Конспект интегрированного урока по музыке и ИЗО в 4 классе «Свадебные обряды и традиции Костромского края»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

г. Костромы











Конспект интегрированного урока по

музыке и ИЗО в 4 классе

«Свадебные обряды и традиции

Костромского края»






подготовили

учитель музыки

Ганецкая Юлия Валерьевна

учитель ИЗО

Жукова Галина Константиновна









г.Кострома

2013

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ

КОСТРОМСКОГО КРАЯ

интегрированный урок ИЗО - музыка (4 класс)



Цель деятельности учителя: познакомить детей со свадебными обрядами, обрядовыми песнями, расширить понятие «фольклор», выявить основные черты Костромской вышивки и изобразить характерный сюжет.


Планируемые результаты: выучат обрядовую игровую свадебную песню, будут совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа музыкального произведения, дать понятие «полотенца», его значение в крестьянской жизни,- перечисят основные сюжеты и вилы вышивки Костромской губернии, составят эскиз вышивки полотенца, отработать навыки работы с кистью.

Метапредметные:

- познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой. анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

- коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения.

- регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

- личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе образцов народного фольклора.


Музыкальный материал: Игровая свадебная песня «По за городу гуляет» видеосюжет «Русская свадьба» в исполнении Костромского фольклорного ансамбля "Венец", игровая свадебная песню «По за городу гуляет».



Сценарий урока


Фольклор - народная мудрость

I. Постановка учебной задачи:

Обратите внимание не тему урока: "Свадебные обряды и традиции Костромского края"

Учитель:

- Что означают слова: обряды, традиции?

Учитель:

- Какие произведения обрядового фольклора вы знаете?

( Калядки, колыбельные песни.)

Древние славяне читали, что жизнь человека имеет начало и конец. Каждый момент жизни оформляется особыми правилами поведения, обрядами, одеждой. Были обряды, связанные с земледелием, весенние обряды – Масленица, закликание весны, обряд завивания березки, обряд, связанный с завершением работ на полях, рождественский обряд. Одним из самых красивых был свадебный. Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр), познакомимся с обрядовыми песнями нашей Костромской губернии, и даже начнем собирать приданое невесты.

 

II. Актуализация знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.


Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.Девушки навыданье ходили на хороводы как можно наряднее, вели себя в обществе старших скромнее, а в хороводе веселее. «Выказывалась» каждая, чем могла, одни мастерством рук своих, искусно и красиво вышитыми нарядами, другие веселостью и общительностью нрава.

Учитель:

- Как вы думаете, какими качествами должна обладать невеста, чтобы стать женой, хранительницей очага?

- Лучшая невеста – в поле скорая работница, умелая рукодельница, в хороводе плясунья да песенница.

Но жизнь – не игра и парни приглядывались к умелым девицам. В некоторых деревнях проходили ярмарки невест, где девицы показывали свое умение и трудолюбие.

Свадьба, после крещения, являлась важнейшим событием в жизни человека. У русского человека свадьба не только красивое, пышное, веселое действо, но и торжество, каждый день которого имеет свое значение и свой смысл. Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда.

Итак, какими же были свадьбы у нас в Костромской губернии?

Радость и печаль, вот два чувства, на которых строится свадебный обряд. Свадьба длилась три дня, но свадебный обряд начинался с момента сватовства.

Сватовство:

Парень выбирал невесту сам и сообщал родителям, кого бы он хотел посватать. Чаще выбирали сами родители, не доверяя чувствам молодежи. Отношение к браку и семье у русского народа всегда было ответственным. Межа и жену выбирали на всю жизнь. Прежде, чем идти сватать, родители отправляли посыльного – сваху, которая должна была выведать, стоит ли приходить со сватовством, будет ли согласие.

Смотрины:

Смотрели дом жениха, невесту, приданое невесты.


Сговор:

Договаривались родители жениха и невесты обо всем и в знак закрепления договора пожимали руки.

Невеста начинала плакать с момента сговора, так как с этого времени она считалась просватанной. Здесь главное место занимали причитания невесты, подруг и матери. Свадебные причитания исполняли роль оберегов: «Плачь невеста за столом, чтоб не плакать за столбом»

Просмотр видеосюжета и обсуждение.

Девичник:

Просватанная девушка надевала свою самую нарядную рубашку и повязку - девичий головной убор. Девушки не покрывали головы, головная повязка оставляла открытой темя, затылок и косу. Девушка собирала девичник – обряд прощания невесты с вольной жизнью. Пела невеста, оплакивая себя, оберегая от невзгод семейной жизни. В песнях изображалась « чужая сторона» - дом жениха, но не смотря на грусть в песни девушки входил образ привлекательного добра молодца.

Мы сейчас посмотрим видеосюжет «Русская свадьба» в исполнении Костромского фольклорного ансамбля "Венец"

Сегодня мы разучим игровую свадебную песню «По за городу гуляет»

Песня записана в Костромской губернии в 1872 – 1874г. в Галичском уезде.

Разучивание песни.

Для каждой девушки день свадьбы был самым значимым. Вот как вспоминает о нем жительница Чухломского района Людмила Ивановна Орлова:

Выступление ученицы:

- Свадьба – то у меня скорая была. Нарядили меня, запрягли лошадь. Лошадь лентами урядили, колоколец повесили, ездили в Чартово, в сельсовет, расписываться. Раньше в церковь ездили венчаться, там иконы были, красиво. А потом эту церковь на кирпич разобрали.

Вот свадебная песня, которую я переняла от своей матери Екатерины Александровны Смирновой.

Дивья красота

Девичья красота поднимается.

У меня у девушки,

Ноженьки подгибаются.

Раздайся народ,

Расшатися народ,

Дивья красота идет,

Не сама она идет,

Ее девица несет

На резвых ножках

В сафьяновых сапожках,

На медных гвоздках,

На острых носках.

На ней платье алеет

И платочек голубеет.

Лицо белое горит:

- Здравствуйте, гости приезжие,

Весь честной народ,

Князь со княгиней молодой,

Тысяцкий барин меньшой,

Барин большой,

Барин – друженька с полудруженькой,

Свахонька с повозничком.

Друженька, дай ответ:

«Аминь».

Эти материалы собраны краеведческой экспедицией нашей школы. Она занималась сбором Фольклорных материалов.

Учитель:

- Так что же такое фольклор?

Сегодня убедились, что фольклор не только народные песни, былины, танцы. Это и говоры, и предания, обряды и обычаи, и обряды, рассказы старожилов. Фольклор – народная мудрость.

Свадебный поезд и бубенцами отгонял нечистую силу. Был слышен и виден издали и ему всегда давали дорогу. Останавливаться или сворачивать с пути поезду не полагалось, иначе не будет счастья молододым.

Выкуп:

При подъезде к дому невесты путь свадебному поезду преграждали сельчане и требовали выкуп. Расхваливая невесту требовали золотые монеты.

«Вот вам честь и место и хорошая невеста». Здесь уже пели величальные песни.

Родители давали благословение и приходило время ехать в церковь. Из церкви ехали в дом жениха, где и начинался свадебный пир.

А сейчас вы сами попробуете сделать узор свадебного полотенца.


Учитель ИЗО: К поре замужества девицы пряли, ткали, вышивали свое приданое. За короткий срок девичества они должны были многое успеть.

ВОПРОС: Как вы думаете, что входило в состав приданого невесты?

ОТВЕТ: В приданое входили: одежда (до 25 комплектов), рубахи, пояса, белье, и от12 до 30 полотенец.

ВОПРОС: Для чего так много полотенец?

Учитель ИЗО: Ими можно было одарить родню жениха, повязать сватам и дружкам, украсить стены дома в день свадьбы. Обычно вступления молодухи в дом мужа в семье употреблялись только ее полотенца. Количество их было показателем обеспеченности и трудолюбия невесты.

В словаре Даля слово «полотенце» переводится как- ручник, полка, рукотерник, утиральник, утирка. Полотенце -постоянный спутник в крестьянской жизни. Помимо чисто функционального использования (вытирания рук), полотенце использовалось при рождении, а потом и при крещении, полотенцем сверху покрывали икону в избе,а когда человек умирал, им же закрывали зеркало, полотенце клали на подоконник открытого окна, на полотенцах опускали гроб в могилу. Полотенцами связывались навсегда друг с другом жених с невестой, ими же опоясывались дружки, угощали хлебом-солью, и тут было полотенце.

Удлиненная форма полотенца с вышивками по краям играло роль оберега, символизировало дорогу человеческой жизни с двумя главными событиями- рождением и смертью. В Костромских полотенцах вышивка располагалась сплошным рядом по типу подзора, или на каждом конце полотенца отдельно.

Техника исполнения- тамбурный шов. Который позволял как бы рисовать иглой по ткани. Чаще всего свадебные полотенца выполнялись по картинкам, посвященным птицам Сирин и Алконост. Это сказочные птицы-девы, символ радости, вестники добра, красоты, счастья. Бытует мнение. Что одна из них- вестник радости, а другая- печали. Сирин- птица, сидящая на ветке с цветами или плодами. У нее во взмахе подняты крылья, пышный хвост павы, лапы расставлены и опираются на развилку ветки. Голова у Сирина женская с длинными волосами и обязательно человеческим лицом, на голове корона, вокруг- нимб. Алконост- вся верхняя половина тела женская, она облачена в одеяние. За поднятыми руками всегда видны крылья. Нижняя половина тела птичья, пышный хвост и положение лап аналогично Сирину. Алконост обычно держит свиток с текстом в руках и ветвь с цветами. Отдельные изображения Сирина и Алконоста обычно вышивались на концах свадебных полотенец. Кроме главных фигур вышивались веточки, цветы, розетки, длинные тексты играли роль орнаментальных рядов.

Доминировал в вышивке красный цвет, хотя присутствовали и лиловый, коричнево-зеленый, желтый, голубой.

Учащимся предлагается выполнить эскиз части полотенца с изображением сказочной птицы.

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Конечно, традиционный свадебный обряд не возродишь, многое в нем устарело. Но есть в нем непреходящие ценности и многое, что может быть полезно и в наши дни.

-Что вы запомнили с этого урока?

- Какие традиции и элементы обряда запомнились?

- Какие элементы свадебного обряда сохранились сегодня?





Список использованной литературы:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.

  2. Журнал "Губернский дом" №2 2001г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. И.И. Шангина "Русские традиционные праздники" http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm

  2. Видеосюжет «Русская свадьба» в исполнении Костромского фольклорного ансамбля "Венец"


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ