Первобытная культура как исторический тип


Первобытная культура как исторический тип


1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению


Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

  • каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);

  • бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

  • железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

Главными проблемами культурантропологии являются:

  • изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;

  • исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;

  • анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;

  • становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

  • Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);

  • Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм, который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.


2 Мифология как исходная форма бытия культуры


Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов являются рассказы:

  • о сотворении мира;

  • об основании древних государств и городов;

  • о поступках культурных героев;

  • о месте человека в мире и его назначении;

  • о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах. Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрэзер выделял т. н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, Его взрывает изнутри постепенное осознание человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных отношений.

В целом же для мифологического сознания характерно:

  • растворение человека в мире;

  • полное отождествление человека с природой, ее обожествление;

  • фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;

  • анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации. В эту эпоху миф являлся:

  • организатором поведения членов первобытного коллектива;

  • аккумулятором его волевых устремлений;

  • стержнем, осью всей общественной жизни.

В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Они объективировали элементы общественного сознания, порожденные существенными связями и отношениями в обществе. В мифах обобщен и отработан опыт формирования для данного уровня общественного развития отношений между:

  • человеком и природой;

  • коллективом и индивидом.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т. д.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвидимого: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовавших условий общественной жизни. Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Жизненность и устойчивость этих смыслов еще раз подтверждает факт того, что мифология во многом, верно, отражала общественные отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые удивительным образом сохранились относительно неизменными на историческом пути формирования человеческого общества.


3 Специфика первобытного искусства. Зарождение ранних религиозных верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия)


3.1 Первобытное искусство


Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком.

Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

  • каменная скульптура;

  • наскальная живопись;

  • глиняная посуда.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами – они удобнее в переноске. Глиняная посуда – признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10 – 15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» – фигурки женщин высотой 10 – 15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Звериный стиль – условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура – трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением – техникой передачи объема на плоскости.

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных обычно не соблюдались – огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Культ матери продолжательницы рода один из древнейших культов. Культ животного анимического родоначальника рода не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного орла, медведя, змеи).

Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Особая область первобытного искусства – орнамент.

Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. Орнамент состоял в основном из множества зигзагообразных линий. Однако подлинного расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика.

Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света.

Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.

Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.

Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление

Погребения также следует считать искусством. Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80 – 100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции).

Обряды погребения отражали двойственное стремление – удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.

На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами).

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV – III тыс. до н. э., позднейшие – XIV – XV веками н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

Мегалиты – культовые сооружения III – II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.


3.2 Зарождение ранних религиозных верований


На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80 – 50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик – Коба и Тешик – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик – Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

  • тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

  • анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

  • фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

  • магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

В первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм (лат. "душа") – одушевление природы. Не выделяя себя из природы, человек отождествляет себя с ней, распространяет свой духовный мир, свои состояния и настроения на природу: в его понимании следующий день, желанная погода или долгожданное время года могут "забыть" наступить, окружающий мир может "показать" собственное отношение к человеку и т. д. Если, действуя необходимым образом, человек не получает ожидаемого результата, значит, некие силы противостоят ему. Древние считали одушевленными все существа, явления природы, различные материальные объекты. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих весь мир. Духи местности, духи сил природы, духи вещей, добрые и злые, – все требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности.

Одно из частных проявлений анимизма – фетишизм (фр. "амулет, идол, талисман"), вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем может стать любой предмет, но из множества предметов выбираются такие, которые с точки зрения древнего человека выступают как вместилище души, охраняя его или помогая ему в различных видах деятельности (камни, куски дерева и пр.). От фетиша до идола (греч. "образ, подобие, изображение"; ср. эйдос) всего лишь один шаг: нужно только придать предмету какую-либо внешность.

Следующим шагом в развитии архаического сознания становится представление о своем родстве с природой. Это отношение с миром и лежит в основе тотемизма. Постепенно архаическое сознание логически приходит к очеловечиванию природы – антропоморфизму (греч. "человек" + "форма").

Важной стадией развития архаического сознания становится персонификация (лат. "лицо" + "делаю") сил природы, которые теперь выступают как боги с определенными функциями и особым происхождением, многие из них имеют человекоподобный облик. Так складывается языческий политеизм (многобожие), который существовал на всех континентах и у всех народов мира. Пройдет много веков, пока сознание не обратится к единому богу – творцу, защитнику, судье с карающей десницей. Для первобытной культуры характерно, что в ней трудно отделить религиозное сознание от повседневной деятельности людей. Проблемы выживания и продолжения своего рода решались доступными людям средствами. Таким образом, первобытный человек сам создавал собственную систему ценностей, которая в свою очередь формировала и закрепляла особенности его сознания.

В архаическом сознании не разделяются внешние и внутренние стороны предметов и отношений мира, представление о внутреннем складывается на основе внешнего, существенные признаки не отличаются от несущественных, а часть – от целого, отождествляются также предмет и его имя. Так постепенно развивается магия (греч.) – система определенных манипуляций и слов, с помощью которой люди надеются заставить природу, людей, духов и богов произвести желательные для них действия.



Заключение


Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры.

Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

  • каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);

  • бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

  • железный век (1 тыс. до н. э.).

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.)

Антропологический – подход к изучению первобытной культуры. Содержание данной науки (антропологии) состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Миф - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В истории культуры миф, был первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде.

Изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Понятие "первобытная культура" отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

каменная скульптура;

наскальная живопись;

глиняная посуда.

Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью. На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80 – 50 тыс. лет назад.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

  • тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

  • анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

  • фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

  • магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).


ЛИТЕРАТУРА


  1. Кравченко А. И., Культурология Учебное пособие для вузов – 4-е изд – М.: Академический Проект, Трикста, 2003 – 496 с

  2. Лапина С.В., Культурология: учебное пособие для вузов/ С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.-496 с.

  3. Радугин А.А., Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.

  4. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под. ред. проф. А.Н. Марковой.– 3-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.– 319 с.

  5. Самохвалова В.И., Культурология: краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2002. – 269 с.

Тесты


Теория и история культуры


1. Предмет теории и истории культуры - это:

a. культура как универсальная системная целостность,

b. культура определенной исторической эпохи,

c. культура отдельной личности.


Ответ:

a. культура как универсальная системная целостность


2. В структуру теории и истории культуры входят (укажите все верные варианты):

a. философия культуры,

b. история культуры,

c. культура Возрождения,

d. социология культуры,

e. культурная антропология,

f. сравнительный анализ культур,

g. теория культуры.


Ответ:

a. философия культуры,

b. история культуры,

d. социология культуры,

g. теория культуры.


3. Термин «культура» появился:

a. В Древней Греции,

b. в Древнем Риме,

c. в эпоху эллинизма.


Ответ:

b. в Древнем Риме


4. В средневековом понимании культуры преобладает:

a. космоцентризм,

b. теоцентризм,

c. антропоцентризм,

d. технократизм,

e. гуманизм.


Ответ:

b. теоцентризм,


5. В эпоху Просвещения возникают следующие подходы в понимании культуры (укажите все верные варианты):

a. диалектический,

b. натуралистический,

c. рационалистический,

d. стихийный.


Ответ:

c. рационалистический,


6. Иррациональное понимание культуры развивали (укажите все верные варианты):

a. Шопенгауэр,

b. Энгельс,

c. Ницше,

d. Гегель,

e. Данилевский,

f. Гурджиев.

Ответ:

a. Шопенгауэр,

c. Ницше,


7. Какие характеристики свойственны «дионисийскому » началу культуры в концепции Ницше (укажите все верные варианты):

a. темное,

b. индивидуалистическое,

c. трагедийное,

d. гармоническое,

e. единство человека и природы,

f. неумеренность.

Ответ:

a. темное,

c. трагедийное,

f. неумеренность.


8. Критика культуры как репрессивного начала содержится в концепциях (укажите все верные варианты):

a. Фрейда,

b. Ясперса,

c. Хейзинги,

d. Маркса,

e. Делеза.

Ответ:

a. Фрейда,


9. Ценностный аспект культуры отражен в функции:

a. регулятивной,

b. информационной,

c. эстетической,

d. аксиологической.


Ответ:

d. аксиологической.


10. Расположите культурные нормы по мере увеличения жесткости требований:

a. религиозные заповеди,

b. нравственные нормы,

c. «Уголовный кодекс»,

d. этикет,

e. табу.


Ответ:

c. «Уголовный кодекс»,

b. нравственные нормы,

a. религиозные заповеди,

d. этикет,

e. табу.


11. Язык как средство социокультурной коммуникации относится к способам передачи информации:

a. рефлексивным,

b. нерефлексивным,

c. общепринятым.


Ответ:

c. общепринятым.


12. Какие виды языков относятся к искусственным:

a. язык жестов,

b. русский,

c. английский,

d. C++,

e. эсперанто.


Ответ: d. C++,

e. эсперанто.

13. Циклическую модель развития культуры предложили (укажите все верные варианты):

a. Ясперс К.,

b. Бердяев Н.А.,

c. Леви-Строс К.,

d. Шпенглер О.,

e. Данилевский Н.,

f. Вебер М.


Ответ:

d. Шпенглер О.,

e. Данилевский Н.,


14. Понятие «культурного прогресса» совпадает:

a. с прогрессом техники,

b. с прогрессом науки,

c. духовно-нравственным развитием,

d. общественным прогрессом.


Ответ:

d. общественным прогрессом.


15. Какие типы культур относятся к этнонациональным (укажите все правильные ответы):

a. религиозная,

b. русская,

c. мировая,

d. субрегиональная,

e. национальная,

f. белорусская.


Ответ:

b. русская,

f. белорусская.


16. Молодежная культура относится к:

a. субкультуре,

b. контркультуре,

c. массовой культуре,

d. инновационной культуре.


Ответ:

  1. субкультуре.


17. Распределите культуры по принадлежности:

1) доминирующие культуры

2) субкультуры

a. русская,

b. цыганская,

c. студенческая,

d. христианская,

e. тюремная,

f. буддистская,

g. исламская.


Ответ:

  1. доминирующие культуры: a. русская,

d. христианская,

f. буддистская,

g. исламская.


  1. субкультуры: b. цыганская,

c. студенческая,

e. тюремная,

f. буддистская,

g. исламская


18. Основу выделения исторических типов культур в учении П.А.Сорокина составляет принцип:

a. религиозный,

b. аксиологический,

c. нормативно-регулятивный,

d. креативный.


Ответ:

b. аксиологический,


Тестовые задания по теме контрольной работы:

«Первобытная культура как исторический тип»


22. С точки зрения археологического подхода, в первобытной культуре можно выделить этапы:

a. палеолит,

b. дикость,

c. неолит,

d. варварство,

e. цивилизация,

f. мезолит.


Ответ: a. палеолит,

c. неолит,

f. мезолит.


23. Выберите черты, характерные для первобытного сознания:

a. традиционализм,

b. символизм,

c. конкретность,

d. рационализм,

e. синкретизм,

f. абстрактность.


Ответ: a. традиционализм,

b. символизм,

e. синкретизм.


24. Миф присутствует (укажите все верные варианты):

a. в формальной логике,

b. политической культуре,

c. науке,

d. втором законе Ньютона,

e. религии.


Ответ: e. религии.



25. Найдите соответствия следующим понятиям:

Анимизм, упорядоченная система действий, имеющих сакральный смысл

Ритуал, форма познания и объяснения действительности с помощью чувственно-наглядных образов

Космос, бесконечное мировое пространство, выступающее как порождающее начало

Хаос, упорядоченное существование мира

Миф, одушевление фрагментов космоса


Ответ:

Анимизм – одушевление фрагментов космоса

Ритуал – упорядоченная система действий, имеющих сакральный смысл

Космос – упорядоченное существование мира

Хаос – бесконечное мировое пространство, выступающее как порождающее начало

Миф – форма познания и объяснения действительности с помощью чувственно-наглядных образов

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории художественная культура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ