Сценарий урока музыки в 5 классе «Музыка в стихах и баснях»





Водопьянова Т.М.

Сценарий урока музыки в 5 классе

«Музыка в стихах и баснях»



1.«Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Эти слова В.Г. Белинского

Портрет В.Г. Белинского



2.Берёзовая роща – это арфа:

На ней играет набежавший ветер

Простую, незатейливую песню…

К дороге подошедший перелесок,

Как парень, растянул свою гармонь –

Широкую мелодию Руси!

А лес сосновый – золотой орган,

И музыка его почти что зрима:

Она взлетает вверх с движеньем кроны.

И вижу я в орешнике – рожок,

И слышу я в осине – балалайку,

И клён звенит,

Как бубен настоящий!

И я теперь совсем не удивляюсь,

Как много музыкальных инструментов

Подметил у природы человек…

(Вадим Семернин)





Русские пейзажи

Звучит « Ноктюрн» П. Чайковского или другая лирическая музыка (Кадры 1-8)

4.Поэты, написавшие стихи о музыке, посвятили их и великим музыкантам, композиторам, отдельным произведениям, музыкальным инструментам.

Играли струны музыкою зрящей,

И сердце пробуждалось в ней светло.

А он, колдун, обеими руками

Нам рассыпал напевный дождь колец

И, весь горя, дрожащими перстами

Касаясь струн, касался всех сердец.

(Константин Бальмонт)



Скрипка



5.Выдающийся музыкант и дирижёр Леопольд Стоковский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом». Мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям. Музыку с поэзией роднит, прежде всего, то, что все искусства черпают своё вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников.



«Быть может, все в мире лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И я с беспечального детства

Ищу сочетания слов». (К. Бальмонт)






Портреты Л. Стоковского и К. Бальмонта

6.Вопрос:

Что это за источники?




ПАУЗА

7.Ответ:

Это тяга человека к прекрасному. Но самый главный источник – душа.



Обобщенное изображение Поэта

http://www.stihi.ru/pics/2011/04/23/551.jpg http://www.stihi.ru/2011/04/23/551


8.«В ночи, когда уснет тревога,

И город скроется во мгле –

О, сколько музыки у бога!

Какие звуки на земле» (Александр Блок)



Когда поэзия достигает наивысшей красоты,

она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. Это единство музыки – поэзии связано с тем, что у настоящих поэтов огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в звуках. Иногда лирика сменяется сатирой.



Портрет А. Блока

9.Вопрос:

Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?

ПАУЗА

10.Ответ: басня

Обложки сборников басен



11.Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность

получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.



Портреты или обложки книг Эзопа, Лафонтена


















12.Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич создавал басни так просто, доходчиво, , что каждый легко их запоминал .У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен. И.А. Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Во многих баснях персонажи поют, играют на музыкальных инструментах, обсуждают мастерство исполнителя. Поет и танцует Стрекоза, пытается спеть ангельским голоском невезучая Ворона.




Портрет И. А. Крылова



13.В басне «Осел и Соловей» Крылов мастерски описывает прекрасное пение.

«Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался».



Иллюстрация к басне



14.Вокализы Скворца в одноименной басне он не только переводит на язык слова, но и высмеивает.

«То верещал козленком,

То непутем

Мяукал он котенком;

И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем.

Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том?

Пой лучше хорошо щегленком,

Чем дурно соловьем».



Иллюстрация к басне



15.Самой известной «музыкальной» басней стал

«Квартет». Глупые и смешные персонажи очень напоминали великосветских знакомых Крылова, которые, следуя моде, усердно пытались музицировать.



Музыканты 18 века играют квартет



16.Мораль басни звучала довольно жестко

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,

Им отвечает Соловей. -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».



Иллюстрация к басне

Звучит « Квартет» № 2 , III часть А. Бородина - Mp3

17.Вопрос:

Подходит ли музыка « Квартета» А. Бородина к игре персонажей басни?


ПАУЗА

18.Ответ:

Нет, она звучит красиво.


19.Вопрос:

Какие музыкальные инструменты играют в басне?


ПАУЗА

20.Ответ:

Две скрипки (прима и втора), альт и бас

Струнный квартет

21.Вопрос:

Почему виолончель Крылов называет “басом”?


ПАУЗА

22.Ответ:

Потому что виолончель - наиболее низкий по

звучанию инструмент в этом квартете.






Виолончель

23.Вопрос:

Какую роль играет музыка в басне?


ПАУЗА

24.Ответ: Музыка показывает особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.




Персонажи басни «Квартет»

25.Вопрос: “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет

эти басни?

ПАУЗА

26.Ответ: В этих баснях идет речь о музыке

Обложка книги «Басни Крылова»

27.Вопрос:

Какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать?

ПАУЗА

28.Ответ:

Краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает



Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица

29.Музыкальный язык похож на обычную речь по своему строению и многому другому, Слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии, музыкальные фразы, предложения. Как в речи, так и в музыке присутствуют ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка и поэзия своими средствами рассказывают о жизни.





Ноты - красиво



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ