Самайн – от древности до наших дней

Самайн – от древности до наших дней

На территории современной Англии, Ирландии, Шотландии в далекие времена жили племена кельтов. Язычество этих племен со своей интересной культурой, традициями и обычаями не утратило своей актуальности и с приходом христианства. Как ни старались христианские отцы, но все же некоторые языческие традиции и обряды со времен древних кельтов проводятся до сих пор. Например, праздник Самайн.

Самайн был одним из главных кельтских праздников. Отмечали его в ночь на первое ноября. Этот праздник ознаменовал окончание лета и переход природы к зиме. Еще Самайн называют Кельтским Новым Годом. А из-за даты путают его с Хеллоуином. Считается, что в Самайн граница между миром живых и миром потусторонних сил практически исчезает, а божества приходят на землю в самых разных обликах. Однако наряду со светлыми силами из потустороннего мира приходили и представители злой силы. Поэтому самые значимые сражения между силами зла и героями, описанными в мифах и легендах, происходили именно в Самайн.

Последний день выпаса скота и сбора урожая приходился на 31 октября, поэтому Самайн был двойным праздником. С одной стороны в этот день праздновали окончание полевых работ, с другой стороны приход зимы. В Самайн делались запасы на зиму: распределяли сельскохозяйственную продукцию, осмотрев скот, решали, какой оставить на будущий год, а какой забить для приготовления зимних запасов. Самайн был также днем платы податей владыке и днем подношения продуктов труда друидам для жертвоприношения. Только представьте: существовал странный обычай, по которому в Самайн могли свергнуть существующего правителя, если он за время своего правления чем-то не угодил знати. Правителя могли сжечь его вместе с его домом, или утопить в бочке с вином. Варвары!

Самайн был также днем почитания мертвых. А люди, умершие в этот праздник, считались нарушителями своих «гейсов» - личных запретов. Нарушил запрет – боги тебя призвали к ответу.

Главным ритуалом Самайна было разжигание костров. Огни Самайна считались живыми и чудотворными. Им приписывалась способность защищать от ведьм и нечистой силы. Поэтому к праздничному костру подносили младенцев и прогоняли возле него скот. Часто в этот день приносили жертвоприношения, в том числе и человеческие. Но с течением времени от этого отказались. Вместо убийства жертвы появился ритуал перепрыгивания жертвы через костер. Возможно, отсюда и пошли обычаи прыжков через костер в разных странах на разные праздники. По окончании праздника зажженную от живого огня Самайна лучину приносили в дом и бросали в очаг, чтобы в доме всегда горел священный огонь, защищая семью от напастей.

Когда заканчивалась торжественная часть праздника и жертвоприношение, начинались гуляния. Звучала веселая музыка, люди танцевали и играли в игры. И, конечно, накрывались пышные столы. На праздничном столе в Самайн обязательны присутствовала свинина и колбаса, рыба и свежее сливочное масло, свежевыпеченный хлеб, молоко и пиво. Считалось, что если человек хорошо погулял на пиру в Самайн, то он становится недоступным для злых сил. А также Самайн был последним днем, когда можно было вдоволь покушать, ведь зима долгая и до нового урожая очень далеко. Поэтому придется экономить.

Языческий праздник Самайн выдержал нашествие христианства. Историками официально доказано, что при ирландском дворе в XII веке Самайн все же праздновали, причем в течение первых трех дней ноября, соблюдая все традиции. Хотя с течением времени смысл праздника Самайн постепенно терялся. К этому приложили руку христианские отцы, говоря о празднике как о сатанинском культе.

Но интерес современников к кельтской культуре постепенно возрождает многие забытые традиции и обряды. В их числе и праздник Самайн. Может и сегодня кто-то отмечает Самайн с максимальным соблюдением традиций - где-то за городом жгут костры и прыгают через них. Но, и в городских условия можно погулять в Самайн. Большинство ночных клубов именно к этому празднику разрабатывают специальную развлекательную программу. То есть предлагают всем желающим послушать национальную музыку, посмотреть выступление танцевальных ирландских коллективов и, конечно, попить ирландского пивка.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории художественная культура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ