Конспект урока по Музыке "Древнейший храм златой вершиной блещет ярко…" 5 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 335
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Разработка урока для учителей музыки
Разработка урока музыки для 5 класса
по теме
«Древнейший храм златой вершиной блещет ярко…»
Учитель музыки
1 категории
Садриева Наиля Рашитоана
Г.Пушкин
2014 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока
УМК:
Музыка 5-7 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: - пособие для учителей общеобразовательных организаций – М.: Просвещение 2014 г.
Музыка. 5 класс. Учебник. ФГОС, 2014 г.
CD-ROM (MP3). Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс, 2013 г.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы
Музыка. 5 класс. Хрестоматия музыкального материала / Сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская., 2013 г.
Место и роль урока в изучаемой теме: «Музыка и изобразительное искусство»
3 четверть, 25 урок (по программе Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина)
Тип урока: формирование новых знаний;
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, CD диск, фортепиано;
Программное обеспечение:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2014.
Цифровые ресурсы:
CD, MP3-диски;
Презентация, созданная учителем;
Педагогические технологии: информационные технологии, проблемное обучение;
Вид урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая;
Наглядность: Фотографии внешнего и внутреннего убранства Софии Киевской;
Цель урока: формирование ценностного и уважительного отношения к истории российской культуры и культуры других народов.
Задачи урока:
Личностные:
осознание своей этнической принадлежности;
формирование культурного и духовного мировоззрения;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и традициям;
формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной деятельности;
Метапредметные:
формирование умения обсуждать проблемные вопросы;
формирования умения рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;
Предметные:
формирование представления о роли музыки в жизни человека;
формирования умения слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека;
формирование слушательской культуры;
формирование вокально-хоровой и исполнительской культуры;
формирование эстетического вкуса и внутренней культуры;
формирования уважительного отношения к шедеврам музыки и живописи;
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся познакомятся с произведениями музыки и монументальной живописи;
учащиеся узнают о памятнике архитектуры 11 века;
Метапредметные:
учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
учащиеся научаться рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;
учащиеся узнают о значении памятника архитектуры 11 века для современников;
Личностные:
учащиеся познакомятся с нравственными нормами Древней Руси, через памятник архитектуры 11 века;
учащиеся узнают о своей национальной и этнической принадлежности через произведения искусства;
учащиеся сформируют предложения для сохранения материальных и духовных ценностей культуры;
Задачи: результаты урока:
Предметные:
учащиеся познакомятся с произведениями музыки и монументальной живописи;
учащиеся узнают о памятнике архитектуры 11 века;
учащиеся смогут используясь средства музыкальной выразительности определить на слух музыкальные фрагменты;
Метапредметные:
учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
учащиеся научаться рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;
Конкретный результат:
учащиеся обозначат тему и задачи урока;
учащиеся узнают о значении памятника архитектуры 11 века для современников;
учащиеся смогут используясь средства музыкальной выразительности определить на слух музыкальные фрагменты;
Результат-вклад:
учащиеся научаться умению слушать музыкальные произведения, овладеют слушательской культурой;
учащиеся научаться уважительно и бережно относиться к произведениям искусства;
учащиеся овладеют исполнительской культурой;
учащиеся смогут услышать в музыкальных произведениях идею композитора;
учащиеся овладеют эстетическим вкусом и культурой;
Характеристика этапов урока
Этап урока
Время, мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы
и приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Результаты
урока
Организационный
1
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
–
–
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Постановка темы и цели урока.
Постановка проблемной задачи: «Для чего нужно людям произведения искусства?»
1
Обозначить тему урока.
Подведение детей к постановке задач урока.
Постановка проблемного вопроса урока: Для чего нужно людям произведения искусства?
Сл.1
Сл.2
Сл.3
Совместно с учащимися формулирует задачи урока.
Ставит проблемную задачу.
Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и задачу урока.
Конкретный: Обозначили тему и задачи урока
Подготовка к освоению нового материала
3
Познакомить учащихся с
текстом об истории Софии Киевской
Печатный текст
Объяснительно-иллюстративный метод
Объясняет задание
Читают текст, ответы записывают в тетрадь.
Предметные: учащиеся узнают о памятнике архитектуры 11 века;
Освоение нового материала
9
Познакомить учащихся:
1. с краткой историей Софии Киевской;
2. с муз. фрагментами концертной симфонии В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»;
В.Г. Кикта концертная Симфония «Фрески Софии Киевской»
Сл.4
1.Фр. «Орнамент»
2.фр. «Скоморохи»
3.фр. «Портрет дочерей Я. Мудрого»
Беседа.
Слушание.
Беседует с учащимися о выразительных средствах муз. фрагментов и фресках, мозаиках Софии Киевской.
Слушают муз. фрагменты. Отвечают устно о выразительных средствах муз. фрагментов.
Знакомятся с жанром симфония и монументальная живопись.
Предметные: учащиеся познакомятся с произведениями музыки и монументальной живописи;
Результат-вклад: учащиеся научаться умению слушать музыкальные произведения, овладеют слушательской культурой;
(Первичная проверка понимания учащимися нового материала).
3
Подведение детей к определению на слух духовной музыки.
Сл.5
Угадай-ка:
Определить на слух название муз. фрагмента:
«Орнамент», «Скоморохи», «Портрет дочерей Я. Мудрого»
Проверка знаний
Включает муз. фрагменты.
Записывают в тетрадь. Взаимопроверка.
Предметные: учащиеся смогут используясь средства музыкальной выразительности определить на слух музыкальные фрагменты;
Проверка понимания учащимися нового материала
Проблемные вопросы:
«Для чего нужно искусство?»
«Кто должен сохранять произведения искусства?»
3
Освоение понятия культурных ценностей на примере Софии Киевской и концертной симфонии «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикты
Сл.6
Фрески и мозаика Софии Киевской, муз. фрагменты.
Проверка знаний
Беседует, задает вопросы. Создает эмоциональный настрой.
Отвечают на вопросы.
Результат-вклад: учащиеся научаться уважительно и бережно относиться к произведениям искусства;
Метапредметные: учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
Физ.минутка
2
Устранение усталости и повышения работоспособности
Обучающихся.
Сл.7
Активные движения имитирующие работу звонаря
Включает mp3 файл
Раскачивают колокола разной величины (в mp3 файле записаны поочередное звучание колоколов разной величины )
Результат-вклад: учащиеся научаться умению слушать музыкальные произведения и овладеют исполнительской культурой;
Закрепление знаний
Проблемные вопросы:
«Для чего нужно искусство?»
«Кто должен сохранять произведения искусства?»
4
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Сл.8
Репродукция Александра Косничева
«Звонари»
Проверка знаний
Беседует, задает вопросы. Создает эмоциональный настрой.
Отвечают на вопросы.
Метапредметные: учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
Вокально-хоровая работа.
11
Овладение необходимыми певческими умениями и навыками.
песня «Колокольный звон России»
Хоровое пение
Распевка:
работа над интонированием
и дыханием по фразам.
Исполняет песню.
Распевка:
работа над интонированием
и дыханием по фразам.
Поют хором.
Результат-вклад: учащиеся овладеют исполнительской культурой;
Обобщение и систематизация знаний.
Итог.
Проблемные вопросы:
«Для чего нужно искусство?»
«Кто должен сохранять произведения искусства?»
«Что ты можешь сделать для того, чтобы сохранять произведения искусства?»
Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся
6
2
Соотношение поставленных задач с достигнутыми результатами.
Подведение итогов и выяснения впечатления учащихся
Сл.9
Рефлексия
Подводит учащихся к выводу
«Для чего нужно искусство людям»
Называют основные позиции нового материала.
Делают вывод, что на уроке получилось, а что нет и почему.
Дает каждому ребенку стилус, для того, чтобы на слайде обозначить: «не понравился урок», «понравился урок».
Метапредметные: учащиеся научаться рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;
Метапредметные: учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
Конкретные: учащиеся узнают о значении памятника архитектуры 11 века для современников;
Результат-вклад: учащиеся научаться уважительно и бережно относиться к произведениям искусства;
Литература:
1. Автор: Николаева Е. Издательство: Московская консерватория «Музыка», 2006
2. Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Киев: Наукова думка, 1989. — С. 113—162
3. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно–методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011.-160с.
Интернет ресурсы:
София Киевская - http://kpravda.com/v-sofii-kievskoj-vpervye-prezentuyut-30-ikon-iz-muzeya-rubleva/
http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/sofiya_kievskaya_mozaiki_i_frefki.shtml
Князь Владимир - http://ria.ru/spravka/20130728/952329086.html
Ярослав Мудрый - http://kievmonument.narod.ru/ist_kiev8-r.html
Оранта - http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/mozaiki_sofiyskogo_sobora.shtml
Фрески - http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/
В.Г. Кикта - http://www.belcanto.ru/kikta_valery.html
Обложка с пластинки «Фрески Софии Киевской»- http://mp3sort.com/topic59534.htm
Расположение инструментов симфонического оркестра на сцене - http://www.srblog.ru/location-instruments.html/
Физминутка - http://www.kolokola.com/archives/1130
А. Косничев «Звонари» - http://kosnichev.ru/paintings/83/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ