Конспект урока музыки «Война и мир в музыке и изобразительном искусстве» 3 класс
Урок в рамках акции «Шаги Победы»
«Война и мир в музыке и изобразительном искусстве»
Автор – Борисова Светлана Викторовна, учитель музыки и изобразительного искусства МБОУ «Лицей физики, математики, информатики №40» при УлГУ
г. Ульяновска.
Цели.
Предметные результаты:
- продолжить формировать умение различать произведения разных жанров;
- формировать умение понимать смысл и настроение музыкальных и художественных произведений;
-знакомить с творчеством великих композиторов и художников.
Метапредметные и личностные результаты:
- формировать умение выдвигать версии решения проблемы (формулировка задачи урока)
- формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно найденные ответы
- формировать умение строить логические рассуждения, анализировать данные (музыкальные произведения, картины); выявлять причинно-следственные связи.
- формировать собственное отношение к явлениям жизни, их отображению в искусстве.
Оборудование: репродукции с презентациями картин «Венецианская ночь», Репродукции картин войны 1941-45 гг, Репродукции Атомного взрыва в Японии (Хиросима, Нагасаки)
записи произведений: Испанский танец «Хота», «Венецианская ночь» М.И. Глинка, Вариации Д.Б. Кабалевского. Блантер «Катюша».
Ход урока.
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Учитель. В нашем лицее проходит акция «Шаги Победы». Ребята разных классов изучают Великую Отечественную войну, узнают, как шаг за шагом наша страна приближалась к победе в этой войне. То есть делают свои маленькие шаги к знанию. Сделаем сегодня такой шаг и мы. Я предлагаю вам очень внимательно послушать одно произведение. Это Испанский танец «Хота». А затем задам вам несколько вопросов.
Звучит музыка, дети слушают.
Вопрос. Каков жанр этого произведения? (песенный, танцевальный) Как вы думаете, когда было написано это произведение, в мирное или военное время? Какие ассоциации, образы вызывает у вас это произведение? (Дети высказывают мнения: музыка легкая, светлая, даже танцевальная). А в войну люди танцуют? (Да, но это будут уже другие танцы, их характер изменится).
Учитель подводит детей к ответу о различных выразительных средствах.
А как вы думаете, будет ли отличаться музыка мирного времени от музыки военного времени? Как это можно определить? (Используются разные выразительные средства). Сегодня мы познакомимся еще с несколькими произведениями – музыкальными и художественными (картинами). Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока, поставим её? (Поставим цель сегодняшнего урока: узнать, какими выразительными средствами пользуются художники и композиторы, чтобы изобразить мир и войну.).
2. Совместное открытие знаний.
Учитель. Обратимся к картинам (прил.1). Что здесь изображено? (Ночь). Каков жанр картины? (Жанр изобразительного искусства – пейзаж.) Учитель просит обосновать ответ. Скажите, какими средствами художник отобразил именно ночь? Каково настроение картины: тишина, покой, умиротворение или тревога, волнение, страх? (Дети выбирают подходящий ответ, обосновывают его). А теперь вновь слушаем музыку и пробуем понять, созвучна ли музыка пейзажу. Мы слушаем «Венецианскую ночь» Глинки. (После прослушивания в ходе беседы выясняем, что музыка созвучна картине; объясняем, что музыка выражает покой, тишину. По характеру музыка мягкая, теплая.)
Можно ли сказать, что эта музыка рисует нам «мир»? (Ответы детей).
В 1939 году в Европе пришло страшное слово Война. Когда война пришла в Советский Союз? (Ответы детей) В 1941 году.
Посмотрите на репродукции картин, что они изображают? (ответы: ужас, страх, скорбь, боль.). Все встали на защиту Родины: рабочие, колхозники, врачи… Кто-то сражался с оружием в руке, кто-то пером. Художники рисовали плакаты, артисты выступали на фронтах с концертами. как вы думаете, в военное время песни отличались от мирных? А в военное время люди танцевали? (Да, только танцы и песни приобретали иное звучание). Приложение 2.
Ребята получили задание к этому уроку. Сейчас мы их послушаем. (1 группа рассказывает о военных песнях.).
А сейчас мы увидим другую войну. (Фото атомного взрыва). 2 группа рассказывает о Хиросиме. Весь мир был потрясен! Приложение 3.
Эту бомбардировку осудило все человечество, и, опять же, художники не остались в стороне. Было много картин, скульптур. (Показываю изображение скульптуры в Нагасаки). Ребята, это картина или скульптура? (Прошу дать обоснованный ответ, дети отвечают).
3 группа рассказывает о Садако Сасаки. В момент детонации атомной бомбы двухлетняя Садако была дома на расстоянии приблизительно 2 километров от эпицентра. Взрывная волна вынесла её через окно, но девочка осталась жива. В ноябре 1954 у неё проявились первые признаки болезни — на шее и позади ушей проявилась опухоль.
По мнению докторов, ей оставалось жить не больше года. От своей лучшей подруги Тидзуко Хамамото она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. Между тем, здоровье Садако постоянно ухудшалось, и 25 октября 1955 года она умерла. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.
Наш отечественный композитор Дмитрий Кабалевский, когда побывал в Японии и увидел весь этот ужас, памятники жертвам, написал на основе народной японской песни «Вишня» свое произведение. Послушаем вначале японскую народную песню, а затем произведение Кабалевского. Чем они отличаются? (Изменился характер музыки, она стала тревожной. Музыка звучит как колокол, набат, призыв!).
Но время шло, страны выздоравливали от войны, поднимались из руин. И в Японии, и в СССР. А в Японии до сих пор есть клуб любителей русской песни. Мы сейчас послушаем одну такую песню, полюбившуюся многим народам. Если вы её узнаете, можете подпевать. (Звучит «Катюша».).
3.Итог урока.
Учитель. Какой вопрос мы поставили в начале урока? (О выразительных средствах). Можем ли мы теперь на него ответить? Чем отличается музыка мирного и военного времени, какие выразительные средства для этого используются? (Дети отвечают).
Спасибо всем за урок, я думаю, он надолго нам запомнится!
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ