Конспект урока по Музыке "СМЕЁТСЯ ВАЛЬС НАД ВСЕМИ МОДАМИ ВЕКА…" 5 класс
1001 идея интересного занятия с детьми
УРОК МУЗЫКИ
«СМЕЁТСЯ ВАЛЬС НАД ВСЕМИ
МОДАМИ ВЕКА…»
Трушина Светлана Юрьевна, учитель музыки, МБОУ СОККШ
с. Знаменка Нерчинский район Забайкальский край
Предмет (направленность): Музыка
Возраст детей: 5 класс.
Место проведения: кабинет музыки
Цель урока: Помочь учащимся осознать силу вальсовой музыки, современность вальса, превосходство над другими танцами.
Задачи урока:
Обучающая:
Сформировать представление о вальсе, развивать умения учащихся работать с техническими средствами при знакомстве с музыкой; расширить представление о многообразии жанра вальса.
Развивающая:
Развивать умение анализировать и обобщать, применять усвоенные знания в новой ситуации.
Воспитательная.
Средствами музыкального искусства воспитывать эстетический вкус, способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов.
Тип урока: получение новых знаний
Музыкальный материал:
«Вальс» П. Чайковского, вальсы И. Штрауса «На Прекрасном голубом Дунае» и «Сказки венского леса», «Вальс о вальсе» Е. Долматовского, «Школьный вальс» И. Дунаевский, «Школьный корабль» Г. Струве.
Видео: вальсы на выпускных вечерах и кадетских корпусах , казачий вальс.
Форма урока:
Методы и приёмы.
Метод звуковой и зрительной наглядности, взаимосвязи с жизнью, метод диалога и полилога, проблемно-поисковый, метод эмоционального воздействия , групповая работа.
Основные термины: лендлер.
Этапы урока:
Организационный момент. Ввод в тему 3 мин
Работа по теме урока. 3 мин
Слушание вальсов И. Штрауса 15 мин
Слушание «Вальс о вальсе», «Школьный вальс» 10 мин
Исполнение «Школьный корабль» 3 мин
Просмотр видео-ряда разных вариантов
исполнения вальса 5 мин
Заключительный этап урока. (синквейн, обобщение) 5 мин
Ход урока:
Обоснование цели урока.
Учитель:
Мы уже не раз убеждались, что музыка тесно связана со всеми видами искусства. Но все эти виды искусства могут существовать и без музыки . А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует , просто не может жить без музыки! Какое же это искусство?
Ученики: (танец, хореография).
Сегодня на уроке мы будем говорить только об одном удивительном танце, который постепенно стал танцем почти всех народов мира. Существует этот танец уже больше трёх веков и не подаёт никаких признаков старения. Что же это за танец?
(слайд 1) (ответы учащихся)
Тема нашего урока « Смеётся вальс над всеми модами века…» (слайд 2)
(запись темы в тетради)
Актуализация знаний.
Показывается на доске эпиграф урока.
«Вальс устарел, говорит кое-кто, смеясь.
Век усмотрел в нём отсталость и старость?…»
Постановка проблемной ситуации:
Слушание вальс Ф. Шопена и вопросы учащимся- (слайд 3)
Какое настроение вызывает музыка?
Как считается вальс?
Вы умеете танцевать вальс?
Это современный танец?
Сегодня на уроке мы найдём ответ, современен ли танец вальс, почему он не «стареет» и до сих пор нравится всем людям.
2..Работа по теме урока.
Сообщение новых знаний.
Учитель:. (слайд 4)
Этому танцу рукоплескала Европа, он покорил сердца миллионов людей… Да, это нестареющий вальс! Известно ли вам, что танец развивался вместе с человеком. Танец служил способом общения, выражения эмоционального настроя человека. С древнейших времён и по сей день люди танцуют. Какие вы можете назвать танцы? (ответы детей)
Вальс возник на рубеже 2-х веков – XVIII и XIX. [ 1 ] (слайд 5)
Прародителем вальса является старинный австрийский танец «лендлер». Это парный круговой танец, а своё название получил от австрийской области Ландль. Вальс в переводе с немецкого – “вращать”. Как же танцевали лендлер?
-Кавалер выбирал партнершу, выводил в круг, вращал вокруг себя, оба постепенно продвигались по кругу за другими парами. (запись в тетради )
Танец начал быстро распространяться в странах Европы: Герма
нии, Австрии, Чехии и получил новое название – вальс.
Говорили, что обществу и религии грозит «вальсовая зараза».
Вальс сравнивали с холерой и проказой.
Некоторое время вальс считался очень неприличным – ведь кавалер при всех обнимает даму. В Вене, например, его разрешали танцевать на балу не более 10 минут, запрет на вальс был снят в 1888 году. В России император Павел I издал указ, запрещавший танцевать вальс. Но вальс невозможно было остановить. Он триумфально шёл по странам Европы, завоёвывая весь мир. Произошло это в 18 веке и вот уже более 200 лет властвует он над временем, не зная преград.
Позднее появился вальс в Англии и России. (слайд 6) [ 3 ]
Беседа перед слушанием музыки И. Штрауса
Учитель.
Поскольку у нас сегодня разговор о вальсах , мы встретимся с музыкой знаменитого «Короля вальсов» И. Штраусом. (слайд7)
Сообщение ученика.
В 19 веке в Вене, столице Австрии, появилась удивительная семья по фамилии Штраус. Удивительная потому что и отец- тоже И. Штраус, и его три сына прославились как авторы танцев, главным образом- вальсов. Самым талантливым из трёх братьев оказался старший, названный в честь своего отца Иоганном. Он превзошёл своего отца, братьев, современников сочинявших тогда модный танец- вальс. И .Штрауса прозвали «королём вальсов», и, чтобы не путать с отцом, стали называть его Штраусом-сыном. Очень успешно началась музыкальная карьера
И. Штрауса.
Об этом говорит такой факт: на первом же концерте, в котором композитор выступал как, скрипач и дирижёр, его вальс, начинавший программу, по просьбе публики был повторён 4 раза, а заключительный вальс- 19 раз! Представьте , какая это должна быть музыка? [ 2 ] (слайд 8)
Вопрос: Как вы думаете, почему эти вальсы повторялись многократно? (Этот факт говорит о гениальности композитора, он покорил сердца миллионов людей…)
Вывод: Огромное влияние на развитие вальса оказало творчество прославленного австрийского композитора Иоганна Штрауса (слайд 9)
Он написал ок. 500 танцев. (168-вальсов) Его оркестр исполнял вальсы с огромным успехом. Лучшие шедевры композитора -
«На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса». (запись в тетради)
Слушание Вальс «Сказки Венского леса».
Групповая работа. ( слайд 10)
1 группа. «Цветные квадраты» - учащиеся , слушая музыку, подбирают цвета в соответствии с характером музыки. (цветное моделирование музыки)- составляют цветную палитру. (после палитра выводится на экран, учащиеся обсуждают, согласны ли с теми цветами ,которые выбрала группа)
2.группа. Определяют эмоциональные термины.
После обсуждения 2,3 ученика из группы подчёркивают выбранные термины на интерактивной доске. (общее обсуждение)
3 группа. Выбирают музыкальные инструменты, которые подхо
дят для исполнения музыки. (выводится на экран «составлен
ный оркестр»)
.
5.Слушание : Вальс «На прекрасном голубом Дунае» (видео)
Учитель: Нам уже знакомы вальсы Чайковского, Ф. Шопена, но вальсы Штрауса отличаются от всех других - в них «Оттягивается» 2 и 3 доля такта, т.е. расширяется. Это придаёт вальсам особенную красоту , размашистость и элегантность.
Ритмическая минутка (покачивание телом, плавные движения руками, хлопками показать 2,3 долю вальса)
6.Слушание «Вальс о вальсе»
Вальс прожил богатую событиями жизнь. Многие известные зарубежные и русские композиторы успешно сочиняли вальсы и вошли в сокровищницу мировой культуры. .
Учитель: Часто ли вы в своей жизни встречаетесь с вальсом?
(ответы детей)
Да, вальс за нашей скоростной жизнью не поспевает… Но всё же ему всегда найдётся место в нашей жизни, когда нужно выразить глубину чувств, когда слова не смогут это сделать так же точно как музыка.
Есть песня «Вальс о вальсе» , в которой показан весь «жизненный путь» вальса. (слайд 11)
Перед слушанием задание:
1 группа:
Найти 2 строчки в песне, которые рассказывают о первых чувствах человека.
2 группа: - строки о военном вальсе.
3 группа- строки, которые подтверждают мысль о том , что вальс современен, и дошёл до наших дней.
Запись в тетради название песни: «Вальс о вальсе».
Муз. Е. Долматовского.
Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Почему не могу я забыть этот вальс?
Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый,
Но затаен он всегда и везде со мной,
И несет он меня, и качает меня, как туманной волной.
Припев. Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.
Вальс воевал, он в шинели был запылен,
Вальс напевал про Маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте "Осенний сон",
И как друг фронтовой не забудется он.
Вальс у костра где-то снова в тайге сейчас,
И Ангара подпевает, волнуясь,
И до утра с нами сосны танцуют вальс,
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.
После слушания: снова обратить внимание учащихся на тему урока.
- Какая тема урока?
- Что означает эта строчка из песни? ( Вальс пережил все танцы разных эпох)
- А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. В конце предложения стоит вопросительный знак. Нам надо его заменить? Что нужно оставить в конце предложения? (многоточие).
-Тема четверти? (В чём сила музыки)
Так в чём сила вальса и вальсовой музыки? (в красоте и правде, сделать жизнь людей как можно лучше и красивее, рассказать о чувствах человека….)
В настоящее время тысячи песен звучат в ритме вальса.
Популярность танца огромна во всем мире.
7.Слушание песни «Школьный вальс»
Учитель:
Где в современное время мы видим и слышим вальсы?
Ответы: в школе на выпускных балах, на концертах, на свадьбах…
Про учителей и про школу написано много песен, в том числе и вальсовых. Мы сейчас послушаем известную песню «Школьный вальс». (видео)
8. Исполнение песни «Школьный корабль» (слайд 12, 13)
9. Просмотр видео-ряда разных вариантов исполнения вальса.
Мы посмотрели, как танцуют в школах вальсы, а в кадетских школах и корпусах танцуют этот танец? (ответы )
- А казаки танцуют вальс?
Посмотрим видео.
10. (слайд 11) Обобщение урока.
Рефлексия- Синквейн. (слайд 14)
1 группа-
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна (вальс)
2 строка- 2 прилагательных, описывающих тему (австрийский, русский, международный , безграничный , современный и т.д.)
2 группа-
3 строка- 3 глагола, характеризующих действия (кружится, путешествует, поёт , слышится, зовёт, вдохновляет, возвышает и т.д)
3 группа –
4 строка- короткое предложение, фраза из 4 слов (вальс не знает границ, вальс, как способ общения, вальс может танцевать каждый , дарит людям надежду и т.д.)
5 строка- синоним или ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное). (мир , красота, вдохновение, радость и т.д.
11. Обобщение урока:
Вальс всё живет и развивается. В чем секрет его успеха?
Можно с уверенностью сказать, что вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь.
12.Домашнее задание
Найти вальсы и вальсовые песни. (военные, современные)
13.Выставление оценок.
14.Выход под музыку вальса Ф. Шопена.
Литература.
1.Золина Л.В. «Уроки музыки с применением информационных технологий» Москва «Планета», 2010 г.
2. Самигулина В.М. «Музыка» 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И Науменко. Волгоград-Учитель 2010г.
3. http://festival.1september.ru/articles/531371/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ