Конспект урока музыки в 6 классе «Музыкальные обработки»
Конспект урока музыки в 6 классе
Каспшаков Николай Александрович
учитель музыки высшей категории
МБОУ СОШ № 5
Каневского района Краснодарского края
Каспшакова Ирина Григорьевна
учитель музыки высшей категории
МБОУ СОШ №11
Каневского района Краснодарского края
Тема: «Музыкальные обработки»
Тема урока: Музыкальные обработки.
Цель: Расширить знания о музыкальных обработках.
Задачи:
обучающие – знакомство:
- с музыкой И.С.Баха;
- с понятиями музыкальные обработками, переложения, аранжировка;
- с понятием remix в современной музыке.
развивающие – развитие музыкально-образного восприятия музыки; развитие эмоциональной сферы учащихся; развитие интереса к музыке прошлых веков через современные музыкальные обработки.
воспитательные – воспитание уважения к музыкальной культуре разного времени.
Введение в тему урока.
Презентация слайд № 3
Сегодня мы, продолжая тему полугодия «В чём сила музыки», поговорим о музыкальных обработках или переложениях. Музыканты часто обработки называют аранжировками. Аранжировка в переводе с французского языка означает - устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает иное значение. В самом деле, трудно представить, что музыкальное произведение нужно приводить в порядок. Ведь композитор своё произведение сочинил таким, каким он его задумывал. Ведь своей музыкой он передаёт какой-то образ, и внесение какого-либо изменения в произведение может нарушить этот образ. Вот поэтому слово аранжировка в музыке переводится как переложение. (Терминология - http://www.as-workshop.ru/faq/2010-01-30-22-27-05 )
Последний раз мы с вами встречались с аранжировкой в 5 классе, когда слушали
«Вокализ» С.В.Рахманинова для голоса с фортепиано и его переложение, где человеческий голос заменяла труба. При этом «Вокализ» в переложении терял свою чистоту, теплоту и чувственность присущую человеческому голосу.
Раньше в фотоателье можно было встретить картонные картины с вырезом для лица. Вставляешь голову, щёлк… И получается лицо на фотографии твоё, а всё остальное чужое. Сейчас, конечно, ни в какое фотоателье для этого идти не нужно. Можно сидя дома за компьютером с помощью компьютерных программ сделать себе фотосессию по всем странам и достопримечательностям мира.
Вот так и в музыке. Бывает, слушаешь какую-нибудь песню или инструментальное произведение, а узнать сразу не можешь. В лицо, т.е. по мелодии музыка знакомая, но какая-то не такая, другая. Это и есть аранжировка. В наше время аранжировки сплошь и рядом встречаются в эстрадной музыке, только называются они не аранжировки, а remix. Изменили темп, ритм кое-что добавили в мелодию и всё новая песня готова.
Но аранжировки в наше время встречаются не только в таком эстрадном варианте.
Современные композиторы, в том числе и эстрадные, делают достаточно много переложений известных произведений великих композиторов прошлых веков Чайковского, Бетховена, Моцарта, Вивальди и многих других.
2. Слушание музыки.
Сегодня мы с вами обратимся к музыке великого немецкого композитора XVII- XVIII веков И.С.Баха (31.03.1685г. – 28.07.1750г.).
Презентация слайд № 4
Бах занимает одно из первых мест по количеству аранжировок, сделанных в наше время на его произведения. Объектом нашего внимания сегодня станет уже знакомое вам произведение Баха «Шутка». Давайте вспомним это произведение.
Звучит «Шутка» И.С.Баха
- Какая музыка по характеру? (свободная, лёгкая, весёлая, игривая)
- Соответствует музыка названию произведения? (да, потому что шутка такая же лёгкая, забавная, от хорошей шутки всегда весело)
С какой птицей можно сравнить эту музыку? (маленькая птичка)
Определите её положение в пространстве. (кружащаяся в воздухе)
- Что имеет главенствующую роль в произведении, мелодия или аккомпанемент?
А сейчас давайте послушаем ещё одну «Шутку» Баха.
Презентация слайд № 5
Проследите, пожалуйста появятся в музыке какие-либо изменения или нет.
Звучит «Шутка» И.С.Баха в эстрадной обработке
- Что нового приобрела музыка? (ритм)
- Что стало с этой «Шуткой»? Она осталась такой же лёгкой, изящной, как и была
(с приобретением ритма она потеряла лёгкость, свободу, игривость)
- С какой птицей можно сравнить это звучание и где теперь она находится в пространстве? (более крупная птица, не высоко кружащая, а более приземлённая)
А сейчас давайте послушаем ещё один вариант «Шутки»
Презентация слайд № 6
Звучит «Шутка» И.С.Баха в исполнении В.Зинчука
- Какой стала музыка на этот раз? Что она приобрела или потеряла? (ритм преобладает над мелодией, можно сказать даже задавливает её, музыка стала тяжёлой, отсутствует даже намёк на лёгкость, игривость…)
- С какой птицей теперь можно сравнить это звучание и где она находится в пространстве? (страус, несущийся по земле, оставляя в ней глубокие следы)
Виктор Зинчук - заслуженный артист России, виртуозный гитарист, композитор и аранжировщик.
Хорошая обработка может улучшить, украсить произведение, дать ему новую жизнь, а плохая - может испортить, даже изуродовать до неузнаваемости прекрасную музыку.
Сами композиторы, добиваясь наибольшей красоты своего произведения, делали иногда по несколько обработок одного и того же произведения.
- В прозвучавших аранжировках «Шутка» Баха стала лучше или хуже?
- Как, по-вашему, зачем современные композиторы вновь и вновь обращаются к музыке?
великих мастеров прошлого, зачем делаются подобного рода аранжировки, переложения?
(основная цель – приблизить музыку прошлых веков к современности, донести её до современного слушателя)
- Какая из аранжировок более современная? («Шутка» в обработке В.Зинчука)
- Какой вариант «Шутки» интереснее слушать вам и почему? (ответ учащихся)
- «Шутка» Баха «прожила» несколько столетий. Сможет ли понравившаяся вам аранжировка «прожить» столько же, сколько и оригинал произведения и почему? (с появлением новых стилей и направлений будут появляться всё новые и новые аранжировки, а старые уходить в небытие)
Презентация слайд № 7
4. Проверочные задания.
Давайте вспомним:
Что означает слово «аранжировка»? (переложение, изменение состава исполнителей, музыкального стиля и т.д.)
Кто такой И.С. Бах? (немецкий композитор17-18 вв.)
Кто такой В.Зинчук? (заслуженный артист России, виртуозный гитарист, композитор и аранжировщик.)
Для чего создаются музыкальные обработки? (приближение к современному звучанию, современному слушателю)
Молодцы. Вы были внимательны на уроке.
5. Вокально-хоровая работа. На усмотрение учителя подбирается песня, изученная ранее и исполняется в оригинале и в аранжировке. Например, песня исполняется под музыкальный инструмент, а затем под эстрадную минусовую фонограмму, что тоже будет аранжировкой.
6.Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.
Сегодня на уроке вы все замечательно работали. Узнали много нового о способах создания новой музыки. Побывали в роли экспертов-аналитиков. Все вы заслуживаете отличных оценок.
7. Домашнее задание: подобрать произведение какого-либо композитора и найти аранжировку этого произведения.
Ну, а на сегодня мне остаётся с вами попрощаться. До свидания, до следующей встречи.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
И.С.Бах - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/JSBach.jpg/250px-JSBach.jpg
Виктор Зинчук - http://zinchuk.ru/Discography.htm
Эстрадный ансамбль - http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRRzKg3b-2Lw9FHKiSu-uAfkCu3kzZEx6axChDXzJPufGvU3kit6Q
Бах 2 - http://vseportrety.ru/bach-rz.gif
Терминология - http://www.as-workshop.ru/faq/2010-01-30-22-27-05
Шаблон презентации - http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/250-muzykalnyy-shablon-dlya-prezentacii.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ