Конспект урока для 4 класса «Музыка нашего народа»

Автор разработки: Кулакова Валентина Васильевна, учитель музыки первой категории

Образовательное учреждение: Синеутесовский филиал начальной школы

МАОУ «Спасская СОШ» Томского района, Томской области


Разработка урока музыки в группе разновозрастного обучения

в малокомплектной школе

3-4 класс

Тема I полугодия «Музыка нашего народа»

Тема урока «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

(2 урок по теме)


Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.

Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенности состава оркестра русских народных инструментов.

Развивающая: формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, развивать тембровый слух, чувство ритма.

Воспитательная: любовь к народной музыке нашей страны.


Метод: системно-деятельностный подход в группах разновозрастного обучения;

Форма урока: урок – путешествие (работа с маршрутным листом)


Формировались УУД:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- Планировать свои действия с поставленной задачей;

- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату работы;

- Планировать поиск знаний «От общего к частному».


КОММУНИКАТИВНЫЕ:

- Формировать умение совместной деятельности в группе, в парах;

- Формирование мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление),

- Быть ответственным за результат общего дела (работа в коллективе);

- Умение договариваться, принимать решение в результате совместной деятельности.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- Проводить сравнение и классифицировать по заданным критериям;

-Расширять представление о народной музыке, разнообразии народных инструментов.


ЛИЧНОСТНЫЕ:

- Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории нашей страны;

- Познание различных явлений окружающей действительности.


Оборудование:

- проектор, слайдовая презентация;

- народные музыкальные инструменты;

- шумовые музыкальные инструменты;

- маршрутные листы;

- звукозапись народных песен.





Ход урока.

Звучит фонограмма «Во поле березка стояла»

Приветствие учащихся и педагога: Добрый день, добрый день, здравствуйте!

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в удивительный мир музыки, и не просто музыки, а самой родной и близкой каждому русскому человеку. Возможно, кто-то из вас сегодня сделает для себя открытие, кто-то вспомнит забытое, кто-то проявит свои исполнительские таланты, а кто-то окажется благодарным слушателем. Все найдется сегодня место в нашем путешествии.


Для начала давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.

(Ответы: заполняли маршрутные листы, познакомились с разными музыкальными инструментами – перечисляют).

Учитель: В нашем маршрутном листе появились названия станций («Музыкальные инструменты» – 1 станция, «Народные музыкальные инструменты» – 2 станция)


Звучит народная музыка


Учитель: Для того чтобы нам продолжить наше путешествие мы должны с вами определить дальнейший маршрут, наметить цели. Что мы хотим еще узнать о народных музыкальных инструментах?


  1. Основная часть урока.

Учитель: Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите в оформлении нашего кабинета? (Инструменты)

- Да, вокруг нас сегодня множество самых разных инструментов. Со многими из них вы уже знакомы, слышали их звучание.

С ними мы познакомились на 1 станции – «МУЗЫКАЛЬНЫЕ НИСТРУМЕНТЫ».

- Давайте же попробуем разобраться, какие из них были лишними на второй станции? (Гитара, скрипка, труба). Почему? ( Они не являются народными музыкальными инструментами)

- Правильно. Давайте их уберем в сторону, пусть в нашем путешествии они будут гостями, поближе мы с ними познакомимся на следующих занятиях.

- Как же называлась вторая станция, на которой мы побывали на прошлом занятии? (2 станция – НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НИСТРУМЕНТЫ) Почему мы их так называем? (На них играли в древности, они придуманы народом, под них исполняются народные песни).

- Где и в чьем исполнении мы можем услышать их звучание? (На праздниках, в оркестре)

- Как называется оркестр? (Народных инструментов) Хотите услышать?

ЗАДАНИЕ: Узнать, какие инструменты звучат.

Звучит фонограмма оркестра «Пойду ли выйду ль я»

(Звучит баян, балалайка)


Учитель: Итак, наше путешествие продолжается.

Давайте еще внимательней посмотрим на наши инструменты. Можно ли их разделить по группам?

ЗАДАНИЕ: Разделить инструменты по группам

  1. Балалайка, гармонь; 2. Маракасы, трещотки, бубны, бубенцы….)


- По каким признакам вы их разделили? (Ответы детей)


Учитель: В нашем маршрутном листе есть третья станция, пока без названия.

Давайте подумаем, как мы можем её назвать? (Ответы детей) Почему?

- Вспомните, какие звуки бывают ЗВУКИ ШУМОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ - 3 СТАНЦИЯ

«Шумовые музыкальные инструменты»

Подберите однокоренные слова к слову «ШУМОВЫЕ» - шумные, шум, шумливые, шумный. Правильно ли я вас поняла, что при помощи этих инструментов можно издавать различные шумы и звуки? Совершенно верно.


- Звучат они совершенно по-разному:

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ

Деятельность учащихся: заполняют индивидуальный маршрутный лист


СЛАЙД

Учитель: С незапамятных времен человека сопровождают звуки природы, которые в последствии помогли появиться и музыкальным звукам. Слушая завывание ветра, натягивая тетиву лука, стуча камень о камень, человек слышал различные звуки и шумы. Конечно, до музыки было ещё очень далеко. Но первые музыкальные инструменты уже существовали.

- Как вы думаете, какие инструменты самые древние? (Ответы: бубен, ложки….)


СЛАЙД

БУБЕН – один из самых древних инструментов.

Кто и когда обнаружил удивительную способность окружающих предметов звучать от удара, сказать невозможно. Но впоследствии были созданы ударные музыкальные инструменты

Деятельность учащихся: заполняют маршрутный лист (бубен, ложки, барабан)


- Ребята, посмотрите, у нас на столе есть множество предметов, из которых можно извлекать звуки. Назовите их. (ЛОЖКИ)


СЛАЙД

ЛОЖКИ.

Давайте же познакомимся с Госпожой ложкой. Что ей можно делать? А для того чтобы она стала музыкальным инструментом, нужно ударять друг об друга. Послушайте, как она звучит.

Кто хочет попробовать?

(Дети пробуют)

Вот так во время праздников и гуляний музыканты – умельцы веселили честной народ игрой на ложках.


СЛАЙД

ТРЕЩЕТКА

Трещетка – тоже ударный музыкальный инструмент из связанных пластинок. В старину на них в основном играли женщины, исполняя величальные песни на свадьбах и девичниках.


СЛАЙД

РУБЕЛЬ

А кто знает, что это такое? (Рубель). Это старинный утюг – гладильный инструмент, но народ ухитрился и из него сделать музыкальный инструмент. Послушайте, как он звучит. При помощи его издаются ударные звуки.



СЛАЙД

КОЛОКОЛЬЧИК

- Где мы можем слышать звучание колокольчика? (Ответы…) Назовите, какие инструменты можно назвать братьями колокольчику и почему (бубенцы, треугольник. по металлическому звуку). Они звучат, если к ним прикоснуться или ударить, значит они тоже относятся к группе ударных музыкальных инструментов.


МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ (треугольник, колокольчик…)


Когда появился металл люди стали замечать и его звучание…


Из наших инструментов, какие можно отнести к металлическим музыкальным инструментам (Колокольчик, треугольник)


Учитель: Ребята, посмотрите, а ведь у нас есть еще одна группа музыкальных инструментов, которую мы не можем оставить без внимания.

Давайте попробуем издать звук при их помощи (Дети играют на маракасах, киндерах, погремушках) Что мы слышим – ШУМ. А звук издается при помощи рук или встряхивания и удара.

Значит, как мы их можем назвать - ШУМОВЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ШУМОВЫЕ ПОГРЕМУШКИ

( погремушки, маракасы, шумовые яйца…)


Учитель: Заполняя маршрутные листы, посоветуйтесь с соседями, возможно, они запомнили больше, или помогите соседям, если они что-то забыли в дороге.

(совместная деятельность)

- Давайте внимательно посмотрим на наш маршрутный лист

С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? Значит, наша станция имела название?

(Ответы детей)

- Вернемся к цели нашего путешествия: Что мы хотели с вами узнать? Что узнали?

(Ответы детей)

- Вот мы и приближаемся к концу нашего путешествия. Но оно было бы не законченным, если бы мы не услышали звучание всех инструментов вместе.

Деятельность учащихся: коллективное музицирование на примарных музыкальных инструментах.


Звучи музыка «Во кузнице».

  1. Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Подумайте, почему такая оценка, что нужно еще узнать, что хотели бы узнать?

(Ответы детей)

Домашнее задание: каждый прописывает в своем в маршрутном листе.


- Ребята, но ведь есть инструменты еще древнее, они есть у каждого из нас с самого рождения (ладошки, ноги, голос)


Давайте все поаплодирует себе, и поблагодарим всех за интересное путешествие: Коллективное исполнение: Спасибо, спасибо, до свидания!!!

Звучит музыка «Пойду ль я, выйду ль я да….»




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ