вешала –треноги с перекладинами.
 
 
 
 
- ОДЕЖДА 
Традиционная одежда нганасан по своему покрою значительно отличались от ненецкой. Верхняя мужская одежда – лу была глухой и двухслойной. Нижнюю без капюшона носили мехом внутрь. Верхнюю с капюшоном и меховой опушкой из белой собачьей или песцовой шкуры по подолу - мехом наружу. При поездках сверху одевали сокуй фиа с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан (олений хвост), по которому соседи узнавали нганасан. Такой же сокуй с султаном на капюшоне носили энцы.
Зимняя женская одежда ( лифарие )отличалась от мужской разрезом спереди , она имела небольшой воротник из белого собачьего меха. Вместо капюшона женщина носила двойную шапку с опушкой из длинного меха черной собаки без традиционного султана. Султан (сонгуку) , однако имелся на шапках, которые женщины одевали во время обрядовых праздников.
Обувь шили из белых камусов с кантами из черного и красного сукна без подъема. Мужская обувь отличалась от женской только большей длинны.
В прошлом у нганасан существовала еще одна разновидность одежды – свадебная или погребальная (смертная).
 
- ПИЩА 
Любимой пищей нганасан в прошлом и настоящем является мясо, осенью и зимой – дикого оленя, летом – птицы, главным образом гусей. В летний период большое значение в питании играла рыба. Мясо готовили впрок в больших количествах. Вначале его вялили длинными кусками на нартах, поставленных друг на друга, затем резали на мелкие кусочки, смешивали с жиром и еще раз вялили на разостланных шкурах. Запасы мяса и рыбы не редко оставляли в тундре в ледяных ящиках на традиционных маршрутах кочевок. Жир хранили в желудках оленя , рыбьих пузырях в надутой коже с ног гусей , снятой чулком. Мясо и рыбу употребляли в сыром, мороженом и вареном видах. Из муки пекли пресные лепешки.
 
- ШАМАНСТВО 
Сверхъестественные существа духи , по существующим представлениям, делились на три категории: нгуо (нго) –хозяева явлений природы, баруси – антропоморфные существа, приносящие людям вред, и дямада - особые зооморфные духи, исполняющие волю шамана. Домашними покровителями куйока нганасаны считали различные предметы –камни , рога олений, отдельно стоящие сопки, скалы, деревья необычной формы.
В нганасанском обществе сильные шаманы занимали высокое положение. Нередко они возглавляли роды, территориальные объединения. Шаманами могли быть не только мужчины но и женщины. Шаман имелся в каждой кочевой группе и признан был отстаивать её хозяйственные интересы (места поколок, пастбища и т.п.) зачастую в ущерб другим кочевым группам. По этой причине между шаманами почти всегда существовали враждебные отношения. Часты были шаманские «битвы»: камлания- состязания. Поражения в таком соперничестве не редко заканчивалось вполне реальной смертью побежденного шамана. Шаманы выступали организаторами в больших общественных праздников – обрядов.
 
- ФОЛЬКЛОР 
Фольклор нганасан отличается богатством и разнообразием сюжетов и жанров. Основные виды фольклора- былины, сказки, исторические придания, песни и загадки. Былины рассказывались, как правило в течении нескольких вечеров. Описание обстановки, в которой происходит действие былины, рассказывается, диалоги героев – поются.
Разнообразны песенное творчество нганасан. В прошлом каждый человек имел свою личную песню. Она могла быть ему подаренной кем-либо из сородичей, или сочиненная им самим.
 
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУСТВО 
В изобразительном искусстве нганасан выделяются большим художественным вкусом гравировка по мамонтовой кости, инкрустация и штамповка по металлу, окраска кожи, узорное шитье оленьим волосом. Орнамент нганасан исключительно геометрический. Изображение живых существ встречалось только на культовых предметах: чехлах шаманских бубнов, сумках для перевозки домашних охранителей, опорных шестах шаманских чумах.
Особенности расселения и хозяйственной деятельности нганасан долгие годы способствовали хорошей сохранности традиционной материальной и духовной культуре. Многие ее элементы сохроняются и сегодня. Стойко сохраняются кормление огня и семейных реликвий. В семейном воспитании широко используются сюжеты из традиционного фольклора.
По данным Всесоюзной переписи 1989г нганасанский язык в качестве родного назвало более 90% нганасан, но по данным полевых исследований лингвистов, родным языком владеют не более 50%. Алфавит нганасанского языка был разработан только 1986г. Бытовым языком стал русский.
 
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Несмотря на небольшую численность сложную экономическую ситуацию, растущие контакты с пришлым населением нганасаны в полной мере сохраняются как самостоятельная народность, они почти не подвергаются ассимиляции достаточно широко пользуются сваим языком, стойко сохраняют этническое самосознание, традиционное хозяйство и многие особенности материальной и духовной культуры.
 
 
 
 
Список использованной литературы:
- Попов А.А. Тавгийцы: Материалы по этнографии авамских и вадеевских тавгийцев. 1936г. 
- Попов А.А Нганасаны «Материальная культура» 1948г. 
- Долгих Б.О. «Происхождение нганасан» Сибирский этнографический сборник. 1952г 
- Грачева Г.Н. «Традиционное мировоззрение охотников Таймыра» .1983г. 
- Васильев В.И. «Проблемы формирования северосамодийских народностей».1979г. 
- «Народы Сибири» 1956г. 
- «Народы России» Энциклопедия 1994г. 
- Тураев В.А. «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» 2005 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории художественная культура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ