Конспект урока по Музыке "СМЕЁТСЯ ВАЛЬС НАД ВСЕМИ МОДАМИ ВЕКА…" 5 класс

1001 идея интересного занятия с детьми


УРОК МУЗЫКИ

«СМЕЁТСЯ ВАЛЬС НАД ВСЕМИ

МОДАМИ ВЕКА…»

Трушина Светлана Юрьевна, учитель музыки, МБОУ СОККШ

с. Знаменка Нерчинский район Забайкальский край


Предмет (направленность): Музыка

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения: кабинет музыки


Цель урока: Помочь учащимся осознать силу вальсовой музыки, современность вальса, превосходство над другими танцами.

Задачи урока:

Обучающая:

Сформировать представление о вальсе, развивать умения учащихся работать с техническими средствами при знакомстве с музыкой; расширить представление о многообразии жанра вальса.

Развивающая:

Развивать умение анализировать и обобщать, применять усвоенные знания в новой ситуации.

Воспитательная.

Средствами музыкального искусства воспитывать эстетический вкус, способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов.

Тип урока: получение новых знаний

Музыкальный материал:

«Вальс» П. Чайковского, вальсы И. Штрауса «На Прекрасном голубом Дунае» и «Сказки венского леса», «Вальс о вальсе» Е. Долматовского, «Школьный вальс» И. Дунаевский, «Школьный корабль» Г. Струве.

Видео: вальсы на выпускных вечерах и кадетских корпусах , казачий вальс.

Форма урока:

Методы и приёмы.

Метод звуковой и зрительной наглядности, взаимосвязи с жизнью, метод диалога и полилога, проблемно-поисковый, метод эмоционального воздействия , групповая работа.

Основные термины: лендлер.

Этапы урока:

Организационный момент. Ввод в тему 3 мин

Работа по теме урока. 3 мин

Слушание вальсов И. Штрауса 15 мин

Слушание «Вальс о вальсе», «Школьный вальс» 10 мин

Исполнение «Школьный корабль» 3 мин

Просмотр видео-ряда разных вариантов

исполнения вальса 5 мин

Заключительный этап урока. (синквейн, обобщение) 5 мин


Ход урока:

Обоснование цели урока.

Учитель:

Мы уже не раз убеждались, что музыка тесно связана со всеми видами искусства. Но все эти виды искусства могут существовать и без музыки . А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует , просто не может жить без музыки! Какое же это искусство?

Ученики: (танец, хореография).

Сегодня на уроке мы будем говорить только об одном удивительном танце, который постепенно стал танцем почти всех народов мира. Существует этот танец уже больше трёх веков и не подаёт никаких признаков старения. Что же это за танец?

(слайд 1) (ответы учащихся)

Тема нашего урока « Смеётся вальс над всеми модами века…» (слайд 2)

(запись темы в тетради)

Актуализация знаний.

Показывается на доске эпиграф урока.

«Вальс устарел, говорит кое-кто, смеясь.

Век усмотрел в нём отсталость и старость?…»

Постановка проблемной ситуации:

Слушание вальс Ф. Шопена и вопросы учащимся- (слайд 3)

Какое настроение вызывает музыка?

Как считается вальс?

Вы умеете танцевать вальс?

Это современный танец?

Сегодня на уроке мы найдём ответ, современен ли танец вальс, почему он не «стареет» и до сих пор нравится всем людям.

2..Работа по теме урока.

Сообщение новых знаний.

Учитель:. (слайд 4)

Этому танцу рукоплескала Европа, он покорил сердца миллионов людей… Да, это нестареющий вальс! Известно ли вам, что танец развивался вместе с человеком. Танец служил способом общения, выражения эмоционального настроя человека. С древнейших времён и по сей день люди танцуют. Какие вы можете назвать танцы? (ответы детей)

Вальс возник на рубеже 2-х веков – XVIII и XIX. [ 1 ] (слайд 5)

Прародителем вальса является старинный австрийский танец «лендлер». Это парный круговой танец, а своё название получил от австрийской области Ландль. Вальс в переводе с немецкого – “вращать”. Как же танцевали лендлер?

-Кавалер выбирал партнершу, выводил в круг, вращал вокруг себя, оба постепенно продвигались по кругу за другими парами. (запись в тетради )

Танец начал быстро распространяться в странах Европы: Герма

нии, Австрии, Чехии и получил новое название – вальс.

Говорили, что обществу и религии грозит «вальсовая зараза».

Вальс сравнивали с холерой и проказой.

Некоторое время вальс считался очень неприличным – ведь кавалер при всех обнимает даму. В Вене, например, его разрешали танцевать на балу не более 10 минут, запрет на вальс был снят в 1888 году. В России император Павел I издал указ, запрещавший танцевать вальс. Но вальс невозможно было остановить. Он триумфально шёл по странам Европы, завоёвывая весь мир. Произошло это в 18 веке и вот уже более 200 лет властвует он над временем, не зная преград.

Позднее появился вальс в Англии и России. (слайд 6) [ 3 ]



Беседа перед слушанием музыки И. Штрауса

Учитель.

Поскольку у нас сегодня разговор о вальсах , мы встретимся с музыкой знаменитого «Короля вальсов» И. Штраусом. (слайд7)

Сообщение ученика.

В 19 веке в Вене, столице Австрии, появилась удивительная семья по фамилии Штраус. Удивительная потому что и отец- тоже И. Штраус, и его три сына прославились как авторы танцев, главным образом- вальсов. Самым талантливым из трёх братьев оказался старший, названный в честь своего отца Иоганном. Он превзошёл своего отца, братьев, современников сочинявших тогда модный танец- вальс. И .Штрауса прозвали «королём вальсов», и, чтобы не путать с отцом, стали называть его Штраусом-сыном. Очень успешно началась музыкальная карьера

И. Штрауса.

Об этом говорит такой факт: на первом же концерте, в котором композитор выступал как, скрипач и дирижёр, его вальс, начинавший программу, по просьбе публики был повторён 4 раза, а заключительный вальс- 19 раз! Представьте , какая это должна быть музыка? [ 2 ] (слайд 8)

Вопрос: Как вы думаете, почему эти вальсы повторялись многократно? (Этот факт говорит о гениальности композитора, он покорил сердца миллионов людей…)

Вывод: Огромное влияние на развитие вальса оказало творчество прославленного австрийского композитора Иоганна Штрауса (слайд 9)

Он написал ок. 500 танцев. (168-вальсов) Его оркестр исполнял вальсы с огромным успехом. Лучшие шедевры композитора -
«На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса». (запись в тетради)

Слушание Вальс «Сказки Венского леса».

Групповая работа. ( слайд 10)

1 группа. «Цветные квадраты» - учащиеся , слушая музыку, подбирают цвета в соответствии с характером музыки. (цветное моделирование музыки)- составляют цветную палитру. (после палитра выводится на экран, учащиеся обсуждают, согласны ли с теми цветами ,которые выбрала группа)

2.группа. Определяют эмоциональные термины.

После обсуждения 2,3 ученика из группы подчёркивают выбранные термины на интерактивной доске. (общее обсуждение)

3 группа. Выбирают музыкальные инструменты, которые подхо

дят для исполнения музыки. (выводится на экран «составлен

ный оркестр»)

.

5.Слушание : Вальс «На прекрасном голубом Дунае» (видео)

Учитель: Нам уже знакомы вальсы Чайковского, Ф. Шопена, но вальсы Штрауса отличаются от всех других - в них «Оттягивается» 2 и 3 доля такта, т.е. расширяется. Это придаёт вальсам особенную красоту , размашистость и элегантность.

Ритмическая минутка (покачивание телом, плавные движения руками, хлопками показать 2,3 долю вальса)

6.Слушание «Вальс о вальсе»

Вальс прожил богатую событиями жизнь. Многие известные зарубежные и русские композиторы успешно сочиняли вальсы и вошли в сокровищницу мировой культуры. .

Учитель: Часто ли вы в своей жизни встречаетесь с вальсом?

(ответы детей)

Да, вальс за нашей скоростной жизнью не поспевает… Но всё же ему всегда найдётся место в нашей жизни, когда нужно выразить глубину чувств, когда слова не смогут это сделать так же точно как музыка.

Есть песня «Вальс о вальсе» , в которой показан весь «жизненный путь» вальса. (слайд 11)

Перед слушанием задание:

1 группа:

Найти 2 строчки в песне, которые рассказывают о первых чувствах человека.

2 группа: - строки о военном вальсе.

3 группа- строки, которые подтверждают мысль о том , что вальс современен, и дошёл до наших дней.

Запись в тетради название песни: «Вальс о вальсе».

Муз. Е. Долматовского.

Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Почему не могу я забыть этот вальс?

Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый,
Но затаен он всегда и везде со мной,
И несет он меня, и качает меня, как туманной волной.

Припев. Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.

Вальс воевал, он в шинели был запылен,
Вальс напевал про Маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте "Осенний сон",
И как друг фронтовой не забудется он.

Вальс у костра где-то снова в тайге сейчас,
И Ангара подпевает, волнуясь,
И до утра с нами сосны танцуют вальс,
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.



После слушания: снова обратить внимание учащихся на тему урока.

- Какая тема урока?

- Что означает эта строчка из песни? ( Вальс пережил все танцы разных эпох)

- А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. В конце предложения стоит вопросительный знак. Нам надо его заменить? Что нужно оставить в конце предложения? (многоточие).

-Тема четверти? (В чём сила музыки)

Так в чём сила вальса и вальсовой музыки? (в красоте и правде, сделать жизнь людей как можно лучше и красивее, рассказать о чувствах человека….)

В настоящее время тысячи песен звучат в ритме вальса.

Популярность танца огромна во всем мире.





7.Слушание песни «Школьный вальс»

Учитель:

Где в современное время мы видим и слышим вальсы?

Ответы: в школе на выпускных балах, на концертах, на свадьбах…

Про учителей и про школу написано много песен, в том числе и вальсовых. Мы сейчас послушаем известную песню «Школьный вальс». (видео)

8. Исполнение песни «Школьный корабль» (слайд 12, 13)

9. Просмотр видео-ряда разных вариантов исполнения вальса.

Мы посмотрели, как танцуют в школах вальсы, а в кадетских школах и корпусах танцуют этот танец? (ответы )

- А казаки танцуют вальс?

Посмотрим видео.


10. (слайд 11) Обобщение урока.

Рефлексия- Синквейн. (слайд 14)

1 группа-

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна (вальс)

2 строка- 2 прилагательных, описывающих тему (австрийский, русский, международный , безграничный , современный и т.д.)

2 группа-

3 строка- 3 глагола, характеризующих действия (кружится, путешествует, поёт , слышится, зовёт, вдохновляет, возвышает и т.д)

3 группа

4 строка- короткое предложение, фраза из 4 слов (вальс не знает границ, вальс, как способ общения, вальс может танцевать каждый , дарит людям надежду и т.д.)

5 строка- синоним или ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное). (мир , красота, вдохновение, радость и т.д.


11. Обобщение урока:

Вальс всё живет и развивается. В чем секрет его успеха?

Можно с уверенностью сказать, что вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь.

12.Домашнее задание

Найти вальсы и вальсовые песни. (военные, современные)

13.Выставление оценок.

14.Выход под музыку вальса Ф. Шопена.



Литература.

1.Золина Л.В. «Уроки музыки с применением информационных технологий» Москва «Планета», 2010 г.


2. Самигулина В.М. «Музыка» 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И Науменко. Волгоград-Учитель 2010г.


3. http://festival.1september.ru/articles/531371/

7

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ