Классный час «ЧАС МУЗЫКИ»

Классный час

«Час музыки»

Подготовила и провела:

Хасянова Лилия Искандеровна



Тема:

«Час музыки».

Цель:

Дать понятие об основных музыкальных терминах

Задачи:

Вызвать интерес к изучению музыкальных терминов

Познакомить детей с элементами музыкальной грамоты.
Развивать творческие способности, расширять кругозор детей

Наглядность:

Компьютер, муз.центр, музыкальные инструменты
Возрастная группа:

Ученики 4-7 классов и гости.

Формы проведения

Совместная деятельность

Творческая деятельность

Учитель: Добрый день, дорогие наши гости!

Ребята! Тема нашего классного часа сегодня «Час музыки». Мы будем учиться слушать и понимать музыку.

И начинаем мы его интеллектуальной разминкой:

oКаким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? /темп/

oКакой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? /аккордеон/

o Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? /фортепиано/

oКакой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? /баян/

o Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? /оркестр/

o Назовите птицу, которую называют «певцом русских полей». /жаворонок/

o Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? /марш/

o Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? /ноты/

oКак называется соловьиная песня? /трель/

oКаким музыкальным инструментом владел Садко? /гусли/

oСамый большой духовой музыкальный инструмент? /орган/

oКак называют модную песенку, хит, «гвоздь» сезона? /шлягер/

oКак называется дирижёр, который руководит хором? /хормейстер/

oКакой европейский город считают родиной вальса? /Вена/

oС именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова «День Победы»? /Лев Лещенко/

o Писатель Э. Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? /В. Шаинский/

oКак называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? /виртуоз/

Итак…

Тихо, тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.

/Звучит «Мелодия» из к/ф «Профессионал»/

Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Вдохновение, которое даёт красота. Подобно тому что мы зовём музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура – это музыка, садоводство – это музыка, фермерство – это музыка, рисование – это музыка, поэзия – это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, существует музыка.

Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка. Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в мир, начинает двигать своими маленькими ручками в ритме музыки. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.

Ученик 1: Что тоньше слов с душою говорит?

Что так ласкает и тревожит сердце?

Конечно, музыка – её эфирный мир

Вдруг приоткроет двери…

Найти гармонию в трущобах наших душ

Ни дьяволу, ни Богу неизвестных,

Дано лишь музыке – её живой мотив

Растопит льды, разбудит в душах нежность.

И тот, кто музыку, как логарифм

Слагает, как завистливый Сальери,

Увы, не сможет полной жизни дать,

Его мелодия не станет вечной…

Она рождается, как утренний туман

У рек глубоких, полных жизни,

Она живёт, как бог, и тут, и там,

Её запишет тот, кто сердцем слышит!

Учитель: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.

А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.

Ученик 2: Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав,

В шуме дубрав

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Учитель: Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой и т.д.

Так же и в музыке. «Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», - такое точное определение дал ей композитор А. Серов.

В музыке можно выразить все человеческие чувства: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду. «Стенографией чувств» назвал музыку Л. Толстой «От сердца – к сердцу» - сказал о ней Л. Бетховен.

Ученик 3: Из пут пространства узкого

Обыденных невзгод

Людей уносит музыка

В дерзающий полёт.

И звёзд немых сияние,

И грозный гром войны,

И с морем рек сияние,

И смутный шум весны –

Всё, всё она торопиться

В себе сроднить с людьми –

То бурей в сердце бросится,

То паузой томит,

То молниями вспенится,

Греметь заставит медь,

То арф и скрипок пленница

Ручьём начнёт звенеть.

Ища в мгновеньях вечности,

Из звуков строит свод

И самым человеческим

Нам голосом поёт.


Учитель: а вы знаете, что загадки на уроках музыки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки - ещё и источник новых знаний.


Ученик:


Кто в оркестре всем поможет?

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой из разных стран!

Кто же это...

(барабан).


Сидит петух на воротах:

Косы до полу, голос до неба

(колокол).




Низким голосом медведь

может громко зареветь.

Слышно льва, хоть он не близко.

Его голос тоже низкий.

Назовите мне сейчас

Самый низкий голос...







В самый сказочный момент

Вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает,

Что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит,

Будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро

По сигналу дирижёра.

Знает ли то каждый школьник,

Что такое...




Знайте, они с барабаном соседи.

Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка,

В музыке тоже бывают…



Это что за инструмент

Высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет,

украшения на нём.

Голосов имеет много

Этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий,

А зовут его...




Форте — громко,

Пиано — тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна

Ну, конечно…







Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет…








Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт…





Учитель: Научиться слушать и понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.

«Музыка – могучий источник мысли».

Ученик 4: Я никогда не понимал

Искусства музыки священной

А нынче слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встаёт,

И близким кажется, и ясным

То для меня мечта поёт,

И веет таинством прекрасным.

Ученик 5: Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь

Возьмите себе оратории

И дробь барабанов, и медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней,

Меня же оставьте с музыкой,

Мы будем беседовать с ней.

Учитель: - Кто сочиняет музыку?

- Каких композиторов вы знаете?

- Как музыка приходит к нам?

- Кто исполняет музыку?

- Какие музыкальные инструменты вы знаете?

У каждого народа есть своя музыка. Музыка нашей Родины неповторима. «В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живёт душа народа».

/Звучит песня А. Морозова на стихи А. Поперечного «Малиновый звон»/

Ученик 6: Ты откуда, русская,

Появилась музыка?

Зародилась в поле чистом?

То ли в лесе мглистом?

В радости ли, в боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки.

Уронили дудки.

Пролетели гуси.

Уронили гусли.

Их порою вешнею

Нашли – не удивились.

Ну а песня?

С песней на Руси родились.

/звучит Концерт для фортепиано с оркестром №1 П.И. Чайковского/

Учитель: А сейчас вспомним величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Пожалуй нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как он. Чайковский писал симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы, инструментальную музыку, вокальные произведения и др. он оставил огромное музыкальное наследие.

Яков Полонский посвятил Чайковскому стихотворение «Музыка».

Ученик 7: И плывут, и растут эти чудные звуки

Захватила меня их волна…

Поднялась, подняла, и неведомой муки и блаженства полна…

Их божественный лик на мгновенье

Неуловимой сверкнув красотой

Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной.

И отразился,

И покачнулся,

Не то улыбнулся

Не то прослезился…

Учитель: Имя этого русого композитора знакомо прежде всего по замечательным произведениям для фортепиано.

Сергей Васильевич Рахманинов очень любил свою Родину, русскую природу.

/Звучит Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова/

Ученик 8: Мелодия возникла и пропала.

И вновь возникла,

И опять пропала,

Как будто из далёкого далёка

Её волнами доносили ветры.

Наверно,

Можно было бы заметить

Как ясный звук

Легко рождался в сердце

Потом бежал по нервам

К чутким пальцам,

А пальцы плавно клавишей касались,

Послушным струнам звук передавали.

И вот она, мелодия живая

Восстала страстно из небытия.

Учитель: Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки.

/Звучит Прелюдия и фуга ре мажор И.С. Баха/

Ученик 9: Я знаю – ты музыкой стала

Когда мне бывает невмочь

Лишь музыки острое жало

Пусть больно – но может помочь.

Приникнет, пронзит дерзновенно

Тоски застаревший комок,

И рану омоет мгновенно

Мелодии светлый поток.

Я знаю – ты музыкой стала

Невидимой, властной волной,

Она от земного причала

Меня увлекает с собой.

И чёрная немочь не душит,

И снова как в прежние дни

Врачует подбитую душу

Поющие руки твои.

Учитель: Музыкальных инструментов существует великое множество. Это и духовые – медные и деревянные, и смычковые – скрипки, виолончели, и клавишные, и ударные и др.

Королём музыкальных инструментов называют орган. Когда играет орган, у слушателя возникает ощущение, что мощь его звучания раздвигает стены просторных залов и музыка звучит откуда-то издалека, извне.

Ученик 10: Из вечности музыка вдруг раздалась,

И в бесконечность она полилась,

И хаос она на пути захватила, -

И в бездне, как вихрь, закружились светила:

Певучей струной каждый луч их дрожит,

И жизнь, пробуждённая этою дрожью,

Лишь только тому и не кажется ложью

Кто слышит порой эту музыку Божью

Кто разумом светел, в ком сердце горит.

Учитель: Инструменты могут звучать и отдельно, и в дуэте, и в квартете, и наконец, все вместе в оркестре.

Существуют оркестры духовые, симфонические, оркестры народной музыки.

Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».

Ну вот мы и подошли к кульминации нашей встречи. Сейчас для вас играет Ансамбль русских народных инструментов… (

Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии…

Какая музыка была!

Какая музыка звучала…

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Подошло к концу наше свидание с музыкой. Сегодня я хотела показать вам, светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен как океан.

Впереди у вас целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны.

Всего вам доброго, дорогие друзья!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ