Интегрированное занятие по слушанию музыки "Сказка в звуках и красках"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №36 «Жемчужинка»
Сказка в звуках и красках
Сценарий интегрированного занятия
для детей подготовительной группы
Гречихина Людмила Ильинична,
воспитатель изодеятельности,
Белан Любовь Юрьевна,
музыкальный руководитель
Юрга 2010г
Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию, и живопись.
Задачи:
Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке, рисунке, цвете, опираясь на иллюстрации, опыт знания и умения.
Способствовать в развитии образной речи.
Развивать познавательные и творческие возможности детей.
Развивать культуру слушания классических произведений, рассматривания произведений живописи.
Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать.
Оборудование:
Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;
ленты, шарфы;
музыкальные инструменты: металлофоны, колокольчики;
иллюстрации художника Канашевича к «Сказке о царе Салтане»
Сегменты спектрального круга,
Бумага А4 на каждого ребёнка,
Художественные материалы, простые карандаши, ластики.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Напомните мне, о чем может рассказать музыка? (О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки - по программе Музыкальные шедевры» О.П.Радыно-вой)
- Ребята, вы любите сказки? (Да) А какие ваши любимые сказки? (Дети перечисляют свои любимые сказки). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да)
Но только без волшебных слов нам не обойтись.
Говорит из-за двери воспитатель по ИЗО:
И без меня тоже.
Музыкальный рук-ль: Кто здесь, выйди, не ленись.
Всем ребятам покажись.
Входит воспитатель ИЗО и говорит: Музыка вам поможет сказку услышать, а увидеть сказку вам поможет живопись и художники – сказочники.
Бим-бом, бим-бом
В сказку мы сейчас войдем.
Звучит отрывок произведения «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова. Муз. рук-ль показывает детям шмеля-игрушку
Муз.рук-ль: Ребята, а в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»)
- А кто автор сказки? (А.С.Пушкин)
- На прошлых занятиях мы слушали с вами отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане»). А кто написал эту оперу? (Н.Римский – Корсаков)
Давайте мы полетим за шмелем. Может быть, увидим какое-нибудь чудо?
Дети слушают отрывок «Белка».
Муз.рук-ль: Что лежит в основе этого произведения? (Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»)
- Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.)
Вос-ль ИЗО: А если бы вы были художниками, какими бы красками изобразили это произведение?
Дети подбирают сегменты из спектрального круга.
- Ребята, давайте найдем к этому произведению иллюстрацию. (Дети находят)
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку слуги стерегут.
- Какие краски мы видим на этих иллюстрациях?
- Как художник подчеркнул легкость этой картины (горы изумруда, хрустальный домик), свежесть, воздушность?
- А давайте сравним, совпадают ли наши палитры с иллюстрациями художников?
Муз.рук-ль: Предлагаю сыграть эту песню на инструментах.
Дети берут металлофоны (по 2 человека на каждый) и колокольчики.
Муз.рук-ль: Предлагаю послушать другой отрывок и угадать, о каком чуде идет речь.
Дети слушают отрывок «33 богатыря».
- Узнали? («33 богатыря»)
- Какие темы вы услышали в этом отрывке? (Тема моря и тема богатырей)
- А теперь давайте подберем слова и скажем какая тема моря? (Взволнованная, суетливая, торопливая, беспокойная и т.д.)
- А как звучит тема богатырей? (Смело, громко, решительно, грозно, торжественно и т.д.)
- Предлагаю вам с помощью движений изобразить эти две темы: по желанию можете изображать море или грозных богатырей.
- Девочки, какого цвета ленты могут нам помочь изобразить волны моря? (Голубые, синие, фиолетовые, цвета морской волны)
Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.
Вос-ль ИЗО: А сейчас предлагаю посмотреть на картины и отыскать глазками это чудо. Всмотритесь и читайте вместе:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
- Как изображены богатыри? (Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами)
- Какие у них одежды, оружие? (Богатыри в кольчугах и шлемах, в руках шиты и мечи)
- Какой пейзаж окружает? (Бурлящее море, взволнованное и пенное)
богатырей?
- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? («Становится не страшно, так как богатыри могут защитить»; «Видно, что они ничего и не кого не боятся»; «Если охраняют такие богатыри, значит не страшны никакие враги»; «Мне нравится, что они красивые и одинаковые» и т.д.
- Предлагаю посмотреть, на иллюстрации разных художников и сравнить как по-разному видят художники.
Муз.рук-ль: А сейчас послушайте о третьем чуде.
Вот как о ней написал А.С.Пушкин:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
- А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.
Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь».
Муз.рук-ль: Расскажите о характере этого отрывка. Давайте представим какая она царевна - лебедь? (Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.)
Вос-ль ИЗО: Предлагаю вам, побыть художниками и нарисовать царевну-лебедь.
Дети используют различные художественные материалы для рисования
Вос-ль ИЗО и дети рассматривают получившие образы:
- Создан ли образ?
- Какими средствами добились?
- Разные или одинаковые получились образы?
- Что одинакового в рисунках?
- Что помогло нам изобразить образы? (музыка)
Вос-ль ИЗО: Вы, наверное, поняли, что характеры произведений, музыку и живопись объединяет поэтическое слово, а именно сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Муз. рук-ль: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Если у вас сегодня все получилось и вы со всеми заданиями справлялись, повесьте на дерево зеленый листок, если у вас были затруднения и не все получилось – желтый листок. А если вам было очень трудно, но пока у вас ничего не получается – повесьте красный листок. (Дети вешают листочки и уходят из зала)
Список литературы
Иллюстрации художника Канашевича к «Сказке о царе Салтане»
Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ