Конспект урока по Музыке "Великие немецкие композиторы – И.С.Бах и Л.Бетховен" 6 класс
Шибанова Вероника Владимировна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 529 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Сценарий трех уроков музыки в 6 классе по теме: «Великие немецкие композиторы – И.С.Бах и Л.Бетховен»
Тема четверти: «Преобразующая сила музыки»
Урок 3. 6 класс. «Великие немецкие композиторы – И.С.Бах и Л.Бетховен»
Цель: учить слышать в музыке небольшую частичку жизни и понимать, что жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь через человека.
Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить понятие склада на примерах ранее звучавших музыкальных произведениях.
2. Учить слышать главную мелодию и аккомпанемент.
Развивающие задачи:
4. На основе ранее полученного музыкального опыта учить рассуждать о музыке, ее выразительности, фактуре, контраста, определять средства музыкальной выразительности.
5. Продолжать работу по пополнению терминологии музыкального словаря.
6. На примере музыкальных фрагментов учить сравнивать, анализировать и обобщать накопленный опыт по слушанию музыки.
7. На лучших примерах европейской классики доказывать, что между музыкой разных народов нет непреходящих границ.
Воспитывающие задачи:
8. Поощрять учащихся на высказывание собственного мнения, рассуждение о личном эмоциональном восприятии.
9. На примерах истории родного города доказывать значимость искусства.
10. Учить высказываться о музыкальных произведениях на основе знаний специальной терминологии.
Оборудование: плакат с «Гимном России», портреты композиторов, карточки с терминами.
Ход урока.
Организационный момент.
Вход в класс. Приветствие. Вступительное слово учителя.
Вокально-хоровая работа. Певческие упражнения:
1. Да, дэ, ди, до, ду.
2. Ми-а; Ма-ми – уметь использовать слоги для распевания трезвучия и отрезков звукоряда (квинта).
3. На слоги- та, на, па – пение дуолями и триолями- кварта, квинта, октава.
4. Пение каноном «Во дворе мы строим дом» - р.н.п.
5. Попевка - «Птичка над моим окошком…» - работа над динамическим контрастами фраз.
«Гимн России» А. Александрова
6. Слушание песни в записи.
- Прослушайте и определите ее содержание и характер, отметьте особенности. Какой склад у этой песни? Полифонический или гомофония?
7. Разбор по плакату мелодии построчно в медленном темпе.
Работа в темпе над выразительностью куплетов.
2. Развитие темы урока.
- Ребята, кто из вас вспомнит, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, какую музыку слушали?
- Кто сможет напомнить, объяснить понятие «склад музыки»?
Есть еще такое понятие как «фактура», т.е «обработка».
- Давайте вспомним, какие бывают фактуры.
- Что означает слово «полифония»?
- С чем можно сравнить полифоническую музыку? (с разговором – беседой, нескольких человек на одну тему)
- Как не ошибиться в определении гомофонно-гармонической фактуры? (явно слышна мелодия с аккомпанементом).
- А кто может исполнять роль аккомпанемента? (и фортепиано, в фортепианном произведении и оркестр в оркестровом).
- Сейчас мы с вами проверим, легко ли определить на слух тот или иной склад в музыке – фактуру. Для этого приготовьте в тетради четыре кружочка. В каждый кружочек вы будите ставить значок – букву, обозначающую фактуру. Обсуждать ваши ответы будем после каждого прослушанного фрагмента. Надеюсь, что все примут активное участие в обсуждении.
Учащимся предлагаются такие обозначения.
• Г.г. – гомофонно-гармоническая
• А. – аккордовая
• О. – одноголосная
• П. – полифоническая
Музыкальные фрагменты:
1. О. – народная немецкая песня
2. П. – «Менуэт» И.С.Баха
3. Г.г. – «Утро» Грига
4. А. – Прелюдия № 20 Ф. Шопена
- Для того чтобы понимать и принимать музыку нужно ее слышать, слышать те изменения, которые в ней происходят. А эти изменения называются «развитием».
- Как вы это понимаете?
- Чем отличается композиторское развитие от исполнительского?
- Назови контраст в каждом элементе музыкальной речи: мелодия, лад, ритм, темп, регистр, динамика, фактура, звуковедение.
- Сегодня мы снова встречаемся с музыкой немецких композиторов. Именно музыка Баха и Бетховена оказала огромное влияние на развитие русской музыки прошлого и настоящего. Русские композиторы – Глинка, Римский – Корсаков, Чайковский, Стравинский; композиторы других стран – Лист, Шопен, Григ, Дворжак, Равель – учились на опыте этих композиторов. Их музыка до сих пор оказывает могучее воздействие на людей, стремящихся к миру, добру и культуре.
Интересно, но факт. Именно в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде не смолкала из радиоэфира музыка немецкого композитора Бетховена, а в фашисткой Германии музыка Бетховена была запрещена.
- Как вы думаете почему?
(Рассказ учителя о герое антифашисте Юлиусе Фучике, о том, какое значение для него имела Пятая симфония Бетховена).
Сейчас в классе прозвучит первая часть этой симфонии. Послушайте мотив – интонацию из четырех нот, про который сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь».
Первая часть Пятой симфонии Л.Бетховена.
- Какое название вы могли бы дать этой симфонии? И почему?
- Дайте характеристику музыкальным образам экспозиции? Какие инструменты ведущие?
- Почем эта музыка звучала часто в блокадном Ленинграде? Чем она сильна?
- Можно ли сказать о том, что нам с вами эта музыка понятна, несмотря на то, что она немецкого композитора?
Обобщение темы урока. Итоги урока.
- Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?
- Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?
Выставление оценок.
Выход под музыку из класса.
Автор: Шибанова Вероника Владимировна
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ