Специфика культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций 2


Специфика культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций.


План

Введение

1. Государственная организация

2. Религиозные представления

3. Архитектура

4. Литература, письменность, музыка

5. Изобразительное искусство

6. Наука

Заключение

Библиографический список


















Введение

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. Это раннерабовладельческое государство образовалось в конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, и просуществовало до падения независимости в VI в. до н.э. Древний Египет стал первым государством на Земле и являлся одной из самых могущественных держав, претендующих на мировое господство.

Зарождение и особенности развития Древнего Египта во многом определялись географическими и климатическими условиями: мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Природа страны – огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополучие народа, редкие дожди и жаркое солнце, финиковые рощи – явилась важнейшим фактором, обусловившим развитие мироощущения и мировоззрения египтян.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Уникальные памятники древней культуры по-прежнему поражают воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этим удивительным и загадочным государством.

Египетская цивилизация достигла больших успехов в самых разных областях человеческого знания - архитектуре, математике, мореплавании. Египтяне заложили основы многих современных наук – геометрии, астрономии, медицины, им принадлежит один из древнейших календарей.

Древний Египет стал одним из величайших центров мировой культуры и внес большой вклад в развитие мировой цивилизации.





1. Государственная организация


В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял фараон, считавшийся потомком бога солнца Ра – первого мифического владыки Египта. Египтяне полагали, что царская власть была установлена самими богами, а на фараона смотрели как на посредника между миром людей и миром богов. Царя окружал многочисленный двор. Фараон обладал абсолютной властью в стране: все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством. Весь Египет с его колоссальными природными, материальными, земельными, трудовыми ресурсами считался собственностью правителя. У фараона было много обязанностей: он должен был править справедливо и сохранять порядок и равновесие в обществе, он нес ответственность за урожай и за работу ирригационной системы, он вел войска на битву. Фараону повиновались беспрекословно и безропотно.

Первым лицом после фараона был верховный сановник, а далее вельможи. Они были обладателями важных должностей в самом правительственном хозяйстве. Большое значение в государственной жизни имели писцы (каждые два года в стране производился переучет для налоговых целей).

Существовал классовый строй, и народ полностью подчинялся правящему классу. Таким образом, основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.








2. Религиозные представления

Религия выступала как основной стержень всей древнеегипетской культуры.

Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Важнейшим богом Египта был бог Солнца – Ра, или Атум. Ему поклонялись как источнику тепла, света и жизни. Египтяне думали, что Ра каждый день проезжает на золотой лодке по небу с востока на запад и вечером уходит в пустыню.

Наместником Атума-Ра был Тот – бог Луны. Его почитали как бога времени: это он разделил время на годы, месяцы и дни, он сам вел летоисчисление и составлял хроники. Ему поклонялись как богу мудрости: Тоту приписывали изобретение письменности и счета. Он выступал как автор священных книг, покровитель ученых, писцов, архивов и библиотек, наук и колдовства.

Одним из важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель Вселенной. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих он изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Также одним из главных богов был Осирис – бог мертвых, бог плодородия, покровитель растительности и земледелия. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой Осириса была Исида – богиня плодородия, покровительница материнства, олицетворявшая женскую преданность и супружескую верность. Сыном Осириса и Исиды был бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака. Олицетворением зла был бог Сет, бог пустыни и суховея, покровитель чужеземных стран и врагов Египта.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Они поклонялись богу Нила – Хапи. Египтяне полагали, что он живет в пещере в верховьях реки и сам льет из кувшина воду, от количества которой и зависел уровень разлива. Когда начинался разлив, в Египте был праздник – «ликует земля и все живое в радости». А если подъем воды в реке был незначителен, и поля оставались без должного орошения, то «все люди бледнеют», и «дыхание их кончено». Даже Вселенную египтяне представляли как соединение Нила земного, дающего жизнь людям, Нила небесного, по которому плывет в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра ежедневно возвращается на небо, преодолев силы зла и тьмы.

Как воплощение божества в Египте почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись змеям, крокодилам, кошкам, коровам, птицам, жукам и множеству других живых существ. Самым важным из числа культов животных был культ быка Аписа. Он считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия. После смерти священных животных бальзамировали и с почестями погребали.

Египтяне почитали деревья и растения, из которых особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, её плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни.

Все разнообразные и многочисленные божества египтян жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, невидимого и непостижимого в своей сущности. Таким образом, поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу, не имеющему ни имени, ни изображения.

Существующее в реальности египетское многобожие не способствовало централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до н.э., выступил как религиозный реформатор, пытаясь установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон и сам принял имя Эхнатона, что означало «угодный богу Атону». Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление многочисленного слоя жрецов. Вскоре культы прежних богов были восстановлены.

Одной из характерных особенностей религии Древнего Египта было сохранение пережитков древних верований. Особую роль играл культ фараона. В Египте сформировалось представление о божественности фараона - он считался воплощением божества в человеческом облике. Религия требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти.

Главной доктриной египетской религии была вера в бессмертие души. Египтяне исходили из того, что смерть не означает конца человеческого существования, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Бессмертие было обещано не всем душам, а только тем, которые заслужили это праведной жизнью. Душа умершего должна была предстать перед Осирисом и другими богами – его помощниками. Душу судили: для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. Он мог быть разным: души преступников в зале суда пожирало страшное чудовище с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила, и для этих душ сразу наступало небытие. Души тех, кто жил грешно, но не переступал важнейших моральных заповедей, должны были воплотиться в тело какого-либо нечистого и презираемого животного, например, свиньи. Ей был отмерен свой срок жизни на земле, после чего для этой грешной души также приходил конец ее существования. Если же человек не нарушал моральных норм, при жизни стремился к нравственному совершенству, то он получал бессмертие.

Ещё одним условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего, в которое могла бы вернуться душа после суда Осириса. В Древнем Египте искусство бальзамирования и искусство изготовления мумий были доведены до совершенства.


3. Архитектура

Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.

Архитектура «Град Амона», «Стовратные» Фивы становятся одним из самых блистательных городов древнего востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно, величественные храмы, определяющие архитектурный облик Египта.

Поскольку древние египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело, они сооружали жилища для бессмертной души фараона и знати. Египтяне старательно сохраняли тела умерших: их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону.

Самым ранним типом гробниц египетской знати в эпоху Древнего Царства были мастабы – каменные или кирпичные прямоугольные сооружения с плоским верхом и стенами, наклоненными к центру. Внешне напоминая простой лежащий брус, мастабы имели сложное внутреннее строение. В мастабе могли быть десятки помещений, в основном подземных.

Умершего хоронили в одной из маленьких подземных комнаток на дне глубоких шахт; внутренние стены их были нередко украшены барельефами и росписями. Важным структурным элементом мастабы была жертвенная комната, в которую приносились вино, еда и подарки для покойного. В мастабах погребали древнейших царей Египта, многие из мастаб относятся к IV тыс. до н.э. Впоследствии египтяне перешли к строительству пирамид.

Возведение пирамид было важнейшей чертой древнеегипетской культуры. Пирамиды строились для фараонов и знати. Самая ранняя из пирамид – пирамида фараона Джосера – была воздвигнута около 5 тыс. лет назад. Она имела ступенчатую форму. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор Имхотеп. Уважение и преклонение перед ним было настолько велико, что после смерти он был обожествлен и последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Пирамида Джосера окружена ансамблем дворов и зданий, у северной ее стороны имелся храм для совершения погребальных обрядов и жертвоприношений. Эту пирамиду называют «матерью египетских пирамид». Последующие пирамиды соответствовали трем основным принципам, воплощенным в этой пирамиде: они имели значительные размеры, пирамидальную форму и были построены из камня.

Самая знаменитая и самая большая пирамида в мире – пирамида Хеопса в Гизе. Её высота 146 метров, а площадь – около 55 тыс. кв. м., в ней может уместиться любой европейский собор. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, вес каждой глыбы составляет 2-3 тонны. Общее количество каменных блоков, использованных в строительстве, - два миллиона триста тысяч. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Несмотря на значительные размеры пирамиды, её внутренние помещения занимают всего 3-4% от общего объема. Они представляют собой цепь длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение – запутать грабителей, которые нередко проникали внутрь сооружения. Центром пирамиды была погребальная камера, в которой находился саркофаг с телом фараона.

Пирамида Хеопса вместе с пирамидами его преемников – фараонов Хефрена и Микерина, составляют знаменитый ансамбль в Гизе. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут.

4. Литература, письменность, музыка

Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Художественная литература Древнего Египта представлена различными жанрами – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.

Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного содержания и происхождения.

Широко распространен был жанр поучений. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца, а иногда от имени царя, например, «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара».

Социальные противоречия неспокойной поры Среднего царства проявились в «Повести о красноречивом поселянине», в которой наибольший интерес представляют обличительные речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.

Среди богатой поэтической литературы - гимны богам и царям, любовная лирика, хвалебные песни. Ритм стиха строился на ударных слогах.

Примером повествовательной литературы I тыс. до н.э. является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, при этом давая описания природы.

Для фиксации различных явлений египтяне создали сложную систему письменности, ее возникновение относят к ХХХ в. до н.э. Она состояла из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов - иероглифов. По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Они делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов.

Материалом для письма древних египтян служили камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки, широкое распространение получил папирус. Писали красными и черными чернилами при помощи длинных тростинок-кисточек.

Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи – о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н.э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое.

Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. О большом общественном значении музыки в Египте говорят многочисленные барельефы и росписи с изображением певцов и инструменталистов, начиная с Древнего царства, III тысячелетие до н.э. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию.

Египтяне внесли значительный вклад в развитие и усовершенствование музыкальных инструментов. Особенно выделяется из числа других арфа.

Музыканты пользовались большим почетом в обществе. Египтяне называли музыку «радость. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. Огромное значение придавалось также человеческому голосу.

5. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство древних египтян определялось их мировоззрением и культурой в целом.

Важная роль в искусстве принадлежала скульптуре. Все фигуры статуй были неподвижны, невозмутимы, их позы однообразны. В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: фигуры изображались стоящими или сидящими, спина всегда была прямой, плечи – развернутыми, лицо было устремлено вдаль. Условной была и окраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы и глаза у всех были черные, одежда – белой. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица.

Статуи считались вместилищем души человека, были обращены к вечности и отличались величественностью и торжественностью.

Наиболее известны статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III , парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – царицы Нефертити. Гениальный скульптор Тутмес, начальник царской скульптурной мастерской, смог передать не только неповторимую индивидуальность черт этого удивительно красивого лица, но и ощущение динамики и полноты жизни, тонкость и глубину переживаний молодой женщины.

Большое место в искусстве Древнего Египта занимают рельефы и росписи, которые украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги.

При создании рельефов древние мастера также не выходили за рамки традиционного художественного канона: использовался прием плоскостного расположения фигуры, позы были условны и статичны. Однако во II тыс. до н.э. линии становятся более выразительны, фигуры – более гибки. Интересен своей масштабностью рельеф из Карнакского храма в Фивах, посвященный битве при Кадеше между войсками Рамсеса II и хеттами.

Рельефы в заупокойных храмах царей и в гробницах вельмож должны были прославлять их мощь, рассказывать об их деятельности. Изображение владельца гробницы поэтому делалось портретным. Примерами замечательных портретных рельефов могут служить деревянные рельефы вельможи, зодчего III династии Хесира (Каирский музей), передающие ярко индивидуальный образ волевого, энергичного человека.

На рельефах и в росписях очень часто встречаются сцены сельского труда, работы ремесленников, рыбной ловли и охоты, быта вельмож. Вельможу или царя показывают обычно крупным планом, изображая их очень большими, потому что они являются главными персонажами в композиции.

Шедевром древнеегипетской росписи II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Высокого уровня достигло в Египте и декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

Древние египтяне перед храмами и дворцами воздвигали высокие обелиски, которые нередко покрывались иероглифами. Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, статуэтки, скульптура, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

6. Наука

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

В области научных познаний набольшее развитие в Древнем Египте получила математика. Она возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать площадь круга, поверхность полушария и шара, рассчитать объем пирамиды.

Математика имела не только практическое, но и художественное применение. Некоторые из египетских росписей сохранили следы подготовительной работы. Такая методика свидетельствует, помимо остроумия технического решения и математической продуманности композиции, о том, что египтяне неплохо изучили пропорции и активно пользовались ими в живописи.

Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия.

Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды – Сириуса, он совпадал с разливом Нила. Весь год состоял из 365 дней (36 декад), он делился на три сезона, в каждом сезоне было по 4 месяца. Месяц состоял из трех декад по 10 дней каждая. В конце года добавлялось пять дней. Такой календарь возник из сельскохозяйственных нужд, к нему привела необходимость вычислять периоды разлива Нила.

Большим вкладом в астрономию было также деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: различались врачи глазные, зубные, хирурги. Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины – сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих наряду с рациональными рецептами множество колдовских. Несмотря на это, именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Ко II тыс. до н.э. относятся и древнейшие географические карты – на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.

Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий.

В III тыс. до н.э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, а со II тыс. до н.э. – при крупных государственных учреждениях. В школах занимались мальчики в возрасте от 5 до 16 лет, их обучали чтению, письму, счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам.








Заключение

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства. Эти три периода определяют своеобразие древнеегипетской культуры.

Особенности культуры Древнего Египта состояли в следующем: раннее зарождение классовых отношений и государственности; изолированность страны в географическом положении, что затрудняло культурные заимствования извне; тесная связь искусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала; характер природных условий долины Нила; консерватизм и традиционализм.

Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области искусства, религии и науки.

Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой, статичной скульптурой, оригинальной пейзажной живописью явилось основой для античного искусства и европейской культуры в целом. Оно поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой.

Стоить отметить влияние Древнего Египта на греческую культуру: греческие законодатели во многом использовали опыт государственной организации этой страны. Египетская культура также оказала большое воздействие на развитие древнеримской культуры: культ египетской богини Исиды и праздники древних египтян, связанные с культом Осириса, получили широкое распространение в Риме.

Таким образом, древнеегипетская культура породила замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая заложила основу для последующего развития многих народов.




Библиографический список

1. Золкин А.Л. Культурология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории художественная культура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ