Конспект урока по Музыке "Великая Отечественная война в искусстве" 5 класс
Уроки музыки в 5 классе
Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»
Уроки 535-536
Тема: Великая Отечественная война в искусстве
(Продолжение, углубление темы «Богатырская тема на полотне и в музыке»)
Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
Задачи:
Развитие эмоциональной сферы, воспитание музыкально-эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять её.
Формирование «национальной широты» музыкального вкуса – стремление не только слушать музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов.
Формирование нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины.
Расширение музыкального кругозора.
Оборудование:
хрестоматия, фонохрестоматия, репродукции картин, портреты композиторов, схема-таблица
Музыкальный ряд:
«Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача
«Шел ленинградский паренек», соврем. нар. песня
«Катюша» М. Блантера, сл. М. Исаковского
«Слава победителям» З. Исмагилова, сл.Р. Нигмати
«Шаймуратов генерал» З. Исмагилова, сл. К. Даяна
«Не говорите, что они не вернулись» А. Имаева, на сл. Р. Нигматуллина
«Частушки»
«В землянке» К. Листова, сл. А. Суркова
«День Победы» Д. Тухманова, сл. В. Харитонова
Зрительный ряд (репродукции картин и плакатов):
Плакат «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе
«Генерал Шаймуратов» А. Храмова
«Подвиг А. Матросова» К. Герасимова
«Рейд башкирской конной» Р. Ишбулатова
Агитплакаты времен Великой Отечественной войны
Презентация на мультимедийном проекторе «Тема войны в искусстве»
«Мамаев Курган» видеоэкскурсия по памятнику ансамблю
«Сталинградская битва» документальная кинохроника
Литературный ряд: стихи русских и башкирских поэтов о войне. Выставка книг о войне.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие – распевки «Здравствуйте, ребята!»
«Добрый день!»
Цель: произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, сформулировать тему урока. А возможно, вы назовете авторов и название произведения.
2.Слушание
«Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача (1 куплет)
Анализ.
-Что вы почувствовали, слушая эту музыку?
-Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека?
(призыв на борьбу, отзывалась в сердцах людей, выражала всенародный гнев)
Учитель: - Это песня – призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов: мужчин, женщин, стариков, детей. Вспомните, 8 февраля у нас в школе прошла линейка, посвященная Дню юного героя-антифашиста. Даже такие же дети как вы и те воевали на фронтах Родины. Никто не остался равнодушным.
24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение «Священная война» Василия Лебедева - Кумача, а уже на следующий день руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии композитор Александр Васильевич Александров принес на репетицию ансамбля уже новую песню.
Учитель: - Внимательно всмотритесь в картины, найдите созвучную песне «Священная война», которая бы выражала такое же настроение. Какие краски использовали художники для выражения настроения народа в дни войны?
-Объясните свой выбор.
Плакат «Родина-мать зовет!»
-Как бы вы сформулировали тему урока?
3. Объявление темы и целей урока.
«Великая Отечественная война в искусстве»
Учитель: Мы продолжаем с вами разработку темы «Богатырская тема» и сегодня на уроке мы постараемся проанализировать отражение в искусстве темы ВОв, слушая музыку, фрагменты из литературных произведений, рассматривая репродукции картин (произведений живописи) Можем ли мы сказать, что это тоже Богатырская тема или нет.
Чтение стихотворения на фоне минусовой фонограммы песни «Священная война»
41 –й… Июнь…
Год и месяц борьбы всенародной
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
22.06.1941 – 9.05. 1945 - запись на доске
Учитель: Обратите внимание на цифры. Что они обозначают?
(дата начала и окончания войны)
Между этими цифрами всего лишь маленькая черточка, но что за ней скрывается? Боль, горечь, голод, разруха, смерть, более 20млн. человеческих жизней.
Война! Какое страшное, какое непонятное слово!
Грозный 41-й… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих миллионов людей, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли « из детства» в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Они хотели вернуться в теплые хаты, чтобы посмотреть в добрые, полные печали и тоски глаза своих матерей. Очень хотели… Но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу.
Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности за Россию, за народ и за все на свете.
Стала историей Великая отечественная война. Выросло не одно поколение, не знавшие ее. Но не меркнут подвиги тех, кто ценою собственной жизни спас Родину.
Презентация на мультимедийном проекторе «Тема войны в искусстве»
4. Проверка домашнего задания
–У вас было домашнее задание. Нужно было подобрать материал (литературный, живописный, музыкальный), где бы отражалась тема Великой Отечественной войны.
(ответы детей)
Как думаете, нужна ли была на войне музыка? Для чего?
А можете ли вы сейчас вспомнить, какие песни о войне мы с вами разучивали ранее? (в начальных классах)
«Шел ленинградский паренек» (соврем. н. п.)
«Песня о тачанке» К. Листова, сл. М. Рудермана
«Катюша» М. Блантера, сл. М. Исаковского
«Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.)
«Не печалься о сыне» Я. Френкеля из к/ф «Неуловимые мстители»
Песня «Шел ленинградский паренек» выражает такое же настроение, как и песня «Священная война»?
(нет, это песня - воспоминание)
– Какая она по характеру?
(лиричная, напевная, 2 куплет – жесткий, твердый, 3 куплет – более четкий, героический )
5. Исполнение
Исполним эту песню. А в каком характере мы ее будем исполнять, мы уже сказали.
Цель: передать лиричный, напевный характер, 1 куплет - воспоминание - горечь утраты, исполнить с грустью, 2-й куплет – тревожно, 3-й – твердо и решительно, героически.
Что можно представить, слушая и исполняя эту песню?
Учитель: Защита Отечества всегда была почетна, защитники Отечества (солдаты) вызывали у людей чувство уважения, гордости, уверенности, спокойствия.
Учитель: У кого из вас в семьях были или есть участники Великой Отечественной войны? Кто из вас готовит исследовательский материал для школьного музея «Моя семья в годы войны»? Делились ли ваши прадедушки-прабабушки своими воспоминаниями? Пока они еще живы, вы должны для последующих поколений, чтобы не ушел бесследно ваш род, оставить память о героических и трудовых подвигах ваших близких в годы войны.
Скажите, а можно ли назвать богатырями (героями) тех людей, которые защищали страну во время войны? Как думаете?
(Да, потому что они не жалели себя, свою жизнь, защищая
Родину, обладали храбростью, смелостью, решительностью)
А есть ли, среди наших мальчишек такие, кто хотел бы стать военным? Профессия военного очень почетна и важна, на его долю выпадает защита Отечества.
А скажите, ребята, где бы могла звучать на войне музыка?
(Когда солдаты шли в бой / на передовой;
на концерте - приезжали артисты; во время привала, отдыха после боя)
Какая музыка могла звучать? Под какую музыку шли в бой?
(четкая, призывная «Священная война»)
Какая песня звучала на отдыхе?
спокойная, лиричная, напевная– как грусть
о родном доме, о погибших)
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне…
Учитель: «Катюша» Что это? Кто это - Катюша?
(Ответы детей. Можно дать задание
для сообщения нескольким учащимся)
6. Исполнение «Катюша» М. Блантера
Цель: передать радостное настроение, чувство надежды на победу и скорее возвратиться домой, к любимым.
Какую музыку, какие песни хотели слушать бойцы после трудного, тяжелого боя?
(радостную, звонкую, задорную)
Знаем ли мы такую песню?
Ну что же, у нас в классе столько мальчишек – будущих защитников Родины.
Представим, что где-то на передовой или в госпитале, выдалась свободная минутка и так хочется отдохнуть душой и в то же время высмеять врага.
Незаменимы для таких целей были частушки.
7. Исполнение «Частушки» ( Приложение 2)
Для исполнения частушек требуются бойцы-добровольцы.
Я не уверена, что на фронте под рукой были музыкальные инструменты, поэтому давайте постараемся сейчас при помощи подручных средств подыграть нашим артистам, создав шумовой оркестр.
1 ряд – ладони друг об друга
2 ряд – ручка и карандаш
3 ряд – пеналы потрясти
Цель: передать шутливый, высмеивающий характер частушек
Что можно представить, слушая частушки? Выберите из иллюстраций созвучную характеру частушек картину.
– 8000 бойцов из нашего Дуванского района ушли защищать Родину. Они ушли, а домой понесли похоронки: «Пал смертью храбрых». Более 3000 земляков сложили головы на фронтах, не дойдяя до победы, не долюбив, не домечтав.
Учитель: Башкирский композитор З. Исмагилов и поэт Р. Нигмати сочинили песню «Слава победителям»
8. Слушание «Слава победителям»
Цель: определить характер музыки. Какие картины возникают в нашем воображении.
Просмотр видеофильма «Сталинградская битва»
9. Творческая работа.
Цель: Как могли бы в цвете отразить настроение этой песни? Какие бы вы выбрали цвета красок?
Анализ.
Что выражает эта песня? О чем нам рассказывает?
Скажите, в каких видах искусства нашла свое отражение тема Великой Отечественной войны?
(музыка, литература, живопись, скульптура, кино, театр)
10. Работа с таблицей (см. приложение 3)
В какие колонки мы можем сделать записи?
Вспомните, где в нашем селе, в районе, в республике установлены памятники воинам-победителям?
( в центре с. Месягутово на центральной площади парк-мемориал
- в г.Уфе – памятник А. Матросову, в г. Волгограде мемориал «Мамаев Курган», «Родина- мать».)
Сейчас очень много показывают по телевидению художественных и документальных фильмов о войне. Какие из них вы смотрели?
(«Офицеры», «Московская сага», «Курсанты»)
Песня «Священная война» написана композитором А. Александровым буквально в самом начале войны, многие произведения сочиняли сами солдаты, либо песни передавались из уст в уста и становились настолько популярными, что их считали народными.
И сегодня мы с вами начнем разучивать песню, которая называется
«В землянке» К. Листова
Мелодия и слова этой песни просты, но, сколько чувств они выражают!
11. Разучивание. Исполнение. «В землянке» К. Листова
Цель: передать мягкий, напевный характер, выразить тоску, боль.
Творческая работа. Инсценирование песни.
Если бы нам нужно было инсценировать эту песню, как бы мы это сделали?
(Изобразили костер, посадили гармониста, вокруг – бойцы.,
Кто-то лежит, кто-то сидит, спит, пишет письмо)
Песня «Священная война» символизирует начало войны, а кто знает, есть ли
произведения или песня, которые бы отражали другие события (ПОБЕДУ).
(песня «День Победы»)
Эта песня была написана в 1975 году к 30-летию со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и самое лучшее исполнение – Льва Лещенко.
Слушание фрагмента песни «День Победы»
12. Обобщение.
Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…
Что вам больше понравилось на уроке? Какие произведения русских и башкирских композиторов, поэтов, художников вам наиболее понравились и запомнились?
13. Итог.
Оценки.
Домашнее задание. Слушать музыку. Сейчас очень много звучит песен военных лет, песен о войне. Анализировать характер музыки. В каких ситуациях на войне могли звучать те или иные песни.
14. Выход под музыку: «День Победы» Д. Тухманова (минусовая фонограмма)
Примечание: материал делится на два урока по желанию учителя.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ