Урок музыки в 6 классе Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.
…В старой музыкальной комедии 1941 года «Антон Иванович сердится» главный герой, профессор консерватории, засыпает и видит во сне своего кумира, Иоганна Себастиана Баха, величайшего композитора всех времен. Бах со смехом говорит Антону Ивановичу, что писать так любимые им хоралы — величайшая скука, а его мечтой было написать… оперетту, в сюжете которой бы принц встретил на лугу прелестную пастушку, а дальше не помнит, но «всё было бы очень смешно». На самом деле серьезнейший композитор был обычным человеком. И в своих произведениях он совмещал «небесное и земное»…
http://kinofilms.tv/film/anton-ivanovich-serditsya/5866/
«Антон Иванович сердится»- кадр из фильма
В 1754 году, через четыре года после смерти Баха, сын композитора и его ученик написали «Некролог», в котором мы читаем следующее: «Иоганн Себастьян Бах происходит из рода, все члены которого, как видно, от самой природы получили в дар любовь к музыке и музыкальный талант. Насколько нам известно, начиная с прародителя этого рода, Вейта Баха, на протяжении семи поколений все его потомки посвящали свою жизнь музыке и, за немногими исключениями, вступали на музыкальное поприще».
Семья Баха
Все свидетельствует о том, что Бах был человеком приветливого характера, легко сходился с людьми, любил общество. Общительность была у Бахов семейной традицией. Современник вспоминает о том, что члены «музыкальной семьи Бахов» устраивали семейные вечеринки, на которых собирались обычно большие компании. «Сперва пели какой-нибудь хорал, потом следовали светские народные песни, которые уже сильно отличались от первоначального религиозного песнопения шутками и остротами, часто грубоватыми и циничными и смешили как исполнителей, так и слушателей. Особенно большим успехом пользовались в таких случаях кводлибеты, в которых старались смешать в самые разнообразные религиозные и светские мелодии и тексты».
Бах с сыновьями
Один из веселых эпизодов жизни Баха того времени воссоздает для нас заключительная фуга Сонаты для клавира Ре мажор. Бах обозначил тему не совсем правильно, с точки зрения итальянского языка, следующим образом: «Каприччио на кудахтанье простодушной курицы». Визгливый голос молодой курицы, у которой прервалось дыхание от оживленного кудахтанья, слышится и в контрапункте.
Курица
Брат Себастьяна, бывший на три года старше его, поступил по контракту в гвардейский оркестр армии шведского короля Карла XII в качестве гобоиста. Перед отъездом он заехал, чтобы попрощаться с братом. Этому случаю мы обязаны маленьким произведением «Каприччио на прощание с горячо любимым братом».. Позже Иоганн Якоб Бах принял участие в Полтавской битве; вместе с королем он попал в плен к туркам при Бендерах. По возвращении из плена и смерти короля он жил в Стокгольме на положении отставного музыканта до самой смерти, неожиданно постигшей его в возрасте сорока лет.
Войско карла XII
История создания цикла «Музыкальное приношение» началась в день встречи Баха с прусским королём Фридрихом II. Это цикл канонов, фуг и других музыкальных произведений, основанных на теме, продиктованной Баху. Два месяца спустя Бах опубликовал цикл произведений на «Королевскую тему», который сейчас известен как «Музыкальное приношение». В оригинале некоторые каноны из «Музыкального приношения» представлены не более чем короткой одноголосной мелодией размером в несколько тактов, сопровождаемой более или менее загадочной фразой на латыни. Эти части произведения иногда называют загадочными канонами. Исполнитель должен разгадать загадку, правильно проинтерпретировав мелодию с надписью как многоголосное произведение. Было показано, что у некоторых загадок имеется не одно решение, так что исполнитель может просто играть, не задумываясь о загадках автора. О том, как Фридрих воспринял посвящённое ему произведение, играл ли он его и пытался ли разгадать хоть одну загадку, мало что известно.
«Музыкальное приношение» Баха
Иоганн Себастьян Бах знал он толк в кофе. Поэтому и согласился написать на заказ Кофейную Кантату, которая должна была рекламировать кофе этот новый экзотический напиток среди немцев. “Или кофе, или замуж!” – угрожает герой кофейной кантаты. “Вы как хотите, папаша, а я выйду замуж только за того, кто не будет мне запрещать пить кофе!” – отвечает ему дочь.
Кофейная кантата Баха
Композитору приходилось решать бытовые проблемы и бороться с нуждой. Вот какой документ получил Бах, согласно которому ему было положено жалование:
«85 гульденов деньгами и обычная плата натурой, а именно: 3 меры пшеницы, 2 сажени дров, причем 1 сажень буковых, 1 сажень дубовых, 6 раз по 60 вязанок хвороста с доставкой на дом, вместо обещанной пахотной земли».
http://yandex.ru/images/search?text=сборщики%20хвороста&img_url=http%3A%2F%2Fuploads0.wikipaintings.org%2Fimages%2Fvincent-van-gogh%2Fwood-gatherers-in-the-snow-1884.jpg&pos=3&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1405079552791&pin=1Собиратели хвороста идут по снегу. Ван Гог
В Дрездене разыгралось знаменитое состязание между Бахом и французским исполнителем Маршаном. Об этом событии рассказывают так: «Монсиньор Маршан, находясь в Дрездене, когда там случайно был и господин придворный композитор, послал ему любезное письмо с предложением померяться с ним силами в игре на клавире. Наступил час, когда два великих виртуоза должны были померяться силами. Господин придворный композитор долго ожидал своего противника, но напрасно, В конце концов, выяснилось, что монсиньор Маршан еще ранним утром на скором почтовом дилижансе покинул Дрезден».
Бах органист
Смерть была частым гостем в доме кантора церкви св. Фомы. Бах потерял не только свою первую жену, ему пришлось перешить также смерть одиннадцати из своих двадцати детей. Только пять его сыновей и четыре дочери перешили отца. Были периоды, когда смерть почти ежегодно посещала его дом. Мы даже не можем себе представить, сколько болезней и забот отягощали эту многочисленную семью и отца, постоянно занятого воспитанием детей и уходом за ними.
Старое немецкое кладбище
В евангельских повествованиях, в строфах хоралов и псалмов Бах видел глубинную реальность бытия. Вот названия некоторых духовных кантат: «Слезы, вздохи, трепет, горе», «Стою одной ногой в могиле» «Кто знает свой последний час», «Нести я буду крест, «Как много слез и сердца мук». В музыке звучат и скорбь и страдание, но уравновешиваются они мудростью, покоем, а то и отблеском счастья, радостью преодоления жизненных тягот.
http://bagirasos.0pk.ru/viewtopic.php?id=1372&p=2
А. Дюрер «Распятие»
Музыкальные символы и хоральные мелодии Баха имеют ясное смысловое содержание. Их прочтение позволяет понять нотный текст, наполнить его духовной программой. Истинная музыка всегда программная, ее программа в хоралах, кантатах, пансионах отражает процесс невидимой жизни духа. Смысл евангельских историй помогали раскрыть особые мелодии – символы. Так равномерное движение нижнего голоса уподоблялось шагу. Быстрые восходящие и нисходящие движения выражали полет ангелов, основываясь на словах Нового Завета, когда в ночь Рождества пастухи увидели реющих с неба на землю и обратно ангелов. Короткие, быстрые, размашистые обрывающиеся фигуры изображали ликование. Такие же, но не слишком быстрые фигуры — спокойное довольство. Пунктирный ритм изображал бодрость, величие, торжество. Триоли символизировал усталость, уныние. Скачки вниз на большие интервалы - старческую острую печаль, боль ,тихую печаль, достойное горе…Кроме того использовались мотив Страдания распятого Христа, Мотив искупления ,Символ креста, распятия, Страстей Господних…
Орган в храме
Сохранились полностью и вошли в собрание сочинений Баха «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Эти два монументальных произведения вместе с «Магнификатом» и «Высокой мессой» составляют четыре наивысших пика грандиозной горной цепи – вокально-инструментальных сочинений Баха .Исполнялись они в пятницу страстной недели. Богослужение начиналось во втором часу пополудни. Пели хоралы, затем шла первая часть трагедии. После пяти часов, исполнялась, тоже вместе с хоралами, вторая часть «Пассионов». Если нынче «Страсти» ставились в Томаскирхе, то через год – в церкви св. Николая. Этот обычай соблюдался неукоснительно.
Собор св. Фомы в Лейпциге
Сюжет «Страстей» традиционен: рассказ о тайной вечере, когда Христос сообщает ученикам, что один из них предаст его («Не я ли, не я ли?» – вопрошают взволнованные ученики в этом эпизоде «Страстей по Матфею»); далее следуют события в Гефсиманском саду; молитва Христа; смущенные ученики, которых после своего молитвенного уединения учитель нашел спящими. Затем проходят эпизоды сговора первосвященников против Христа, предательства Иуды, взятия Иисуса стражей. Далее ночь во дворе пыток; отступничество Петра и его раскаяние; эпизод у римского наместника Пилата; фанатичная толпа иудеев требует распятия Христа; путь на Голгофу, страдания и смерть Христа, сопровождающиеся небесными знамениями.
«Тайная вечер» Леонардо да Винчи
Ханс Гольбейн « Страсти Господни»
Непременные участники вокально-драматического действа: Евангелист (у Баха - это тенор) – речитативом ведет рассказ о событиях, отдельные реплики передаются другим персонажам трагедии, Иисус (в исполнении баса); Петр, Пилат (бас); первосвященники, лжесвидетели. Многообразны задачи хора или хоров. Хор исполняет назидательную роль нравственного наставника; хор – это сама народная мудрость, комментирующая события и осуждающая низкое поведение предателей, лжесвидетелей, корыстных возбудителей слепой толпы. Хор – действующее лицо в самых напряженных сценах, и это глас народа, благословляющий конечное торжество добра над злом.
Шествие на голгофу
В музыке пассионов много зримо ощутимых образов: приметы вечера, ночи, утра, дня, картины натиска безумствующей толпы, даже жесты; бичевание жертвы и внутренний покой героя трагедии, суетливость мелких корыстолюбцев в эпизоде деления одежды казненного, звуки грозы, треск раздираемой завесы в храме... В сценах обличения носителей зла Бах допускает гротескные ритмы, даже танцевальные.
«Шествие на Голгофу» П. Брейгель старший
«Искусство фуги» — эта вершина полифонического мастерства, который не был закончен Бахом .Работа над ним была прервана смертью композитора.
Одна из тем - звуковая расшифровка фамилии Баха
( BACH).Второй теме сопутствуют нисходящие звукоряды– знаки печали, символы умирания, положения во гроб. Ослепнув и предчувствуя свою кончину, Бах продиктовал своему ученику и зятю последнюю хоральную фантазию, озаглавленную «Пред престолом Твоим я являюсь», становится очевидным, чем были заняты мысли композитора в это время. Вряд ли можно предполагать, что такое содержание проникло в последние сочинения бессознательно.
Юрий Коломиец посвятил свое стихотворение величественному памятнику человеческого духа, музыке Иоганна Себастиана Баха:
«...так возлюбил Бог этот мир,
что отдал Сына Своего
Единородного, чтоб верующий
в Сына не погиб,
но в жизнь вечную вошёл».
Когда эфир приливом полнят
«Страсти» Баха небытия веков,
народы восстают и тень Христа
сердца всей силою воззваха
гордыню жалкую и жертвы их
из праха нам явят совестью
на слёзы,
но не суд.
Наш мир есть падший мир,
распявший Сына Бога,
мы осудили в Нем самую
жизнь свою...
во тьме неверия, грехов
по жизни этой ручьями-реками —
в Великий Океан
но лишь в Душе
найдём путь к Богу
и бессмертье:
ковать себя в годины
лихолетья...
взывает к Господу
души моей орган.
«Пьета» Микеланжело
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ