Скульптура Ульяновской области

Оглавление


Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Скульптура как историческое явление.................................................5

Глава 2. Обзор скульптуры Ульяновска..............................................................10

2.1. Музей-мемориал В.И. Ленина.......................................................................10

2.2. Скульптурные памятники Ульяновска.......................................................14

Заключение.............................................................................................................26

Список литературы................................................................................................28

Введение


С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни — это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.

Как вид изобразительного искусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют не иллюзорный, как произведения живописи или графики, а подлинный трехмерный объем, находящийся в реальном пространстве. Но в выборе сюжетов скульптура более ограничена, чем живопись и графика, — ведь ее средствами трудно показать пейзаж или обстановку в доме и т. д. В основном в скульптуре изображается человек, реже животные (анималистический жанр). Правда, в скульптуре можно показать часть пейзажа, но без такой четкой, как в живописи, передачи воздушной перспективы, без гармонии тональных и цветовых отношений.

Зато в изображении человека — главного героя искусства — возможности скульптуры огромны. В мировой и нашей отечественной скульптуре есть ярчайшие произведения, изображающие человека с его богатым и сложным внутренним миром, его переживаниями. Произведения скульптуры отображают героические, ратные и трудовые дела человека, его волю, энергию, беспредельные творческие возможности.

Живописец работает цветом, график — линиями и тоном, а художественное средство скульптора — пластика, моделировка, т. е. создание объемности фигуры или предмета, передача игры света и тени, выразительно подчеркивающих форму скульптурного произведения. Поэтому скульптор должен всегда учитывать освещение своего произведения, заботиться, чтобы освещение выгодно выявляло пластические качества скульптуры.

Цель работы – рассмотреть скульптуру Ульяновска и области в историческом контексте.

Задачи:

- рассмотреть концепт скульптуры как историческое явление;

- выявить теоретическое обоснование термина «скульптура»;

- сделать обзор скульптурных произведений Ульяновска и области.

Глава 1. Скульптура как историческое явление


Скульптура делится на два основных вида — на круглую скульптуру и рельеф[5].

В круглой скульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму, какой она бывает в самой действительности. Скульптор работает в трех измерениях, с полным соблюдением реальных пропорций предмета. Такая скульптура рассчитана на круговое обозрение, т. е. ее можно рассматривать со всех сторон, и поэтому она должна быть выразительной с любой точки обзора. Очень большое значение для круглой скульптуры имеет силуэт, т. е. очертание предмета и восприятие всей его массы на каком-то реальном, естественном фоне. Силуэт круглой скульптуры многопланов, ибо с разных точек обозрения он меняет свои очертания. Особенно важен силуэт для больших скульптур, которые находятся в открытом пространстве и которые можно рассматривать издалека. Иногда бывает, что такая скульптура имеет ограниченный обзор, и тогда выделяется какая-нибудь одна ее сторона.

В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью, и поэтому число точек обозрения рельефа ограничено. Собственно, он имеет одну главную точку обзора, расположенную на линии, перпендикулярной к плоскости. В рельефе можно изобразить большие группы людей, и даже пейзаж.

Рельефы делятся на барельефы и горельефы. Наиболее плоское изображение, скульптурные формы которого едва выступают над плоскостью, называется барельефом. Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более половины своего объема, называется горельефом (фриз Большого алтаря Зевса в Пергаме). Иногда в горельефе скульптурные формы так сильно выступают над плоскостью, что приближаются к круглой скульптуре. Изредка применяют еще и углубленный рельеф. В нем изображение либо вырезается глубже плоскости, либо оставляется на ее уровне, а вырубаются только внешние его контуры

Делая изображения в рельефах разными по высоте, скульптор может создавать впечатление определенной глубины и пространственности композиции.

Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников.

По назначению скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. Это деление обусловлено содержанием скульптуры, особенностями выражения этого содержания, размерами произведения, его назначением.

Монументальная скульптура (памятники, статуи, рельефы) выражает большие общественные, гражданственные идеи, запечатлевает исторические события и образы исторических деятелей, передает героический пафос. Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповая композиция, установленные на постаменте[3].

Новый этап в развитии монументальной скульптуры открыла эпоха Великого Октября. В начале 1918 г. В. И. Ленив выдвинул грандиозный план монументальной пропаганды. Перед монументальной скульптурой были поставлены очень важные и ответственные задачи пропаганды великих идей коммунизма. В плане монументальной пропаганды были сформулированы основные принципы советского искусства, сыгравшие важную роль в становлении творческого метода — социалистического реализма.

В советском искусстве в послевоенный период получил развитие новый тип памятника — скульптурно-архитектурный ансамбль с развернутой в пространстве композицией. Такие архитектурно-скульптурные ансамбли включают несколько монументов, развивающих одну художественную идею, и обычно посвящены историческим событиям. Так, мемориальные ансамбли в Волгограде, Ленинграде, Хатыни, Саласпилсе, Бресте призваны увековечить бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Произведения монументальной скульптуры тесно связаны с архитектурой или природой. Они рассчитаны на очень долгую жизнь, и поэтому их делают из прочных, стойких материалов: камня, бетона, металла. Так как обычно произведения монументальной скульптуры рассматривают с разных расстояний, то силуэты их должны быть обобщенных форм, ясными, четкими и выразительными.

Монументальная скульптура может выступать в синтезе с архитектурой. Это имеет большое значение для создания художественного облика города. В основе такого синтеза должно лежать единство скульптурного и архитектурного образов, родство их содержания. Классический пример идейной и художественной взаимосвязи скульптуры и архитектуры — здание Адмиралтейства в Ленинграде.

Станковая скульптура не связана с архитектурой или природой, она существует самостоятельно. Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение[6].

Основной жанр станковой скульптуры — портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека. Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст, голова).

Декоративная скульптура является частью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформления зданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы, тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения; статуи, являющиеся вспомогательными архитектурными элементами: кариатиды (статуи девушек, поддерживающих крыши портиков греческих храмов), атланты (в древнегреческой мифологии великаны, поддерживающие небесный свод), статуи-фонтаны и т. д. К декоративной скульптуре относится так называемая скульптура малых форм (статуэтки, медали и т. д.).

Композиция в скульптуре может быть или статичной (памятник К. А. Тимирязеву скульптора С. Д. Меркурова), или динамичной («Марсельеза», Ф. Рюда, «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной). Динамичными могут быть не только композиции, но и лицо и фигура героя, тогда они выражают большое внутреннее напряжение образа («Давид» Микеланджело).

Немалую роль в создании выразительности скульптурного образа играет цвет. Скульптор может создавать цветные произведения, учитывая естественный цвет материала (например, цветная майолика скульптора XV в. Луки делла Роббиа, выполненная в центре купола в капелле Пацци). Известны случаи создания цветных скульптур, выполненных путем сочетания различных материалов (статуя Афины скульптора Фидия). Однако, в отличие от живописи, цвет в скульптуре не основное художественное средство, он лишь помогает скульптору придать более живой характер объемному изображению[1].

В работе скульпторов большое значение имеют материал и техника исполнения. Один из методов создания скульптур — лепка, т. е. создание формы из мягкого материала (глины, пластилина) путем постепенного его добавления. Другой метод — ваяние, напротив, предусматривает создание нужной скульптору формы путем отделения, отсекания лишних масс от каменной глыбы или дерева. Лепка из мягкого материала обычно применяется при работе с натуры, выполнении эскизов, моделей, проектов. А затем скульптуру, сделанную из мягкого материала, переводят в гипсовую.

Для создания скульптур из металла — бронзы, чугуна, алюминия — применяется метод отливки. В современной скульптуре широко используются и новые материалы: бетон, сталь, сплавы. Разнообразные по твердости и окраске породы камня — мрамор, гранит, базальт, порфир — обрабатываются в соответствии с их свойствами. Например, в мраморе возможна более детальная проработка формы, в граните приходится допускать обобщения. Скульпторы, работающие в дереве, широко используют его богатые природные возможности, теплоту его тона, его золотисто-желтый цвет.

В выборе материала скульптор всегда руководствуется идейно-художественным замыслом.

Глава 2. Обзор скульптуры Ульяновска


2.1. Музей-мемориал В.И. Ленина


16 апреля 1970г. в Ульяновске состоялось торжественное открытие Ленинского мемориала — памятника истории, культуры, архитектуры, возведённого в ознаменование 100-летия В. И. Ленина на месте его рождения[5].

Уникальное здание Ленинского мемориала сооружено по проекту, выполненному коллективом Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования (ЦНИИЭП) зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством доктора архитектуры Бориса Сергеевича Мезенцева.

Авторам проекта удалось найти оригинальное решение задачи возведения здания с многофункциональным назначением: музейным, учебным, зрелищным.

Совместное расположение Музея-мемориала В. И. Ленина, Общественно-политического центра, Большого концертного зала в одном архитектурном объёме позволяет комплексно эксплуатировать огромное сооружение Мемориала, полезная площадь которого составляет 19,2 тысячи квадратных метров, а его объём — 133,1 тысячи кубических метров. Приподнятое на пятидесяти 7,5 метровых колоннах, здание образует внутренний дворик. Здесь располагаются сохранённые и отреставрированные дома, связанные с рождением и ранним детством Владимира Ульянова.

Южное крыло здания занимает Музей-мемориал В. И. Ленина, учреждённый в результате реорганизации Ульяновского филиала Центрального музея В. И. Ленина, открытого в суровые дни войны — 2 ноября 1941 г. В его состав входят как структурные подразделения три мемориальных музея:

Экспозиция музея, представленная историческими документами, монументальными видами искусства, предметами декоративно-прикладного искусства, располагается в экспозиционном зале площадью более 3000 кв. м.

Она — единственная в стране, показывающая наиболее значимый по своим деяниям и масштабам свершений, больше всех других изменивший жизнь человека на планете, XX век через призму жизни и деятельности В. И. Ленина. Представлено около 4000 экспонатов, 70% которых — подлинники. Предпринята попытка раскрыть малоизученные, дискуссионные, вызывающие интерес факты ленинской биографии.

Завершает экспозицию музея Ленинский торжественный зал. Высота его 17 м, ширина — 14м. В центре зала — пятиметровая скульптура В. И. Ленина, выполненная народным художником СССР П. И. Бондаренко из белого уральского мрамора. Торжественность залу придаёт монументальная мозаика из цветной смальты, автор которой — московский художник-монументалист Г. И. Опрышко. В этом зале проводятся различные ритуальные акты и мероприятия.

Коллекции музея богаты и разнообразны. Уникальны подлинники семьи Ульяновых, коллекция печатных источников, в которую входят прижизненные издания ленинских работ, сатирические журналы 1905—1907 гг., издания русской нелегальной и запрещённой печати XIX-нач. XX вв., книги, вернувшиеся из спецхранов. Интересны коллекции нумизматики, филателии, филокартии.

Музей располагает уникальным собранием предметов декоративно-прикладного искусства, связанным с увековечением памяти В. И. Ленина. Это изделия из фарфора, хрусталя, стекла, чеканка, ковры, вышивки и др. — подарки музея к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина от отечественных и зарубежных делегаций.

Особое место занимают скульптура, живопись, графика — произведения советских и зарубежных, профессиональных и самодеятельных художников, начиная с 1920-х гг., отражающие дореволюционную и советскую историю, жизнь и деятельность В. И. Ленина, семьи Ульяновых. Среди них работы М. Манизера, А. Пластова, Н. Андреева, Н. Жукова, Д. Архангельского и др.


2.2. Скульптурные памятники Ульяновска


Его силуэт угадывается издалека – еще с левого берега Волги, сквозь кружевные конструкции волжского моста... Ульяновск - одно это название наполняет волнением душу... Железнодорожный мост более чем двухкилометровой длины одним своим концом покоится на левом, низменном берегу, другим упирается в подножие горы Венец. На ней и стоит Ульяновск, вернее, его историческое ядро.

Город почти не виден с воды, лишь на вершине холма здания проглядывают сквозь ряды деревьев, да на крутом склоне кое-где виднеются крыши в зелени садов... Именно здесь, на вершине горы находится самое красивое, самое памятное и дорогое сердцу каждого горожанина место - Венец... По этому чудному месту, расположенному на этом высоком волжском косогоре, гуляло множество знаменитых земляков. Здесь Николай Языков признавался в своей горячей любви к малой родине. По Венцу гулял знаменитый историограф Николай Карамзин. В городе останавливался великий поэт Пушкин. И перед каждым из них город представал во всей красе своих цветущих садов, тихих провинциальных улочек, бескрайнего волжского простора. Слегка видоизмененным, но по-прежнему прекрасным видим город мы – его сегодняшние жители.

Памятник А.А. Пластову был открыт 31 января 2003 г. в честь 110-летия со дня рождения Аркадия Александровича Пластова. Автор – скульптор А.А. Бичуков. Памятник выполнен в традициях реализма. Художник изображен с кистью и мольбертом.

Памятник-бюст И.А. Гончарова открыт 12 сентября 1948г., в год 300-летия основания Симбирска у здания областной библиотеки – Дворца книги. Бронзовый бюст установлен на постаменте из светло-розового гранита с надписью «Гончаров И.А. (1812-1891)». Автор – скульптор А. Ветров.

Памятник открыт в 1986 г. и является даром Армении г. Ульяновску. Установлен на проспекте Гая в честь первого командира Железной дивизии, освободившей город Симбирск от белогвардейцев 12 сентября 1918 г. Шестиметровая фигура из бронзы возвышается на цилиндрическом постаменте, украшенном барельефами – сценами боевой жизни дивизии. Автор – художник Армении Сурен Казарян.

Памятник И.А. Гончарову был открыт в июне 1965 г. Скульптура сидящего в кресле и делающего записи писателя была отлита из чугуна уникальным итальянским методом отливки по воску на Мытищинском заводе художественного литья. Памятник установлен на пьедестале из красного гранита. Автор – скульптор Л.М. Писаревский.

Памятник К. Марксу был открыт 7 ноября 1921 г. Это одно из первых скульптурных изображений К. Маркса в Советской России. Авторы памятника – советский скульптур С.Д. Меркуров и архитектор, профессор В.А. Щуко. Мифологический сюжет Атланта совмещен с изобразительными приемами классицизма и раннего модернизма. К. Маркс трактован как титан мысли и духа. Обращает на себя внимание прекрасное портретное сходство. Высота монумента – 8,5 м. Выбитая на пьедестале дата «1920г.» свидетельствует о времени закладки памятника. На тыльной стороне высечена крылатая фраза, принадлежащая К. Марксу: «Идеи, овладев массами, становятся величайшей движущей победоносной силой». Изначально памятник стоял несколько ближе к Волге и лицевой стороной был повернут на север. Нынешнее положение памятник занял в 1984 г.

Памятник В.И. Ленину был открыт 22 апреля 19 40 г. и представляет собой произведение социалистического реализма. Авторы – скульптор М. Манизер и архитектор Витман. Это – «Ленин в октябре, в бурном окружении, твердо стоящий и уверенно смотрящий вдаль, в будущее». Вариант этой скульптуры на Брюссельской международной выставке в 1958 г. получил высшую награду – «Гран-при».

Памятник Н. Нариманову был открыт в Ульяновске в 1977 г. Он является даром трудящихся Азербайджанской ССР и установлен на проспекте, названном в честь этого государственного деятеля, писателя и публициста. Памятник выполнен в виде горельефа Нариманова на фоне стилизованного знамени из полированного красного гранита

На Венце в течение 1918-1922 гг. было захоронено несколько десятков человек, погибших в годы гражданской войны. Таким образом, образовалось некое привилегированное кладбище в центре города. В 1927 г. могилы был сровнены, а на братской могиле возведен памятник красноармейцам, погибшим в боях за освобождение Симбирска в 1918 г. Архитектор - Ф.Е. Вольсов (1927 г.). В 1968 г . у памятника-обелиска зажжен Вечный огонь славы.

Памятник ульяновцам-танкистам расположен на площади у парка Победы в северной части города. Танк ИС-3 был установлен в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной Войне 9 мая 1975 г.

Памятник-бюст И.Н. Ульянову был открыт 26 июля 1971 г. (в 140-ю годовщину со дня его рождения). Установлен у главного корпуса Ульяновского государственного педагогического института им. Ильи Николаевича Ульянова (УлГПИ). Авторы – скульптор А.И. Клюев и архитектор Н.Н. Медведев. Бюст расположен на бульваре Новый Венец.

Памятник И.Н. Ульянову был открыт в 1957 г. Автор – скульптор М. Манизер. На высоком гранитном пьедестале – бронзовый бюст И.Н. Ульянова. Ниже – бронзовая фигура крестьянского мальчика с книгой, символизирующая крестьянских детей, приобщенных усилиями Ильи Николаевича Ульянова к грамоте и просвещению. Памятник расположен на ул. 12 Сентября, у входа в сквер И.Н. Ульянова.

Инициаторами сооружения памятника Н.М. Карамзину были: генерал-майор П.Н. Ивашев, трое братьев Языковых, князь Ю.Хованский и др., которые и сделали первоначальные взносы на строительство памятника. Николай I, посетивший в 1836 году Симбирск, указал на этом месте устроить площадь, в центре которой и установить памятник, повелев заключить с профессором С.И. Гальбергом контракт на сооружение памятника.

Памятник М.А. Ульяновой и В. Ульянову представляет собой скульптурную композицию «Мария Александровна Ульянова с сыном Володей». Памятник вылит из бронзы и расположен на пл. 100-летия со дня рождения Ленина. Низкий постамент был изготовлен из гранита. Открыт 16 апреля 1970 г. Автор – художник П. Бондаренко, скульпторы О. Комов, Ю. Чернов, О. Кирюхин.

Памятник (Обелиск) Вечной Славы был открыт 9 мая 1975 г. на высоком Волжском откосе. Памятник решен в двух плоскостях: на верхней установлен 47-метровый обелиск, расположена широкая торжественная лестница и установлена многофигурная скульптурная группа, изображающая воинов, застывших в порыве атаки. На нижней в гранитном квадрате установлена бронзовая чаша Вечного огня, а на гранитной стене начертаны имена 57 ульяновцев - Героев Советского Союза.

Памятник А.С. Пушкину был преподнесен автором, Президентом Академии художеств России Зурабом Церетели, в дар Ульяновскому областному краеведческому музею. Бюст А.С. Пушкина был установлен во дворике литературного музея «Дом Языковых» (филиал областного краеведческого музея) и открыт 12 июня 2005 г.

4 сентября 2005 года перед зданием Ульяновской областной научной библиотеки состоялось открытие памятника букве «Ё». Это событие пришлось на день 160-летия со дня открытия и освящения памятника историографу Н.М. Карамзину. Именно Н.М.Карамзин явился первым автором и издателем, использовавшим букву «Ё». В 2005 году исполнилось 210 лет со дня первой её публикации.

10 ноября 2005 года в Ульяновске был установлен памятник Михаилу Андреевичу Гимову, возглавлявшему Симбирский губисполком в годы Гражданской войны (1918-1921 гг.). Бюст Гимова водружен перед зданием факультета иностранных языков Ульяновского государственного педагогического университета.

30 октября 2005 года в Ульяновске был установлен памятник жертвам политических репрессий в СССР. Памятник представляет собой фрагмент стены концлагеря с колючей проволокой и прожектором. Он установлен возле здания, в котором раньше располагалось НКВД. Как известно ульяновцам, в подвалах здания НКВД в годы массового коммунистического террора производились расстрелы. Автор памятника - главный художник областного управления архитектуры Игорь Смиркин.

Памятник утраченным храмам Симбирска был открыт 5 октября 2006 г. Многоярусная часовня, увенчанная позолоченными маковкой и крестом, заменила собой Поклонный крест, установленный в 1999 г. на ул. Гончарова. Памятник высотой 9 метров был изготовлен кузнецами симбирского кузнечного двора «Корч» из стали, меди и сусального золота. На трех сторонах постамента изображены три утраченных в 1930-х гг. храма: Свято-Троицкий кафедральный собор, Никольский собор и Спасо-Вознесенский собор.

5 октября в Международный день учителя в Ульяновске торжественно открылась областная аллея славы учителей. Это стало уникальным подарком для педагогов от благодарных жителей. Не забыты Герои Социалистического Труда Н.Н. Кузьмина и Г.М. Лазарева, народные и заслуженные учителя, учителя года. Аллея славы областного уровня, поэтому лучшие педагоги не только города, но и области отмечены на Доске почета. На праздник пришли и сами учителя, и родители с детьми, поэтому праздник получился семейным. Открытие аллеи ознаменовалось поздравлениями от первых лиц города и области, концертными выступлениями разных студий города и красочным фейерверком.

Заключение


В 1648 году царь Алексей Михайлович отправил окольничего Богдана Хитрово для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги. Закладка города-крепости Синбирск (с конца XVIII века - Симбирск) началась весной 1648 года на правом берегу Волги. В центре крепости располагался рубленный город (Кремль), чья ограда состояла из прочных стен, вала и глубокого рва. Кремль был центром военной, административной, судебной и церковной власти всего уезда. За его территорией жили посадские люди, стрельцы, строители города.

Именно под стенами Симбирска был решен исход крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Симбирская крепость выдержала осаду войск, и Разин вынужден был уйти вниз по Волге.

В 1780 году учреждается Симбирское наместничество, а в 1796 году город становится центром губернии. В начале XIX века в городе открываются театр, больница, гимназия, а несколько позже - библиотека, памятник Н. М. Карамзину. В эти же годы были построены Троицкий и Николаевский соборы.

Дореволюционный Симбирск справедливо называли "дворянским" городом. Самая лучшая и богатая его часть была расположена на Венце, где находились соборы, губернские административные учреждения, учебные заведения, частные особняки, общественные сады и бульвары. Рядом располагалась оживленная торговая часть города с центром в гостином дворе. На городских окраинах жили в основном бедняки.

В 1898 году в Симбирске была проложена железная дорога, в 1913 году появилась электростанция, в октябре 1916 года был введен в эксплуатацию крупный железнодорожный мост через Волгу. В это же время в городе появились первые кинотеатры "Экспресс" и "Ампир", строится здание Крестьянского и Дворянского поземельного банков.

С Симбирском-Ульяновском связаны судьбы многих выдающихся людей: историографа Н. М. Карамзина, писателей И. А. Гончарова, Д. В. Григоровича, Скитальца (П. С. Петрова), А. Коринфского, поэтов Н. М. Языкова, Д. Д. Минаева, Н. Садовникова, Д. Ознобишина, Д. Давыдова, художников А. А. Пластова, Д. И. Архангельского, композиторов А. А. Варламова, О. С. Станкевича, просветителей И. Н. Ульянова и И. Я. Яковлева, декабристов А. И. Тургенева, В. П. Ивашева, архитекторов Ф. О. Ливчака, А. А. Шодэ, Ф. Е. Вольсова, биолога А. А. Любищева, ботаника В. Благовещенского, зоолога С. А. Бутурлина, дирижера Э. А. Серова. Здесь родился и провел первые 17 лет своей жизни В. И. Ульянов (Ленин)

Как мы видим, скульптурные памятники Ульяновска очень многочисленны и разнообразны. Нет возможности перечислить все скульптурные композиции нашего города, поэтому в своей работе я постаралась показать наиболее интересные из них.

Список литературы


  1. Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе. – Ульяновск: ГУП Облтипография «Печатный двор», 2003. – с. 55-57.

  2. Аржанцев Б.В. Симбирский венок Пушкину и выдающиеся памятники истории и культуры города. – Ульяновск, 2004. – с. 11-13.

  3. Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска второй половины XVII – начала XX веков. – Ульяновск: Симбирская книга, 2004. – с. 78-80.

  4. Ильин В.Н. Симбирск – Ульяновск. Краеведческий справочник-путеводитель. Выпуск 1. Храмы и кладбища. – Ульяновск: Симбирская книга, 2004. – с. 50.

  5. Историческая застройка Симбирска – Ульяновска (обзор) / Сост. О.А. Свешникова – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004. – с. 78.

  6. Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. – Самара, 2006. – с. 113-115.

  7. Охрана памятников и вопросы истории русской архитектуры (Сборник статей) / Сост. М.П. Тублин и А.Г. Раскин – М, 2004. – с. 45-48.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории художественная культура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ