Нэцкэ
Нэцкэ
Нэцкэ – брелок или противовес, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для парфюмерии и лекарств). Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т.п. Концы шнура завязываются в одном (большем) из выходов отверстия. На одном свисающем конце находится кисет или инро, а на другом, в качестве противовеса, - нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.
Как считает М.В. Успенский, нэцкэ появились в Японии во второй половине XVI-начале XVII в., что связано с походами Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 гг. в Корею, где, так же как и в Китае, носили чжуй-цзы – прототип нэцкэ. Расцвет искусства нэцкэ приходится на период с середины XVII до середины XIX в., который нередко называют «золотым» веком нэцкэ. Именно в это время появляются профессиональные резчики нэцкэ. В предыдущий период резьба нэцкэ была побочным занятием скульпторов, керамистов, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Мастера-профессионалы превратили нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий специфичными формами, материалами и кругом сюжетов.
Наибольшее распространение имели шесть форм нэцкэ. Катабори – небольшая резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Для зрелого периода нэцкэ (конец XVIII – начало XIX в.) она наиболее характерна.
Кагамибута – по форме напоминает плоский сосуд, выполненный из кости, рога, реже – дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления.
Мондзю – свое название получила благодаря круглой плоской форме, похожей на рисовую лепешку мондзю. Такие нэцкэ чаще выполнялись из слоновой кости, изображение на мондзю передавалось гравировкой, которая, как правило, сопровождалась чернением.
Вариантом мондзю была и форма Рюса. Основное отличие этой формы от обычной мондзю в том, что она пустая внутри, а ее верхняя часть выполнена в технике сквозной резьбы. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780-е годы), по имени которого она и названа.
Саси – одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Саси затыкали за пояс таким образом, чтобы отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисали кошелек, ключи и т.п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, цеплявшийся за верхний край пояса.
Итираку – нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетенные из проволоки, бамбука или тростника.
Материалы нэцкэ разнообразны. Их резали из дерева, слоновой и моржовой кости, рога оленя, буйвола, носорога, нарвала, клыков вепря, медведя, волка и тигра, костей различных животных. Использовались также мел, металлы, фарфор, бамбук, кремень, агат, янтарь, панцири черепах, стекло, нефрит, окаменевшее дерево. Однако развитие нэцкэ как самостоятельного искусства, становление его художественного языка связаны с двумя материалами: деревом и слоновой костью.
Сюжеты нэцкэ в целом такие же, что и в других видах японского искусства: исторические персонажи, боги и бессмертные, герои литературных произведений, известные литераторы, реальные и мифологические животные, растения с благожелательной символикой, сценки из повседневной жизни. Подавляющее большинство сюжетов и тем нэцкэ имеет благожелательный подтекст. Это относится к изображениям не только божеств или святых, но и животных, растений, предметов. Их символика, как правило, связана с пожеланием богатства, благополучия, долголетия. По большей части это символика китайского происхождения: жемчужина, цветок пиона, черепаха, цилинь, дракон и т.д. Некоторые изображения нэцкэ могут обладать не только благожелательной, но и охранительной символикой. К числу таких изображений относятся и так называемые «циклические» животные, то есть животные, олицетворяющие периоды шестидесятилетнего цикла: змея, кабан, лошадь, обезьяна и т.д., которые считались способными принести благо или отвратить беды от владельца, родившегося в соответствующий год. В тех случаях, когда изображались все двенадцать символических животных, благожелательный и охранительный подтекст нэцкэ становился универсальным. Охранительной символикой обладали изображения и других животных и рыб, в частности - сома. Кроме того, это демоны – они, леший – тэнгу и водяные – каппа – персонажи народных верований и суеверий японцев.
В XVII-XIX вв. нэцкэ создавались по всей территории Японии. Многие из существовавших центров нэцкэ в настоящее время неизвестны, многие представлены двумя-тремя нэцкэ. Сегодня в достаточной мере изучены 19 школ резьбы нэцкэ, среди которых ведущее место занимают школы Киото, Эдо, Осака, Нагоя, Цу, Ямоде.
Успенский М.В. К вопросу о символике нэцкэ // Труды Государственного Эрмитажа. XXVII. – Л.: Искусство, 1989. – С. 132-144;
Успенский М.В. Нэцкэ в собрании Государственного Эрмитажа. – СПб.: Славия, 1994. – 424 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории художественная культура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ